We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Foundations of Sociology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса изучаются основы социологии как науки в контексте обществ Азии и Африки: история формирования самостоятельной научной дисциплины; теоретическая база и основополагающие понятия; методологический аппарат и его практическое применение. Подробно рассматриваются ключевые направления современной социологической мысли в отечественной и мировой науке. Особое внимание уделено ознакомлению с региональными особенностями применения социологического знания в контексте стран Азии и Африки, а на семинарах проводится подробный сравнительный анализ социологических особенностей в разных странах региона.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у учащихся комплексное представление о социологии как научной дисциплине.
  • Сформировать у студентов устойчивые знания социологических теорий, специализированной терминологии и методологического аппарата данной науки.
  • Познакомить студентов с основными особенностями развития социологической мысли в странах Азии и Африки.
  • Помочь студентам овладеть навыками анализа социальных факторов, влияющих на развитие общества в странах Азии и Африки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основополагающие теории социологии (позитивизм, антипозитивизм, структурный функционализм и др.), специализированную терминологию и методологию социологии, главные школы социологической мысли в странах Азии и Африки и работы ведущих ученых.
  • Умеет анализировать социальные факторы, влияющие на развитие общества в странах Азии и Африки; использовать социологическое воображение для диагностирования и решения социальных проблем.
  • Имеет навыки практического применения методологического аппарата социологии, анализа и реферирования текстов социологической тематики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в социологию
  • Тема 2. Общество и социальное взаимодействие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Каждый студент делает 1 доклад. Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курса. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Письменный экзамен в формате теста – 1 час. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 40 вопросов.
  • неблокирующий Письменные научные комментарии к лекциям
    В конце каждой лекции студенты в течении 10 минут должны сжато письменно прокомментировать содержание лекции (в объеме 500-1000 знаков с пробелами): кратко обобщить содержание; продемонстрировать свое понимание новых терминов и концептов, приведя примеры из других областей или личного опыта; сопоставить новую для них информацию с уже имеющимися знаниями из других областей; отметить моменты, которые они считают поводом для дискуссии; прокомментировать, про что они хотели бы узнать больше. Комментарий лекции не является оценочным отзывом работы преподавателя или дисциплины в целом, а является научным комментарием информации, полученной на лекции.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Доклад + 0.2 * Письменные научные комментарии к лекциям + 0.5 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семь лекций по истории социологии : Учеб. пособие для вузов, Гофман, А.Б., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюркгейм, Э.  Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Б. Гофман. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 307 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06587-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455295 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Какинь Оксана Игоревна