• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

German

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Немецкий язык», в соответствии с базовым учебным планом по направлению 58.03.01 «Востоковедение и африканистика», образовательная программа «Востоковедение» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, изучается на 3 курсе (1, 2, 3, 4 модули). Знания, полученные при изучении дисциплины, используются для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности при общении с немецкоязычными собеседниками, а также могут быть использованы в дальнейшем в проектной и научно-исследовательской работе, при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Целью освоения дисциплины "Немецкий язык" является приобретение элементарной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности при общении с немецкоязычными собеседниками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает артикли (неопределенный, нулевой, отрицательный); множественное число имен существительных; спряжение глаголо в Präsens: essen, geben, mögen...; порядок слов в вопросительных предложениях (специальный вопрос, общий вопрос); предлоги mit, von; количественные числительные 21-100. Умеет называть продукты, их упаковку и количество; вести диалог в супермаркете; рассказывать о предпочтениях в еде; представить рецепт любимого блюда.
  • Знает артикли (определенный); наречия места; прилагательное в роли предикатива ; отрицание при помощи частицы nicht; спряжение глагола gefallen. Умеет описывать дом, квартиру и помещения в них; выражать свое отношение «нравится/не нравится» и кратко аргументировать его; называть и давать краткую характеристику мебели и бытовым приборам; понимать и составлять объявления о поиске квартиры; обмениваться информацией в рамках темы «Аренда жилья»;
  • Знает временные предлоги in, für, seit, vor, bis, ab; Konjunktiv для выражения вежливой просьбы; глаголы с отделяемыми приставками an-/aus-/auf-/zumachen; сложносочиненное предложение и наречия dann/ deshalb/ außerdem /trotzdem. Умеет вести диалог в службе сервиса (в том числе и по телефону); формулировать сообщение на автоответчике; формулировать свою просьбу/ желание в соответствии с заданной ситуацией; формулировать краткие информативные сообщения делового характера
  • Знает модальные глаголы können и wollen; порядок слов при составном глагольном сказуемом; сложное прошедшее время перфект Умеет называть занятия в свободное время дня, выражать свои предпочтения во времяпрепровождении; называть основные виды занятий на уроке иностранного языка, выражать свои предпочтения ; описывать распорядок выходного дня и расспрашивать собеседника о его распорядке; выражать намерения, согласие и несогласие с предложением; рассказывать о своих хобби, умениях и навыках.
  • Знает модальные глаголы müssen и dürfen; порядок слов; неопределенно-личное местоимение man; повелительное наклонение. Умеет расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; формулировать устный запрос на стойке информации в гостинице; формулировать запреты, указания, советы.
  • Знает модальный глагол sollen и порядок слов; склонение притяжательных артиклей. Умеет называть части тела, описывать симптомы болезни, боли; описывать внешний вид и состояние здоровья других людей; вести краткие телефонные разговоры с врачом/ администратором в больнице; согласовывать дату визита к врачу, отменять и переносить свой визит; давать краткие советы и рекомендации по лечению.
  • Знает порядковые числительные; союзы dass/ wenn/weil/obwohl; склонение личных местоимений. Умеет расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о датах и сроках; расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о национальных праздниках и традициях; описывать праздники своей страны; давать советы/рекомендации при выборе подарков; писать приглашения, принимать устные/письменные приглашения/ отказываться от них; формулировать праздничные поздравления/пожелания.
  • Знает правила чтения в немецком языке. Умеет поприветствовать кого-либо или попрощаться; знакомиться, представлять себя и др. людей при знакомстве; приветствовать/прощаться; рас- спросить собеседника для получения недостающей личной ин- формации; начать телефонный разговор, представиться, пригласить кого-либо к телефону
  • Знает претерит - простое прошедшее время; модальный предлог als; временные предлоги vor, seit, nach, in, für. Умеет называть и кратко описывать основные профессии; называть занятия, характерные для разных видов проф. деятельности, выражать свои предпочтения; расспрашивать собеседника об его профессии, образовании, навыках; составлять краткую биографию/резюме/ мотивационное письмо.
  • Знает притяжательные местоимения, артикли; систему личных местоимений; спряжение глаголов в настоящем времени; предлоги aus/in и др.; количественные числительные. Умеет поинтересоваться чьим-либо самочувствием; представить членов своей семьи/друзей; рассказать о своем месте жительства; называть хобби и увлечения; обмениваться информацией на тему «Личные данные»; заполнять анкету/бланк; писать короткую открытку из отпуска/поездки.
  • Знает пространственные предлоги и наречия; предлоги и наречия местоположения и направления. Умеет расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; описывать свое местонахождение, местонахождение какого-либо объекта, путь следования; формулировать устный запрос на стойке информации на вокзале/ в аэропорту
  • Знает спряжение сильных глаголов с чередованием корневого гласного; винительный падеж имен существительных; правила отрицания Умеет называть месяцы и времена года; называть занятия, характерные для разных времен года, выражать свои предпочтения; описывать погоду и расспрашивать собеседника о погоде; понимать сообщения о погоде по телевидению/радио; формулировать запрос по недостающей информации о погоде
  • Знает указательные местоимения der/die/das; dies-; вопроситель- ный артикль welch-/ was für ein-?; степени сравнения прилага- тельных/ наречий; склонение прилагательных/ наречий; склонение личных местоимений в Дат. падеже; глаголы с Дат. падежом. Умеет вести диалог в магазине одежды; давать оценку внешнего вида/одежды; давать советы/рекомендации при выборе одежды и обосновывать свой выбор; выражать свои вкусы/предпочтения/неприятие.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Знакомство, семья
  • Тема 2. Еда, продукты
  • Тема 3. Моя квартира, мебель
  • Тема 4. Мой день. Хобби. Погода.
  • Тема 5. Учеба и свободное время.
  • Тема 6. Здоровье
  • Тема 7. Ориентация в городе (направления, здания, транспорт).
  • Тема 8. Путешествия. Reisen. Бронирование отеля (Zimmer buchen) по странам D-A-CH.
  • Тема 9. Одежда
  • Тема 10. Праздники и традиции
  • Тема 11. Выходные. Культурные развлечения
  • Тема 12. Новые вещи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (текущие тесты)
    Состоит из грамматически-лексических упражнений.
  • неблокирующий Эссе
    Количество слов в эссе должно быть 100-150, количество знаков без знаков препинания -- 500. Примерно 15 предложений.
  • неблокирующий Диктант
    Диктант дается по каждой теме. Студентам диктуется 10 слов/словосочетаний на русском языке и 10 слов/словосочетаний на немецком языке на время. На выполнение задания дается 5-7 минут.
  • неблокирующий Перевод
    Письменная работа на знание лексики и грамматических структур по каждой теме модуля. Студенту даются в качестве домашнего задания предложения на перевод -- с русского на немецкий.
  • неблокирующий Домашние задания
    Различные письменные и устные задания. 3-5 домашних заданий в модуле.
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Домашнее чтение
  • неблокирующий Экзамен (устная часть)
    Экзамен проводится в устной форме и письменной форме. Устная часть экзамена проходит по билетам (опрос по материалам курса). Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в аудитории), пользоваться конспектами и подсказками, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать чистый лист для записи краткого ответа. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Письменная часть. Для участия в экзамене студент обязан: указать свои ФИО в начале и конце теста, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в аудитории), пользоваться конспектами и подсказками, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать чистый лист для записи краткого ответа. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий
  • неблокирующий Экзамен (письменная часть)
    На проведение теста дается 80 минут. Формат экзамена: преподаватель в аудитории, студенты в аудитории/ нескольких аудиториях и в онлайн. Письменная часть экзамена проходит на онлайн платформе, для студентов, у которых есть основания на сдачу экзамена дистанционно.. К экзамену необходимо подключиться согласно времени и дате, указанным в LMS. Для участия в экзамене студент обязан: указать свои ФИО в начале и конце теста, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), пользоваться конспектами и подсказками, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать чистый лист Word для записи краткого ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 10 минут или более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжать участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий
  • неблокирующий Контрольная работа (модульный тест)
    Состоит из грамматически-лексических упражнений
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает участие студента на занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Накопленная оценка* 0.6 + Экзамен (письменная часть) * 0.2 + Экзамен (устная часть)* 0.2. В накопленную оценку входят все элементы текущего контроля, кроме экзамена.
  • 2024/2025 4th module
    Накопленная оценка* 0.6 + Экзамен (письменная часть) * 0.2 + Экзамен (устная часть)* 0.2. В накопленную оценку входят все элементы текущего контроля, кроме экзамена.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Катаева, А. Г.  Немецкий язык для гуманитарных вузов + аудиозаписи : учебник и практикум для вузов / А. Г. Катаева, С. Д. Катаев, В. А. Гандельман. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 269 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01265-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510727 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Смирнова, Т. Н.  Немецкий язык. Deutsch mit Lust und Liebe. Интенсивный курс для начинающих : учебное пособие для вузов / Т. Н. Смирнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00833-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513293 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Смирнова, Т. Н.  Немецкий язык. Deutsch mit lust und liebe. Продвинутый уровень : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Н. Смирнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 276 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02468-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434291 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Молчанова Татьяна Васильевна
  • Тямчик Азалия Александровна
  • Новикова Мария Валерьевна
  • Гаркун Элла Борисовна
  • Трофимова Нэлла Аркадьевна
  • Перегудова Татьяна Владиславовна