We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Islamic Law and Modernity

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Федосов Иван Вячеславович

Программа дисциплины

Аннотация

Аспектированно курс состоит из блоков, посвященных основным этапам развития исламской правовой семьи и мусульманского права как самостоятельного юридического явления – как ретроспективно, так и с учетом современных тенденций развития исламской правовой мысли. Дисциплина познакомит слушателей с мусульманским правом как феноменом, его историей возникновения и развития. Будут изучаться вопросы исламской социально-нормативной культуры, системы социальных норм в различных сферах жизни (шариат) и его соотношения с исламской юриспруденцией (фикхом). Также отдельно будут рассмотрены вопросы существования и функционирования мусульманского права как на исторических примерах, так и в современных государствах. Полученные знания могут быть использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Теоретический материал будет дополнен основами практической работы. Текущий контроль включает в себя проведение 3 контрольных тестов, формат проведения экзамена – тестирование по содержанию всех прослушанных лекций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей с религиозными и мировоззренческими основами ислама, а также предпосылками зарождения мусульманского права как самостоятельной правовой системы.
  • Ознакомить слушателей с природой и основами мусульманского права, истоками его происхождения и развития.
  • Ознакомить слушателей с источниками мусульманского права и его структурой.
  • Ознакомить слушателей с основными отраслями и институтами исламского права.
  • Ознакомить слушателей с концепцией гетерогенного правового пространства, а также ролью и особенностями функционирования исламского права в рамках данного правового пространства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет ясно выражать и убедительно обосновывать основные тезисы и аргументы своей научной работы.
  • Знает историю происхождения и развития исламской религии.
  • Знаком с предпосылками зарождения мусульманского права как самостоятельной правовой системы.
  • Знаком с природой и основами мусульманского права, истоками его происхождения и развития.
  • Понимает особенности исламской правовой семьи как отдельной правовой системы.
  • Умеет ориентироваться в научной литературе по тематике – исламоведению, основам мусульманского права.
  • Знает источники исламского права и ключевые научные дискуссии вокруг их определения.
  • Ориентируется в структуре исламского права.
  • Знаком с основными отраслями и институтами мусульманского права.
  • Знает особенности функционирования мусульманского права в прошлом на исторических примерах.
  • Имеет представление о функционировании исламского права в современности на примерах стран мусульманской правовой семьи.
  • Понимает идейные основы концепции гетерогенного правового пространства применительно к функционированию исламского права.
  • Знаком с религиозными и мировоззренческими основами религии ислам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семинарские занятия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады
    Студенты готовят доклады по предложенным для каждого семинара темам. Темы содержатся в описательной части каждого семинарского занятия. Доклад представляет собой изложение одной из выбранных тем занятия с использованием информации, почерпнутой из списка обязательной и дополнительной литературы. По результатам доклада преподаватель и студенты задают вопросы по докладу. В зависимости от степени владения материалом и качества ответов на поставленные вопросы докладчику выставляется оценка. Временной регламент одного доклада составляет примерно 5-7 минут для выступления студента и 7-10 минут для вопросов и ответов слушателей.
  • неблокирующий Активная работа на семинарах
    Активное участие в обсуждении темы семинара является самостоятельным критерием оценивания работы студента в течение курса. Под активной работой понимается участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя, а также формулирование вопросов по существу учебного материала, обсуждаемого на семинаре, что может служить целям лучшего понимания и усваивания данного учебного материала студентами. Данный вид контроля представляет участие студентов в дискуссиях и устном опросе по материалам обязательной литературы на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно, самостоятельный поиск и знакомство с дополнительной литературой по темам семинаров, критическое осмысление текстов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой прохождение теста в SmartLMS, состоящего из 30 вопросов разного формата. Время ответа – 90 минут. Тест может содержать задания, предполагающие 1) выбор одного или нескольких правильных вариантов ответа из предложенных, 2) установление соответствий между объектами, 3) определение объекта по краткой характеристике или 4) краткий ответ на открытый вопрос. Тест содержит 30 вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активная работа на семинарах + 0.3 * Доклады + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hallaq, W. B. (2009). An Introduction to Islamic Law. Cambridge eText.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Shelomo Dov Goitein. (2010). Studies in Islamic History and Institutions. Brill.

Авторы

  • Зеленев Евгений Ильич
  • Федосов Иван Вячеславович