• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cross-Cultural and Ethnic Psychology

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является выборной для студентов четвертого года обучения программы «Востоковедение». В данном курсе рассматривается применение психологических теорий к анализу личностного развития, межличностного и межгруппового общения с учетом культурного контекста. Особое внимание уделяется культурному разнообразию и психологическим подходам к его измерению. Курс способствует овладению навыками, необходимыми для проведения исследований в разных культурах. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 1 модуль. Основные разделы курса: 1. Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания 2. Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии 3. Подходы к измерению культурного разнообразия 4. Культура и познавательные процессы 5. Культура и личность. Понятие о «национальном характере» 6. Культура и общение 7. Психология миграций и аккультурации. Межкультурное взаимодействие В ходе освоения дисциплины студент должен: - уметь анализировать развитие, поведение и общение людей с учетом кросс-культурной специфики; - владеть навыками анализа межгруппового взаимодействия представителей различных культур и факторов, влияющих на это взаимодействие.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Кросс-культурная и этническая психология» является выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей. Это предполагает: - знание основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения людей, - понимание культурно-психологических факторов, влияющих на развитие личности, индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения, - знание психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, - представление о психологии миграций и аккультурации, а также – о межкультурном взаимодействии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и понимает факторы, влияющие на формирование и развитие этнических групп и культур
  • Студент знает предмет, цель и задачи кросс-культурной и этнической психологии
  • Студент идентифицирует основные теории о связи личности и культуры («Культура и личность», «базовая личность», «Национальный характер»)
  • Студент понимает и определяет взаимосвязь культурно-обусловленных ценностей, норм, правил и ролей с особенностями общения людей и групп
  • Студент понимает и определяет и может выделить особенности стратегий аккультурации
  • Студент понимает и определяет механизмы влияния культуры на личность
  • Студент Понимает и определяет основные механизмы влияния культуры на когнитивные процессы
  • Студент понимает и определяет основные особенности различных этнических групп, основанные на культурной специфике (выраженность «культурных синдромов», групповая идентичность и пр.)
  • Студент понимает и определяет последствия межгруппового взаимодействия различных этнических групп (этноцентризм, стереотипы, предрассудки и пр.)
  • Студент понимает и определяет различные подходы к анализу поведения, основанные на влиянии культуры
  • Студент понимает и определяет этапы межкультурной адаптации и «культурного шока»
  • Студент понимает и определяет этнокультурную специфику вербальной и невербальной коммуникации. Способен сравнивать вербальной коммуникации с позиции культуры
  • Студент понимает особенности разработки тестов интеллекта с учетом культурной специфики
  • Студент понимает сущность трех подходов в кросс-культурной психологии: абсолютизма, релятивизма и универсализма
  • Студент способен выделять сходства и различия в невербальной коммуникации у представителей разных культур
  • Студент способен идентифицировать и сравнивать культуры на основе культурных измерений разных авторов (Триандиса, Льюиса, Хофстеда и др.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания
  • Тема 2. Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии. Подходы к измерению культурного разнообразия
  • Тема 3. Культура и психические познавательные процессы
  • Тема 4. Культура и личность
  • Тема 5. Культура и общение
  • Тема 6. Психология миграций и аккультурации. Межкультурное взаимодействие
  • Тема 7. Этнокультурная компетентность и методы ее формирования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-проект по пройденной теме
  • неблокирующий Этнопсихологические особенности изучаемого региона Востока по выбору
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Письменный экзамен + 0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Этнопсихологические особенности изучаемого региона Востока по выбору + 0.3 * Мини-проект по пройденной теме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Berry, J. W. (2011). Cross-Cultural Psychology : Research and Applications (Vol. 3rd ed). Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=347856
  • Cross-cultural psychology: Research and applications. (2011). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511974274
  • Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для вузов, Лебедева, Н. М., 2012
  • Этнопсихология : учебник для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2006
  • Этнопсихология : учебник для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allwood, C. M., & Berry, J. W. (2006). Origins and development of indigenous psychologies: An international analysis. International Journal of Psychology, 41(4), 243–268. https://doi.org/10.1080/00207590544000013
  • Cross-cultural psychology. (2015). Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.3239d095.d0cf.4b95.a8f9.c949a1bf8bf5
  • Differences between tight and loose cultures: A 33-nation study. (2011). Science, 332(6033), 1100–1104. https://doi.org/10.1126/science.1197754
  • Fundamental questions in cross-cultural psychology. (2011). Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.bbbd082a.8bfc.4ec5.ad32.95725a4483b9
  • Liu, S., & Gallois, C. (2014). Integrating intercultural communication and cross-cultural psychology: Theoretical and pedagogical implications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD7AAB0B
  • Patel, F., Sooknanan, P., & Li, M. (2011). Intercultural Communication : Building a Global Community. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Pvt. Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=385324
  • Piller, I. (2011). Intercultural Communication : A Critical Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=370802
  • Shiraev, E., & Levy, D. A. (2016). Cross-Cultural Psychology : Critical Thinking and Contemporary Applications, Fifth Edition (Vol. Fifth edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1028566
  • Stankiewicz, D. (2016). Trening komunikacji międzykulturowej warunkiem postępu w relacjach pomiędzy “swoimi” a “obcymi” / Training of the Cross-Cultural Communication with Condition of Progress in Relation Between “One’s” and with “Strangers.” Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Ekonomiczno-Społecznej w Ostrołęce, (23), 538. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171464669
  • Triandis, H. C. (1994). Horizontal and vertical individualism and collectivism and work. Netherlands, Europe: WORC, Work and Organization Research Centre. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1425FDD9
  • Triandis, H. C. (2006). Cultural aspects of globalization. Journal of International Management, (2), 208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.intman.v12y2006i2p208.217
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2014