We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cultural development of the Eastern countries

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. В процессе освоения дисциплины студенты познакомятся с основными этапами мирового развития культуры с углублением в исследовательскую проблематику исторического изучения культур стран Востока. В ходе курса будут рассмотрены отдельные феномены культур разных регионов Азии и Африки, их специфические особенности и влияние на развитие мировой культуры. Основной акцент в курсе сделан на развитие культуры народов Востока в древний и средневековый периоды истории. Помимо изучения исторического материала студенты познакомятся с историей и теорией изучения культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об основных этапах мирового развития культуры и искусства с особым акцентом на историю культур стран Азии и Африки.
  • Сформировать представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока.
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах современного культурного развития, характерного для соответствующих стран Востока.
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
  • Выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; развивать умение использовать методы культурологических исследований и строить искусствоведческий анализ для описания различных культурных памятников.
  • Способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития различных регионов и стран.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализирует и учитывает мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявляет творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
  • Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремится к совершенствованию знаний о странах Востока, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию, использовать полученные знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации.
  • Учитывает в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки историческую, культурную, религиозную, экономическую и политическую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
  • Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией, выявлять научную сущность проблем, связанных с историческим развитием изучаемого региона.
  • Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук и использует современные информационные технологии в профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в изучение культуры. Культура Древнего Востока
  • Раздел 2. Развитие культуры стран Востока в средневековый период истории
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест на семинаре
    Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 вопросов: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Если тест не был выполнен на семинарском занятии, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Один из тестов в конце курса посвящен знанию памятников постоянных экспозиций искусства Востока Государственного Эрмитажа, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственного музея истории религий. В случае, если студент занимается онлайн, он должен познакомиться с памятниками Востока в каталогах и альбомах музеев, включая коллекции онлайн: - http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT?category=2673 - http://collection.kunstkamera.ru/ - http://gmir.ru/virtual/; http://gmir.ru/virtual/virt-collection/. Специальных списков предметов/ терминов/ имен мастеров и исследователей перед тестами студентам НЕ предоставляется, все вопросы формируются по материалам лекций.
  • неблокирующий Доклад
    Методические рекомендации к подготовке докладов и критерии оценки докладов: Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Перенос выполнения теста и презентации доклада на другой семинар не допускается.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную студентом, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тему эссе студент формулирует самостоятельно, а затем тема утверждается преподавателем. Тему эссе необходимо утвердить в течение 10 дней после начала модуля, затем тема утверждается преподавателем. Дедлайн сдачи работы в электронном виде устанавливается на 1 семинаре курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине представляет собой письменный экзамен, 50 минут, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, который предполагает узнавание представленных памятников (10 репродукций в билете), умение определить его место в истории культуры народов стран Востока. Основанием для снижения оценки за итоговый контроль являются: фактические ошибки или неточности, некорректное использование терминологии, недостаточное описание памятника и некорректное определение его культурной ценности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Тест на семинаре + 0.3 * Доклад + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бартольд, В. В.  Ислам. Культура мусульманства / В. В. Бартольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 221 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05833-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473884 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Махлина, С. Т.  Художественная культура Востока. Повседневность и праздники : учебное пособие для вузов / С. Т. Махлина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13957-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477236 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Флиттнер, Н. Д.  Культура и искусство Двуречья / Н. Д. Флиттнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05857-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473905 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fisher, G. (2015). Arabs and Empires Before Islam. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1081348
  • Grenet, F. (2010). « The fire temple at Tash-k’irman Tepe, Chorasmia » in : J. Cribb, G. Herrmann, eds., After Alexander. Central Asia before Islam. Oxford, Oxford University Press, 2007, pp. 435-453. (Proceedings of the British Academy, 133). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D2173BE2
  • Jeehee Hong, Narrator: Amy McNair, & Narrator: Ankeney Weitz. (2016). Theater of the Dead : A Social Turn in Chinese Funerary Art, 1000-1400. University of Hawaii Press.
  • Jerome Silbergeld, & Eugene Y. Wang. (2016). The Zoomorphic Imagination in Chinese Art and Culture. University of Hawaii Press.
  • Matthew P. Canepa. (2018). The Iranian Expanse : Transforming Royal Identity Through Architecture, Landscape, and the Built Environment, 550 BCE–642 CE. University of California Press.
  • Pamela D. Winfield, & Steven Heine. (2017). Zen and Material Culture. Oxford University Press.
  • Pamela D. Winfield. (2013). Icons and Iconoclasm in Japanese Buddhism : Kukai and Dogen on the Art of Enlightenment. Oxford University Press.
  • Singh, B. P. (DE-588)123775078, (DE-627)082760195, (DE-576)165035676, aut. (2009). India’s culture the state, the arts, and beyond Balmiki Prasad Singh.
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474442 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Индуизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474443 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Вигасин, А. А.  История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14109-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470446 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Алферова Наталья Васильевна