We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Visualizing Japan: Cinematography

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Elective course
When:

Программа дисциплины

Аннотация

Кинематограф был завезен в Японию в конце XIX века и быстро приспособлен к культурным особенностям страны, однако несмотря на существенное влияние традиционного японского театра, литературы и живописи, кино в Японии во многом продолжает ассоциироваться с культурно-эстетическим влиянием Запада. Встрече японцев с киноаппаратом предшествовало их знакомство с телескопом, фотоаппаратом, микроскопом, камерой-обскурой, волшебным фонарем, другими западными изобретениями. Распространение этих приборов способствовало установлению в Японии ассоциативной связи между странами Запада и процессами механизации оптики. Запад ассоциировался с позицией квалифицированного наблюдателя, обладающего высокими технологиями «видения»; Япония же являлась объектом «взгляда», ей отводилась роль «рассматриваемого». Как повлияла эта динамика на развитие японского кинематографа, телевидения, других экранных искусств? Как меняются представления о «взгляде Запада» в связи с глобализацией кино- и медиаиндустрии, а также в связи с переходом к цифровым технологиям? Предлагает ли популярная во всем мире японская мультипликация анимэ некую особую модель видения? Ответы на эти и другие вопросы дает наш вводный курс по истории японских медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний об исторических и стилистических особенностях развития японского кинематографа.
  • Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала.
  • Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области сравнительной культурологии, истории и теории кинематографа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы развития кинематографа в Японии.
  • Знать основные этапы развития кинематографа в Японии;
  • Обладать терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых японских фильмов в их историческом и социокультурном контексте.
  • Понимание специфики взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
  • Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
  • Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами японской массовой и медиа-культуры.
  • Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа.
  • Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Приход кинематографа в Японию
  • Социально-политические движения и кинематограф на рубеже 1950-х - 1960-х гг.
  • «Великий немой»: культура бэнси, движение за «чистый» кинематограф, первые опыты киноавангарда.
  • Творчество Осима Нагиса.
  • Появление звука: модернизм и социальная критика в японском кинематографе 1930-х гг.
  • Стилистика и тематика фильмов "сдвоенного показа"
  • Кинематограф и пропаганда: Пятнадцатилетняя война (1931-1945) и годы оккупации (1945-1952)
  • Документальный кинематограф и телевидение.
  • Творчество Мидзогути Кэндзи. Эстетика традиционализма. Первые успехи японского кинематографа на Западе.
  • Якудза: кинематограф и криминальный мир Японии
  • Творчество Куросава Акира. Японское и советское кино в диалоге.
  • Кинематограф постмодерна
  • Творчество Одзу Ясудзиро. «Cемейная мелодрама» студии Сётику.
  • Творчество Китано Такэси.
  • Жанровая специфика послевоенного японского кинематографа
  • Японская анимация
  • Кинематограф «новой волны». Социально-политические движения 1960-х – 1970-х гг. Эксперименты в области стиля.
  • Международный феномен "J-Horror"
  • Документальный кинематограф и телевидение
  • Кинематограф после 3.11.
  • Japanese Film Studies. Формирование дисциплины. Дальнейшие перспективы развития.
  • Japanese Film Studies. Формирование дисциплины. Дальнейшие перспективы развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Эссе1
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Эссе 2
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Эссе1
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Эссе 2
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тесты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Письменный экзамен + 0.15 * Реферат + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.05 * Тесты + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Colette Balmain, Introduction to Japanese Horror Film
  • Mitsuyo Wada-Marciano, Japanese Cinema in the Digital Age
  • Thomas Lamarre, Anime Machine : A Media Theory of Animation

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Scott Nygren, Time Frames : Japanese Cinema and the Unfolding of History

Авторы

  • Фёдорова Анастасия Александровна