We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Arabic-Islamic Philosophy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Арабо-мусульманская философия» читается на 4-го курсе ОП «Язык и литература Ирана». Данная дисциплина реализуется с целью ознакомить студентов с основными этапами развития философии в арабо-мусульманском мире – классическим, постклассическим и современным, дать представление об основных направлениях и школах классической арабской философии, ввести философскую терминологию, имеющую общекультурный характер. Курс предполагает рассмотрение собственно философских, а не доктринальных и вероучительных, идей и концепций, а также влияние философии на формирование исламской доктрины и соотношение доктринального и философского знания в исламе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты должны иметь представление о концепциях ведущих философских школ
  • Студенты должны знать содержание и основные идеи ключевых философских текстов, а также понимать исторические условия, в которых они возникли
  • Студенты должны владеть специфическими навыками, необходимыми для самостоятельного чтения арабской и иранской философской классики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные этапы развития исмаилитской мысли, ее основных представителей, владеет понятийным аппаратом исмаилитской философии, владеет необходимыми навыками для самостоятельного чтения исмаилитских источников и специализированной литературы по этому вопросу
  • Студент знает основные этапы развития ишракизма, его основных представителей, владеет понятийным аппаратом философии «озарения», владеет необходимыми навыками для самостоятельного чтения источников и специализированной литературы по этому вопросу
  • Студент знаком с основными положениями философского суфизма, знает его основных представителей и ключевые концепции, умеет оперировать специальной суфийской терминологией, а также имеет общие представления о научных подходах к изучению суфизма
  • Студент имеет представление о ключевых этапах развития арабо-мусульманской философии постклассического и современного периода, знает основные течения мусульманской философской мысли и их представителей
  • Студенты имеют представления о мутазилитах, их учении, основных представителях и их идеях, а также умеют оперировать основной терминологией
  • Студенты имеют представления о предпосылках к возникновению арабо-мусульманской философии, знают основные доктринальные установки и понимают их значение для развития философской проблематики
  • Студенты имеют представления о школе фальсафы, ее основных представителях и их идеях, а также умеют оперировать основной терминологией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исламская доктрина и предпосылки к возникновению философии
  • Мутазилизм
  • Фальсафа
  • Философский суфизм
  • Философия исмаилизма
  • Ишракизм и ирфан
  • Постклассическая и современная философия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Экзамен
    По всем элементам контроля знаний оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала, демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению. Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины. Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию. Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию. Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию. Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.29 * Семинарские занятия + 0.1 * Контрольная работа + 0.29 * Презентация + 0.32 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leaman, Oliver. An Introduction to Classical Islamic Philosophy, Cambridge University Press, 2001. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=201810.
  • История арабо - мусульманской философии : антология, , 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Oxford Handbook of Islamic Philosophy. Eds. El-Rouayheb, Khaled, and Sabine Schmidtke. : Oxford University Press, November 02, 2016. Oxford Handbooks Online. Date Accessed 12 Nov. 2019 <https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199917389.001.0001/oxfordhb-9780199917389>.
  • Waardenburg, Jacques. Muslims as Actors : Islamic Meanings and Muslim Interpretations in the Perspective of the Study of Religions, De Gruyter, Inc., 2007. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3041608.

Авторы

  • Никитенко Евгения Леонидовна
  • Алонцев Максим Альбертович
  • Арманд Елена Евгеньевна