• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of East and Southeast Asia

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
19
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа знакомит учащихся с историей и историографической традицией стран Восточной и Юго-Восточной Азии в средневековье, новом и новейшем времени, с источниками по истории и культуре этих стран в соответствующие исторические эпохи, дает представление о трактовке исторической наукой ключевых проблем истории государств региона, а также развивает способности использовать знания об истории и культуре стран региона для понимания социально значимых проблем современного мира. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией, выявлять научную сущность проблем, связанных с историческим развитием изучаемого региона.
  • Знает основные этапы и закономерности исторического развития, а также социально значимые проблемы в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, обусловленные спецификой исторического развития региона; учитывать в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки культурно-историческую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
  • Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремится к совершенствованию знаний об историческом развитии Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию.
  • Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук, а также знание и понимание роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
  • Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализировать и учитывать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
  • Обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн курс
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке «ChinaX: China's past, present and future» (доступен по ссылке https://www.edx.org/chinax-chinas-past-present-future). Разработан преподавателями Гарвардского университета, состоит из десяти лекций и предназначен для ознакомления студентов с историко-культурными особенностями развития Китая с древнейших времен до наших дней. В курсе используется богатейший материал из коллекции Гарвардского университета: редкие рукописи и книги, карты, предметы изобразительного искусства.
  • Раздел I. История Китая
    1.1. Китай в начале – середине XIX века (лекция – 2 часа) Экономическое положение Китая в начале – середине XIX в. Народные волнения и бунты. Состояние китайской армии. Восстание «Белого лотоса». Восстание няньцзюней. Восстание тайпинов. Первая и вторая опиумные войны. Бегство императорского двора из столицы. 1.2. Китай в 60-70 гг. XIX века. Стабилизация обстановки и первые попытки реформ (лекция – 2 часа, семинар - 2 часа) Окончательное подавление мятежей и восстаний. Военная кампания в Синьцзяне. Финансовое положение Китая после стабилизации внутреннего положения. Реставрация Тунчжи. Конвенции с западными державами и первые китайские посольства за рубеж. Первые попытки реформ. Ли Хунчжан и его деятельность. Политика самоусиления. 1.3. Китай в 80-90 гг. XIX века (лекция – 2 часа) Императорский двор в последней четверти XIX в. Главные фигуры императорского двора. Князь Гун. Усиление роли императрицы Цы Си и проблема престолонаследия. Гуансюй и его брак. Первые указы Гуансюя. Угроза со стороны Японии. Китайско-японская война 1894-1895. 1.4. Китай на рубеже XIX-XX вв. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Экономическое и международное положение Китая. Торговля с внешним миром и ее влияние на обстановку в Китае. Давление на Китай со стороны Великих держав. Коммерческие палаты. Первые банки. Строительство военных заводов и арсеналов. «Сто дней реформ» и подлинные инициаторы реформаторского движения. 1.5. Кризис начала XX века и попытки выправить положение (лекция – 2 часа) Крах «Ста дней реформ». Боксерское восстание. Бегство императорского двора из столицы. Новый виток реформ. «Новая политика». Преобразования в образовательной сфере. Административные реформы. Социально-экономические изменения. Нарастание кризисных тенденций. Положение сельского и городского населения. Зарождение революционного движения. Объединенная лига. Расклад сил при дворе после смерти Гуансюя и Цы-си.
  • Раздел I. История Китая
    1.6. Революция и ранняя республика (лекция – 2 часа, семинар - 2 часа) Учанское восстание и Ли Юаньхун. Деятельность Сунь Ятсена и Юань Шикая. Провозглашение республики. Отречение императора. Первые республиканские реформы. Первые выборы в парламент и узурпация власти Юань Шикаем. 1.7. Первые годы республики (лекция – 2 часа) Ликвидация демократических институтов. Попытки центрального правительства восстановить власть над страной. Провозглашение Юань Шикая императором. Начало эпохи милитаризма. Кризис центральной власти. Китайская интеллектуальная элита о положении в стране. «Движение 4-го мая». 1.8. Эпоха милитаризма и ее особенности (лекция – 2 часа) Расклад основных сил в Китае в эпоху милитаризма. Главные политические игроки. Борьба за контроль над центральным правительством. Банковская сфера. Социально-экономическое положение в стране. Расцвет бандитизма. Тайные общества. Основание КПК. 1.9. Развитие событий на юге Китая в 20-х гг. XX века (лекция – 2 часа) Обстановка в провинции Гуандун на начало 20-х гг. Чэнь Цзюнмин и Сунь Ятсен. Деятельность Хенка Снивлета и первый объединенный фронт КПК и Гоминьдана. Визит в Москву Чан Кайши. Бородин и реформирование Гоминьдана. Военная академия Вампу. Военно-политическая обстановка в Гуанчжоу. Борьба за власть после смерти Сунь Ятсена. Начало «Северного похода». 1.10. Окончание «Северного похода» и распад объединенного фронта (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Взятие Шанхая и ликвидация рабочего движения. Белый террор и криминальные круги Шанхая. Борьба за власть в Гоминьдане. Уханьское правительство. Распад Объединенного фронта. Наньчанское восстание. Военно-политический союз Чан Кайши и деловых кругов Шанхая. Восстание в Гуанжчоу. Завершение «Северного похода».
  • Раздел I. История Китая
    1.11. Нанкинское десятилетие (лекция - 2 часа) Гоминьдан и степень его контроля над страной. Попытки социально-экономических реформ и причины неудач. Социально-политическое положение в городе и селе. Образование. Коррупция. Государственный капитализм. Литература и цензура. Поиск государственной идеологии. Положение КПК и идеологические споры внутри партии. Образование первых советских районов и карательные операции войск Гоминьдана против них. 1.12. Японская агрессия и борьба Гоминьдана с коммунистическим движением (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) «Болезнь кожи» и «болезнь сердца». Мукденский инцидент и захват Маньчжурии Квантунской армией. Ход военных действий. Партизанская война в Маньчжурии. Реакция Гоминьдана на действия японцев. Первое Шанхайское сражение (Инцидент 28 января). Провозглашение Маньчжоу-го. Захват японцами провинции Жэхэ. Перемирие Тангу. Карательные операции Гоминдана против советских районов и «Великий поход». 1.13. Начало полномасштабной войны с Японией (лекция – 2 часа) Военно-политическая обстановка в Китае накануне развертывания военных действий. Состояние армии Гоминдана. Сианьский инцидент и второй объединенный фронт КПК и Гоминьдана. Инцидент на Лугоуцяо. Оккупация Пекина. Битва за Шанхай. Падение Нанкина. Битва за Тайэрчжуан. 1.14. Война с Японией. Положение в стране и ход военных действий до 1941 года (лекция – 2 часа) Военно-экономическая помощь Китаю. Причина военных неудач Китая. Положение народа в приграничных областях. Падение Ухани. Коллаборационистское правительство Ван Цзинвэя. Перенос гоминдановской столицы в Чунцин. Битва за Чанша. Инцидент с четвертой красной армией. Вступление во Вторую мировую войну США. 1.15. Китай во Второй мировой войне (лекция – 2 часа, семинар, 2 часа) Китай и США. Миссия Джона Стилвелла. Клэр Шэно и отряд «Летающие тигры». Предложения Стилвелла о масштабной реформе китайской армии. Деятельность КПК и «кампании по упорядочению стиля». Миссия Дикси. Деятельность Сун Мэйлин. Каирская конференция 1943 года и ее итоги.
  • Раздел I. История Китая
    1.16. Окончание Второй мировой войны и положение в Китае (лекция - 2 часа) Военная операция в Бирме. Японская наступательная операция «Ити-го». Битва за Хэнъян. Миссия Патрика Хэрли. Отстранение генерала Стилвелла. Расклад сил в Китае непосредственно после капитуляции Японии. 1.17. Гражданская война в Китае и победа КПК (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Попытки прийти к компромиссу. Встреча в Чунцине. Позиция Советского Союза. Создание Политического консультативного совета. Экономического положение в стране перед войной. Миссия Маршалла. Боевые действия в Маньчжурии. Битва за Сюйчжоу. Взятие Пекина и Тяньцзиня. Форсирование Янцзы. Битва за Шанхай и Пекин. Эвакуация гоминдановского правительства на Тайвань. 1.18. КНР в первые годы после победы КПК (лекция – 2 часа) Социально-экономическое положение в стране после окончания гражданской войны. Внутрипартийная иерархия. Прагматичный подход к реформам. Подавление контрреволюции. Перевоспитание интеллигенции. Закон о национальных меньшинствах. Китай и СССР, визит Мао в Москву. Китай и война в Корее. Установление контроля над Тибетом и Синьцзяном. Аграрная реформа и ее итоги. 1.19. Переход КНР к социалистическому строительству (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Выработка генеральной линии развития. Первый пятилетний план: разработка, выполнение, итоги. Первая конституция КНР. Дело Гао-Гана. Расклад сил в ЦК КПК в начале 50-х гг. VIII съезд КПК и его решения. Кампания «ста цветов». «Движение за упорядочение стиля» и борьба с «правыми элементами». 1.20. «Большой скачок» и «урегулирование» народного хозяйства (лекция – 2 часа) Формирование «особого курса». Политика «большого скачка». Лушаньское совещание 1959 года и «дело Пэн Дэхуая». Крах политики «большого скачка» и его итоги. Курс на «урегулирование» сельского хозяйства. Чистка в армии и ее идеологизация. Сокращение аппарата. Поворот экономики, «оттепель» в культуре. Лю Шаоци и подготовка его работ. «Вечерние беседы в Яньшане» и «Записки из села Трёх».
  • Раздел I. История Китая
    1.21. Обострение разногласий в руководстве КПК о путях развития страны (лекция – 2 часа, семинар 2 часа) Рабочее совещание в Бэйдайхэ. X пленум ЦК КПК 8-го созыва и его решения. Кампания за «социалистическое воспитание» или «четыре чистки». «Таоюаньский опыт». Устав организации союза бедняков и низших слоев середняков. «Одна треть власти в руках наших врагов». 1.22. Развитие народного хозяйства КНР в 1963-1965 гг. (лекция – 2 часа) Выдвижение тезиса о строительстве объектов стратегического тыла, курс на подготовку к войне. Ядерная программа Китая. Попытки реформирования экономической системы. Создание экспериментальных трестов. Навязывание иного курса развития страны. Экономические итоги 1963-1965 гг. 1.23. Борьба с ревизионизмом в КНР и КПК в 1963-1965 гг. (лекция – 2 часа) Политика КНР в области науки, образования и культуры. Атаки на интеллигенцию под видом борьбы с ревизионизмом. Наступление на философию и философскую науку. Атаки на экономистов. Нападки на историков. Попытки реформировать просвещением. Борьба с «ревизионизмом» внутри руководства КПК в 1963-1965 гг. Усиление роли армии. 1.24. «Культурная революция» в КНР. (лекция – 2 часа) Сообщение ЦК КПК от 16 мая. Деятельность Кан Шэна. Дацзыбао Не Юаньцзы. «Огонь по штабам». Травля Лю Шаоци. Хунвэйбины на политической арене. Красный террор. Преследование интеллигенции. Движение цзаофаней. Положение в деревне. «Январский захват власти» в Шанхае. IX съезд КПК. 1.25. КНР после Мао. (лекция – 4 часа, семинар – 2 часа) Политические и идеологические изменения в КНР после Мао Цзедуна. Первые итоги урегулирования. Достижение экономической стабильности. КНР после смерти Дэн Сяопина. Второй и третий этапы реформ. Зоны освоения новых и высоких технологий. Теория трех представительств. Возвращение Гонконга и Макао в состав КНР. «Одна страна-две системы». Движение по защите прав «Вэйцюань». Си Цзинпин и его реформы.
  • Раздел II. История Кореи
    1.1. Корея в XV— начале XVI в.: формирование государства Чосон раннего периода (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Борьба за власть в первые годы династии Ли. Государственно-административное устройство Кореи периода Чосон. Социально-экономические изменения в раннем Чосоне. Внешние связи Кореи XV-XVI вв. Культурные достижения Кореи XV-XVI вв. Буддизм и конфуцианство в Корее XV-XVI вв. Политика корейских правителей по отношению к буддизму и конфуцианству в XV - начале XVI в. Выдвижение конфуцианских ученых нового поколения. 1.2. Имчжинская война (1592-1598) и подчинение Кореи маньчжурской династии Цин (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Первый период Имчжинской войны (1592-1593). Флотоводец Ли Сунсин. Второй (1593-1597) и третий (1597-1598) периоды Имчжинской войны и ее последствия. Корея в начале XVII в. Маньчжурские военные походы в Корею (1627-1636). Начало формирования представления о Корее как о «маленьком Китае». 1.3. Корея в XVII – начале XIX вв. (лекция – 2 часа) Борьба янбанских группировок и кризис сословной системы. Временная стабилизация центральной власти в XVIII в. Переход к новой агротехнике, его социально-экономические последствия. Новая аграрная политика государства. Ремесло и торговля. Социальное расслоение. Идейное течение сирхак. Культура Кореи XVII — начала XIX в. 1.4. От правления тэвонгуна к перевороту 1884 года (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Положение в Корее в начале XIX в. Правление тэвонгуна и его реформы. Социально-политический кризис XIX в. и насильственная интеграция в мировую капиталистическую систему. Движение за реформы кэхва ундон. Завершение политики «закрытия страны». Начало социально-экономических преобразований. Военный бунт 1882 года и усиление китайского влияния в Корее. Попытка радикального переворота 1884 г. и ее последствия.
  • Раздел II. История Кореи
    1.5. Крестьянская война и радикальные реформы (лекция – 2 часа) Корея второй половины 1880-х – начала 1890-х гг. Возникновение идейного учения тонхак. «Революция» тонхак. Образование и деятельность Общества независимости. Японо-китайская война и радикальные реформы «сверху» 1894 – 1895 гг. Провозглашение Корейской Империи. 1.6. Корея в первое десятилетие ХХ в.: сопротивление японской колониальной политике (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Корея в 1900-1905 гг. Корея под протекторатом Японии (1905 – 1910). Сопротивление японскому колониализму и формирование националистических идеологий в Корее. Японская колонизация Кореи (1910 г.) и начальный этап антияпонского движения за независимость. Движение «армий справедливости». Просветительское движение кемон ундон. 1.7. Первые десятилетие после японской аннексии Кореи (лекция – 2 часа) Японский «сабельный режим» и изменения в жизни Кореи в 1910-1919 гг. Колониальная система и проблема развития капитализма в Корее 1910-х гг. Корейский национализм и национальное движение – в поисках ответов на вызовы эпохи. Общенародное антиколониальное движение 1 марта 1919 года – истоки, развитие, итоги. 1.8. Корея в 1920-1930-е гг. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) «Культурное правление» и развитие капитализма в Корее в 1920-е гг. Японский милитаризм и индустриализация Кореи в 1930-е гг. Мировой кризис и эволюция японской политики в Корее. Основные направления движения за независимость внутри страны. Коммунистическое движение и выступления народных масс. Движение за сохранение национальной культуры. Временное правительство Республики Корея. Действия корейских вооруженных отрядов в Маньчжурии.
  • Раздел II. История Кореи
    1.9. Война, тотальная мобилизация и освобождение: 1937-1945 гг. (лекция – 2 часа) Агрессия Японии в Китае и война на Тихом океане. Репрессивно-мобилизационная политика японских властей в Корее. Корейское общество в военный период: сотрудничество и сопротивление. Освобождение Кореи от японского господства. 1.10. От войны до войны: Корея в 1945-1950 гг. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Проблема воссоздания государственности в 1945-1948 гг. Политика СССР в Корее в 1945-1948 гг. Первые шаги на пути создания КНДР. Политика США в Корее в 1945-1948 гг. Первые шаги на пути создания Республики Корея. Деятельность корейских политических лидеров, направленная на построение государственности в Корее в 1945-1948 гг. КНДР в 1948- 1950 гг. Республика Корея в 1948-1950 гг. 1.11. Корейская война 1950 – 1953 гг. (лекция – 2 часа) Международная ситуация и начало Корейской войны. Ход боевых действий и переговоров. Основные итоги войны. 1.12. Южная Корея: от первой – к третьей республике. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Первая Республика после Корейской войны и конец правления Ли Сын Мана. «Апрельская революция» и Вторая Республика. Режим Чан Мёна. Военный переворот, или «Революция» Пак Чонхи. Первые достижения Третьей Республики: восстановление отношений между Южной Кореей и Японией. «Движение 19 апреля» - за демократизацию и национальное воссоединение. Сельское хозяйство и промышленность. Экономическая помощь США.
  • Раздел II. История Кореи
    1.13. Южная Корея: от третьей республики к курсу на демократизацию – 1960-е-1987 гг. (лекция – 2 часа) Республики: Южная Корея под властью Пак Чонхи. Социально-экономическая политика. Основные направления развития экономики. Роль иностранного капитала в корейской экономике. Движение за новую деревню. Республика Корея в начале пути демократизации: приход к власти Чон Духвана и Пятая Республика. Социально-экономическая и внешняя политика Чон Духвана. Рабочее движение в Южной Корее. «Движение 10 июня» за демократизацию. 1.14. Южная Корея на пути демократизации и в условиях демократии (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Приход к власти Ро Дэу. Провозглашение Шестой Республики. Внешняя политика Ро Дэу. Социально-экономическая ситуация в годы президентства Ро Дэу. Республика Корея в условиях демократии: Шестая Республика второй трети - конца 1990-х гг. Выборы президента Ким Ёнсама. Курс реформ Ким Ёнсама и «эпоха Международного валютного фонда». Выборы президента Ким Дэчжуна. Преодоление «эпохи Международного валютного фонда» и основные достижения политики Ким Дэчжуна. Внешняя политика президентов Ким Дэчжуна и Но Мухёна. Экономическая ситуация в Республике Корея в первое десятилетие XXI в. Интернет-революция и интернет-экономика в Южной Корее. 1.15. КНДР с 1953 по 1970-е гг. (лекция – 2 часа) КНДР в 1953-1960 гг.: охлаждение отношений с СССР и начало курса на независимое развитие. Успехи послевоенного восстановления 1953-1956 гг. III съезд Трудовой партии Кореи и курс на независимое развитие. Движение Чхоллима. КНДР в 1961 – 1972 гг.: углубление курса на независимое развитие и построение социализма. IV съезд Трудовой партии Кореи, «метод Чхонсанри» и «Тэанская система работы». Курс на параллельное строительство экономики и обороны. V съезд Трудовой партии Кореи, Конституция КНДР 1972 г. и построение социализма. 1.16. КНДР с 1970-х гг. по настоящее время (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) КНДР в 1970-1980-х гг.: «борьба за окончательное построение социализма». КНДР перед комплексом проблем. Новая политика мобилизации народа. VI съезд Трудовой партии Кореи. Попытка «открытия» северокорейского общества в 1980-е гг. КНДР после распада социалистического лагеря и смерти Ким Ирсена. Время испытаний и поиска новых путей. Конституция 1992 и 1998 гг. как отражение новых тенденций в развитии КНДР. Правление Ким Чен Ира. КНДР при Ким Чен Ыне.
  • Раздел III. История Японии
    1.1. Период феодальной раздробленности (1393-1551) и начало объединения Японии (1551-1582) – (лекция 2 часа, семинар 2 часа) Формирование феодальных княжеств. Крестьянские движения XV-XVI вв. Массовые религиозные движения. Военные походы Ода Нобунага. Аграрные преобразования Ода Нобунага. Политика в отношении ремесла и торговли. Развитие городов. Политика Ода Нобунага в отношении буддизма. 1.2. Деятельность Тоётоми Хидэёси: 1582-1598 (лекция – 4 часа, семинар – 2 часа) Победа Тоётоми Хидэёси в борьбе за власть. Завершение объединения Японии. Реформаторская деятельность Тоётоми Хидэёси. Последние годы правления Тоётоми Хидэёси. 1.3. Первые европейцы в Японии: 1542-1631 (лекция – 2 часа) Первые сведения о Японии в Европе. «Христианское столетие» в Японии. Уильям Адамс – первый англичанин на японской земле. Политика изоляции страны. Голландская торговля в Японии. 1.4. Культура средневековой Японии (лекция – 4 часа, семинар – 2 часа) Тенденции развития Японской культуры. Культура периода Намбокутё. Литература XIV века. Развитие театрального искусства. Тенденции в архитектуре. Культура XV-XVI вв. Архитектура и садовое искусство. Монохромная живопись суйбоку. Чайная церемония. Прикладные искусства.
  • Раздел III. История Японии
    1.5. Япония в период третьего сёгуната (лекция – 2 часа) Победа Токугава Иэясу в борьбе за власть. Учреждение сёгуната Токугава. Социально-экономическая политика Токугава Иэясу. Политико-административная система сёгуната Токугава: порядок наследования титула сёгуна, социально-политическая структура, административная система сёгуната, сёгун и императорский дом. Пятнадцать сёгунов династии Токугава 1.6. Социально-экономическое развитие Японии в период Токугава (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Деревня и сельское хозяйство. Налоговая система. Города периода Токугава. Дороги и транспорт. Японское купечество и его происхождение. Торговый дом Мицуи. Торгово-предпринимательский дом Сумитомо. Торговый дом Коноикэ. Переписи населения. Демографические процессы и тенденции в XVII-XVIII вв. 1.7. Культура периода Токугава (лекция – 4 часа) Литература и театр периода Гэнроку. Литература XVIII века. Изобразительное искусство. Общественная мысль в период Токугава. Состояние образования. Развитие книгопечатания. Развитие научной мысли. «Голландский след» в истории Японии. Изучение в Японии голландского языка. Распространение европейских научных знаний и роль японских княжеств в их освоении. 1.8. Закат эпохи Токугава (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Развитие социально-экономического кризиса. Социально-экономическая ситуация в начале XIX века. Реформы годов Тэмпо. Административные реформы в княжествах. Движения социального протеста. Мятеж Осио Хэйхатиро. Духовная оппозиция сёгунату.
  • Раздел III. История Японии
    1.9. «Открытие» Японии и крах сёгуната Токугава (лекция – 4 часа) Международная обстановка на Дальнем Востоке в период заката эпохи Токугава. Американцы и русские «открывают» Японию. Заключение неравноправных договоров с Японией. Последние годы сёгуната Токугава. Ситуация в стране в перид бакумацу. Хроника событий перед реставрацией Мэйдзи. 1.10. Рождение новой Японии (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Реставрация Мэйдзи и гражданская война. Историческое значение реставрации. Реформы Мэйдзи. Формирование государственной идеологии. Административная реформа. Реформы вооруженных сил и полиции. Судебно-правовая реформа. Реформа образования. Экономическая реформа. Социальный протест в годы реформ. 1.11. Япония на пути к созданию империи (лекция – 4 часа) Экономические реформы 80-х гг. XIX вв. Изменения в экономической политике. Политика финансовой стабилизации. Развитие японской экономики. Тенденции в развитии внешней торговли. Реорганизация политической системы. Первые политические партии Японии. Создание первой японской конституции. Начало работы парламента. Внешняя политика Японии в 70-90-х гг. XIX в. 1.12. Превращение Японии в великую державу (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Вступление Японии в борьбу за империалистический раздел мира (1894-1904). Японо-китайская война 1894-1895 гг. Участие Японии в борьбе за раздел Китая. Внутреннее положение в Японии в 1895-1904 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Внутреннее положение Японии во время войны с Россией. Портсмутский мирный договор.
  • Раздел III. История Японии
    1.13. Утверждение Японии в роли великой державы (лекция – 2 часа) Япония в последние годы Мэйдзи (1905-1912). Отношения Японии с великими державами. Внутриполитическое положение. «Демократия Тайсё». Внутренняя политика накануне и во время Первой мировой войны. Япония в Первой мировой войне. Японские притязания в Китае. Япония на Парижской мирной конференции. Влияние войны на японскую экономику. 1.14. Либеральное десятилетие имперской Японии (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Подъем и спад либеральных тенденций в японской политике в 1918-1930 гг. Развитие рабочего движения. Японская экономика в 20-е гг. Противоречия японской внешней политики в 1918-1930 гг. Вашингтонская конференция. Победа экспансионизма во внешней политике. Мировой экономический кризис и Япония. 1.15. Япония на пути военных авантюр (лекция – 2 часа) Рост политического авантюризма в 30-е гг. XX в. Рост влияния националистов в японской политике. Агрессия Японии в Китае. Японская экономика в 30-е гг. XX в. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии. Развязывание японо-китайской войны. Япония в войне на Тихом океане. Военная экономика Японии. Внутреннее положение Японии во время войны. Япония на пороге поражения. 1.16. Послевоенная Япония (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Последствия поражения Японии. Япония в период оккупации. Япония на пути восстановления статуса великой державы. Поиск места в системе международных отношений. Япония в числе лидеров современного мира. Япония в блоковом противостоянии и после окончания «холодной войны». Япония в начале XXI века.
  • Раздел IV. История Юго-Восточной Азии
    1.1. Страны Юго-Восточной Азии в составе колониальных владений европейских государств – (лекция - 4 часа, семинар – 2 часа) Становление колониальной системы в Юго-Восточной Азии. Специфика правления европейских государств на зависимых территориях. Политика и положение Сиама. Филиппино-американская война и установление зависимости Филиппин от США. Особенности колониальной экономики. Модернизация и социальные процессы. Развитие национально-освободительного движения. 1.2. Вторая мировая война в Юго- Восточной Азии: события и последствия (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Японская оккупация Юго-Восточной Азии. Юго-Восточно-Азиатский театр военных действий. Контрнаступление союзников и освобождение Юго-Восточной Азии от японского военного присутствия. Создание независимых государств в Юго-Восточной Азии. 1.3. Юго-Восточная Азия в период 1-й и 2-й Индокитайских войн (лекция - 6 часов, семинар – 4 часа) Первая Индокитайская война (1946—1954 гг.). Битва при Дьенбьенфу. Женевская конференция 1954 г. Разделение Вьетнама. Вторая Индокитайская война (конец 1950-х гг. – 1975 гг.). Американское вмешательство (1965—1973). Участие в войне других стран региона и мира. Поражение Южного Вьетнама и его союзников. Победа прокоммунистических сил в странах Индокитая, объединение Вьетнама. 1.4. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX - начале XXI вв. (лекция - 4 часа, семинар – 4 часа) Установление и падение режима красных кхмеров в Камбодже. Кампучийско-вьетнамская война (1975—1989). Китайско-вьетнамский вооруженный конфликт (1979). Создание и развитие АСЕАН. Социально-экономические и политические процессы в странах Юго-Восточной Азии. Роль и место стран Юго-Восточной Азии в международном разделении труда и мировой экономике. «Политика обновления» во Вьетнаме. Спорные территории и проблемы региональной безопасности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад 1
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Доклад 2
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • блокирующий Экзамен 1
    Первый экзамен Оэкз1 студенты сдают по окончании второго модуля по материалам разделов 1 и 2 («История Китая: от кризиса Цин до новейшего времен» и «История Юго-Восточной Азии: от эпохи колониализма до новейшего времени»). Экзамен проводится в форме теста в системе ЛМС. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 20 вопросов. требующих развернутого ответа (например, перечислить основные причины или последствия того или иного исторического события). За каждый ответ на вопрос студент в зависимости от правильности ответа получает 1 балл, 0,5 балла или 0. Оценка за экзамен рассчитывается как сумма баллов, полученных за ответы на все вопросы теста, разделенная на 2. Округление - арифметическое.
  • блокирующий Экзамен 2
    Второй экзамен Оэкз2 студенты сдают по окончании четвертого модуля по материалам раздела 3 (История Японии (от периода феодальной раздробленности (1393-1551) до новейшего времени) и 4 (История Кореи (от государства Чосон до новейшего времени)). Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 20 вопросов. Вопросы требуют краткого развернутого ответа (например, перечислить основные причины или последствия того или иного исторического события). Время выполнения теста – 40 минут. Время на выполнение каждого вопроса не ограничено. Вопросы открываются в автоматически выбранной системой ЛМС последовательности (каждый следующий вопрос открывается после того, как дан ответ на предыдущий вопрос). Оценка за экзамен рассчитывается как сумма баллов, полученных за ответы на все вопросы теста, разделенная на 4. Округление - арифметическое.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Работа на семинаре + 0.5 * Экзамен 1
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.125 * Доклад 1 + 0.125 * Доклад 2 + 0.25 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.125 * Работа на семинаре + 0.25 * Реферат + 0.125 * Экзамен 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История мировых цивилизаций: Учебное пособие/Под науч. ред. Г.В.Драча, 8-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01459-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/517351

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alberts, T. (2013). Conflict and Conversion : Catholicism in Southeast Asia, 1500-1700. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=642647
  • Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005