• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Words Spun Out of Images: Visual and Literary Culture in Nineteenth Century Japan

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Слова, выраженные в изображениях: визуальная и литературная культура Японии в XIX веке» предлагает познакомиться и оценить поведение, моральные стандарты и некоторые материальные условия, окружающие японских художников в XIX веке. Дисциплина состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с особенностями развития визуальной культуры и литературы страны в период Мэйдзи. Дисциплина призвана развить способность интерпретировать неделимость визуальных/ литературных культур Японии, научиться понимать социальные и эстетические ценности, заложенные в красоте японского искусства. Дисциплина предусматривает освоение материала на английском и русском языках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые знания по истории культуры и искусства Японии в XIX в., об основных жанрах и работах крупнейших мастеров страны этого периода, познакомить с современными подходами их изучения.
  • Сформировать у студентов представления о терминологическом аппарате по японскому искусству, о становлении теоретического изучения искусства в стране в кон. XIX - нач. XХ вв.
  • Сформировать у студентов системное представление о развитии визуальной культуры в кон. XIX: появлении фотографии, формировании направлений ёга и нихонга; определить значение автографа в фотографии и его связь с традиционной каллиграфией на памятниках искусства.
  • Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные периоды истории культуры и истории искусства Японии, может дать их характеристику, знаком с основными понятиями и терминами японской живописи.
  • Знает особенности японских живописных жанров, способен распознавать модель по внешним признакам, для уточнения атрибуции умеет ориентироваться в литературных источниках.
  • Знает основные вехи истории фотографии в Японии в конце XIX- нач. ХХ вв.
  • Умеет ориентироваться в научной литературе по истории культуры Японии.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников культуры, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет, демонстрирует знания и умение работать со специальными компьютерными программами.
  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
  • Умеет применять полученные знания и навыки для проведения научной экспертизы и произведений культуры стран Востока; способен применять знания для планирования программ культурного развития, направленных на межкультурных диалог.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн курс
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для тем 1-4 учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «Words Spun Out of Images: Visual and Literary Culture in Nineteenth Century Japan» – «Слова, выраженные в изображениях: визуальная и литературная культура Японии в XIX веке», реализуемый на платформе coursera [coursera.org] https://www.coursera.org/learn/visual-literary-culture-in-japan. Разработчик курса The University of Tokyo.
  • Chapter 1. Samurai Portraits
    Студенты осваивают следующие темы: - XIX век в контексте японской культуры. - Портреты и автопортреты самураев, -основные формальные аспекты самурайской портретной живописи, анализ стихов и прозы, писанных в сами изображения. - Отличия портретного жанра в европейской и японской живописи. Семинар 1. Открытие Японии: начало изучения истории искусств Японии в XIX- ХХ вв. Вопросы для обсуждения: 1. Образ Японии на Всемирных выставках конца XIX в. 2. Формирование истории японского искусства в период Мэйдзи. 3. Взаимовлияния японской и западной культуры в конце XIX в. 4. Особенности портретного жанра в японской живописи конца XIX в.
  • Chapter 2. Painted Beauties
    Студенты осваивают следующие темы: - Женские образы в японском искусстве до появления фотографии. - Типология женских образов в разных видах живописи. - Концепция красоты в литературе и в живописи. Семинар 2. Концепция красоты в японском искусстве. Вопросы для обсуждения: 1. Женские образы в укие-э. 2. Женские образы в творчестве мастеров ёга. 3. Женские образы в творчестве мастеров нихонга.
  • Chapter 3. The Literary Photograph I
    Студенты осваивают следующие темы: - Передача «момента времени» в японской живописи до сер. XIX в. - Появление фотографии в Японии. - Писатели периода Мэйдзи. Семинар 3. Художественная фотография в Японии в конце XIX в. Вопросы для обсуждения: 1. Первые фотографы-иностранцы в Японии. 2. Творчество первых знаменитых японских фотографов (на выбор студента). 3. Фотографии императорской семьи.
  • Chapter 4. The Literary Photograph II
    Студенты осваивают следующие темы: - Развитие фотографии в кон. XIX- нач. XХ в., появление «автографов». - Социокульутрный контекст японской фотографии. Семинар 4. Пикториализм в японской фотографии. Вопросы для обсуждения: 1. Концептуализация реальности: особенности творчества мастеров японского пикториализма и традиционная японская живопись. 2. Типы автографов в фотографии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам прохождения курса онлайн
    Оценка за освоение онлайн-курса будет выводится по результатам прохождения теста в LMS, вопросы для которого будут разработаны на основе материалов онлайн-курса (лекций, литературы и т.п.). Результат прохождения курса учитывается для выставления текущей оценки.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение».. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках).
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Основанием для снижения оценки являются: неполное раскрытие поставленного вопроса, ошибки и неточности в изложении фактов, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Amsden, D., & Seidlitz, W. von. (2007). Impressions of Ukiyo-e. Parkstone International.
  • Cho Kyo. (2012). The Search for the Beautiful Woman : A Cultural History of Japanese and Chinese Beauty. Rowman & Littlefield Publishers.
  • Mostow, J. S., Yeh, C. V., & Croissant, D. (2008). Performing ’nation’ : Gender Politics in Literature, Theater, and the Visual Arts of China and Japan, 1880-1940. Brill.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Goncourt, E. de. (2012). Utamaro. Parkstone International.
  • Rodner, W. S., & Makino, Y. (2011). Edwardian London Through Japanese Eyes : The Art and Writings of Yoshio Markino, 1897-1915. Brill.
  • Uspensky, M. (2011). Hiroshige. Parkstone International.