• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Theory of International Relations

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс охватывает все основные современные теоретические подходы к изучению международных отношений и обсуждает соотнесение их с практикой международных отношений. Студенты, изучающие дисциплину, познакомятся и с этими подходами к изучению международных отношений, и с их исторической эволюцией, включая разработки представителей азиатских стран. На лекциях и семинарах будут рассмотрены актуальные вопросы о современных политических системах и структуре международных отношений, уделяя особое внимание странам Востока. Данный курс носит междисциплинарный характер (международные отношения, история, политология, право и востоковедение) и формирует у слушателей навыки анализа международных отношений и их влияния на развитие государств современной Азии. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить студентам-востоковедам целостное представление об основных теоретических подходах к изучению международных отношений и их исторической эволюции, включая разработки представителей азиатских стран.
  • Сформировать у студентов комплексное представление о современных политических системах и структуре международных отношений, уделяя особое внимание странам Востока.
  • Обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим анализировать политические и экономически процессы в регионах мира.
  • Обозначить ориентиры в теоретической и прикладной литературе по вопросам теории международных отношений, как на русском, так и на английском языке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен осуществлять качественный и количественный анализ явлений и процессов в профессиональной сфере на основе системного подхода.
  • Способен составлять научно-аналитические отчеты, обзоры, презентации, информационные справки и пояснительные записки в сфере профессиональных обязанностей.
  • Способен представлять результаты собственных и групповых исследований.
  • Способен формировать алгоритмы выстраивания взаимоотношений между представителями РФ и Азии с учетом политической культуры и менталитета народов азиатского мира, на основе понимания роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов.
  • Способен участвовать в укреплении дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки.
  • Способен к организации и планированию собственной научно-исследовательской работы.
  • Способен пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию.
  • Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.
  • Способен к осознанному целеполаганию, социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов.
  • Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.
  • Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.
  • Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
  • Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
  • Способен использовать основы правовых знаний в профессиональной и общественной деятельности.
  • Способен к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию.
  • Способен использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных, естественных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
  • Способен демонстрировать в практической деятельности ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу.
  • Способен использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Он-лайн часть
    Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение он-лайн курса на английском языке https://ru.coursera.org/learn/changing-global-order "Changing Global Order " - "Изменение мирового порядка". Разработчик курса - Лейденский университет.
  • Очная часть: Международные отношения как наука, основы, формирование и современное состояние дисциплины
    Семинар 1 Вопросы для обсуждения: 1.Причины интереса к изучению международных отношений, как научной дисциплины. 2. Как соотносится теория международных отношений как научная дисциплина и международные отношения как процесс. 3.Является ли теория международных отношений «западноцентричной», если да - критично ли это? 4.Что такое парадигма и какова ее роль в процессе познания мира.
  • Реализм и неореализм в теории международных отношений
    Реалистическая традиция и ее происхождение. Формирование целостной реалистической концепции международных отношений в XX веке и его исторические предпосылки (Э. Карр, Р. Нибур, Х. Моргентау, Дж. Кеннан). Категории «сила» (power) и национальные интересы. Проблема баланса сил и ее интерпретации. Структурный неореализм К. Уолца (неореализм). Неоклассический реализм и внешнеполитические стратегии государства. «Наступательный» и «оборонительный» реализм. Международные отношения в Азии в оценках реалистов.
  • Либерализм и неолиберализм в теории международных отношений
    Западноевропейская философия, идеализм и либерализм. Государственные предпочтения и государственные возможности. Плюрализм акторов в международных отношениях. Роль международного сотрудничества и международных организаций. Теория демократического мира. Критика либерализма. Неолиберализм как продолжение и трансформация либеральной традиции. Анархия и сотрудничество. Институты и институционализация. Роль неправительственных организаций в международных отношениях. Основные представители неолиберализма: Роберт Кеохейн, Джозеф Най, Стивен Краснер. Теория комплексной взаимозависимости. Концепция мягкой силы. Теория режимов. Джон Айкенберри и Либерализм 3.0. Критика неолиберализма. Современные международные отношения в Азии с точки зрения либерализма и неолиберализма.
  • Конструктивизм в теории международных отношений
    Истоки конструктивизма: Н. Онуф, Ф. Краточвил. Международная система как социальный конструкт. А. Вендт и его работа «Анархия — это то, что из нее делают государства». Критика материалистического детерминизма в международных отношениях. Идея как ключевой концепт теории конструктивизма. Идентичности и интересы как центральные детерминанты поведения акторов международных отношений. Конструктивизм и международные отношения в Азии.
  • Критические теории международных отношений - марксизм, неомарксизм, феминизм
    К.Маркс и Ф.Энгельс о международных отношениях. Неомарксизм и его развитие (А. Грамши, Р. Кокс и Д. Розенберг). Мир-системный подход И. Валлерстайна. Проблема гегемонии, иерархии и неравенства в оценках марксистов. Феминизм и его роль в развитии теории международных отношений. Проблема инкорпорирования гендерного вопроса в изучение международных отношений.
  • Азиатские теории международных отношений
    Семинар 2 Вопросы для обсуждения: 1. Согласны ли вы, что ТМО западоцентрична? Как это проявляется? 2. Почему нет азиатских теорий международных отношений? 3. Зачем нужны азиатские теории международных отношений? 4. Каковы потенциальные источники азиатских ТМО: философия, религия, исторический опыт, современные вызовы? 5. Каковы альтернативные исследовательские вопросы и концепции, причинно-следственные связи (гипотезы)?
  • Акторы международных отношений
    Семинар 3 Вопросы для обсуждения: 1.Как изменилась роль государства в международных отношениях с течением времени? 2. Можно ли считать нетрадиционные акторы международных отношений полноценными игроками на мировой арене? 3. Каковы предпосылки усиления роли нетрадиционных акторов в международных отношениях?
  • Вопросы безопасности в ТМО
    Семинар 4 Вопросы для обсуждения: 1.Возможен ли отход от «западноцентристкого» подхода к вопросам безопасности? 2. Как эволюционировали исследования в области безопасности и само понятие с течением времени? 3. Как соотносятся исследования безопасности и исследования мира.
  • Мораль и нормы в теории международных отношений
    Нормативная теория международных отношений: космополитизм и коммунитаризм, деонотология и консеквенциализм. Моральные агенты. Мораль и право в международных отношениях с точки зрения реализма и либерализма. Мораль и национальные интересы. Эволюция международных норм. Суверенитет, права человека, responsibility to protect. Семинар 5 Вопросы для обсуждения: 1. Мораль и нормы в теории международных отношений 2. Как можно использовать ТМО для проведения исследования? 3. Существует ли универсальная теория?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет участие в устных и письменных опросах по обязательной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • неблокирующий Оценка за он-лайн курс
    Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение он-лайн курса на английском языке.
  • неблокирующий Доклад
    Каждый студент должен сделать доклад по вопросам одного из семинаров (индивидуально по одному из вопросов или в группе по всем вопросам семинара). Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Экзамен
    Время для устного ответа на экзамене – 30 минут, студент должен ответить на вопросы преподавателя по теме вытянутого билета.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Оценка за он-лайн курс + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Oxford handbook of the international relations of Asia / edited by Saadia M. Pekkanen, John Ravenhill and Rosemary Foot. (2014). New York, NY [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.414586344
  • Ачкасов В. А., Ланцов С. А. - МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 483с. - ISBN: 978-5-534-10418-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mirovaya-politika-i-mezhdunarodnye-otnosheniya-430000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baylis, J. (DE-588)139834338, (DE-576)160207436. (2011). The globalization of world politics : an introduction to international relations / John Baylis; Steve Smith; Patricia Owens. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.335482058
  • Лебедева, М. (2013). Акторы Современной Мировой Политики: Тренды Развития. ВЕСТНИК МГИМО УНИВЕРСИТЕТА, (1 (28)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14657840