• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Chinese Culture and Contemporary China

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Традиционная культура Китая и современный Китай» направлена на ознакомление студентов с основными особенностями традиционной и современной китайской культуры, эволюцией и историей ее формирования, а также месте в истории мировой культуры. Ставит своей целью познакомить студентов с наиболее актуальными вопросами в рамках культурологических исследований в современной науке о культурном континууме Китая в контексте межкультурной коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с основными особенностями традиционной китайской культуры, ее природой и историей формирования, и месте в истории мировой культуры.
  • Сформировать у студентов понимание основных форм и аспектов культурной традиции Китая с течением истории, познакомить с его основными направлениями и явлениями в прошлом и настоящем.
  • Обеспечить студентов релевантным теоретическим и эмпирическим инструментарием, позволяющим производить анализ культурных явлений в комплексном рассмотрении.
  • Познакомить студентов с наиболее актуальными вопросами в рамках культурологических исследований в современной науке о культурном континууме Китая в контексте межкультурной коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет устанавливать объективные параметры для поиска информации в соответствии с поставленной задачей на основании имеющихся исходных данных и способов их систематизации.
  • Демонстрирует способность выявлять причинно-следственную связь между историческими событиями, происходящими в изучаемом регионе, и их влияние на культурные традиции.
  • Грамотно использует терминологию культурологии и искусствоведения.
  • Применяет современные информационные технологии для поиска и отбора информации.
  • Использует электронные ресурсы при подготовке к промежуточным и итоговым проверочным работам, использует специальное программное обеспечения для освоения онлайн-курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн компонент
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для тем 1-6 учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «Chinese Culture and Contemporary China» – «Традиционная культура Китая и современный Китай», реализуемый на платформе coursera [coursera.org]. https://www.coursera.org/learn/china-culture-contemporary Разработчик курса Nanjing University.
  • Тема 1. Влияние конфуцианского учения на формирование культурной традиции Китая. Религиозный синктертизм.
    Основы китайской конфуцианской мысли. Конфуцианство как краеугольный камень культурной традиции Китая. Влияние конфуцианских представлений на современное китайское общество. Семинар 1. Основные идеи конфуцианства в Китае. Конфуцианство – краеугольный камень традиционной китайской культуры. Три основные концепции конфуцианской культуры: Ли или ритуальный этикет, Жэнь или «гуманность, человеколюбие», Дао. С конфуцианской точки зрения, разнообразие практических ритуалов поддерживает баланс в обществе. Темы докладов: 1. «Пятикнижие» и «четверокнижие»; 2. Этические принципы конфуцианства и пять основных канонов; 3. Конфуцианская мысль в современном Китае. Семинар 2. Основные концепции буддизма и даосизма в Китае. Темы докладов: 1. Даосизм и китайские народные верования; 2. Чань-буддизм в Китае; 3. Божества буддийского пантеона в верованиях китайцев.
  • Тема 2. Традиционная китайская живопись.
    Основы формирования китайской художественной традиции. Характерные черты традиционной китайской живописи. Отличительные особенности китайской живописи в сравнении с западной художественной традицией в контексте этико-философских учений. Семинар 3. Образы и символы в традиционной китайской культуре. Образная система в китайском искусстве. Цветовая символика. Темы докладов: 1. Семиотика цвета в китайской культуре 2. Зооморфные образы. Фантастические существа (Дракон, феникс и т.д.) 3. Зооморфные образы. Животные и птицы. (Лев, тигр, журавль, сорока, черепаха, летучая мышь и т.п.) Семинар 4. Четыре сокровища кабинета. Образы и символы в традиционном китайском искусстве. Абстрактно-символические образы. Иероглиф как самостоятельный живописный орнаментальный и иконографический элемент в китайской художественной традиции. Темы докладов: 1. Четыре сокровища кабинета. Бумага. Кисть. Тушь и тушечница. 2. Растительные образы (Мэйхуа, лотос, пион, сосна и т.д.) 3. Абстрактно-символические образы. Великий предел. Бесконечный узел. Вань. Геометрические фигуры. Иероглиф как самостоятельный живописный элемент. Семинар 5. Предметно-символическая образность в китайской культуре. Особенности традиционной китайской архитектуры. Темы докладов: 1. Ландшафтные элементы. Водная поверхность. Горы. Пять священных пиков. Атмосферные явления (облака, дождь и т.д.). 2. Основные категории традиционных китайских построек и принципы планировки. Сыхэюань как основа планировочной композиции. Храмовые комплексы и дворцовые ансамбли. 3. Пагоды. Архитектурно-конструктивные особенности.
  • Тема 3. Традиционная китайская музыка.
    Основы сложения китайской музыкальной традиции. Три основные темы китайской музыкальной культуры, определяющие традиционный китайский музыкальный стиль. Влияние конфуцианского учения на традиционную китайскую музыку. Особенности современной музыки КНР и влияние западной музыки. Семинар 6. Особенности китайской музыки. Раздел посвящен трем составляющим китайской музыкальной культуры: происхождение и особенности китайской музыкальной традиции, влияние конфуцианства на понимание и восприятие традиционной китайской музыки и влияние западной музыки на современную китайскую музыку. Темы докладов: 1. Влияние конфуцианства на понимание традиционной китайской музыки; 2. Традиционные китайские музыкальные инструменты; 3. Музыкальный размер и темп.
  • Тема 4. Китайский костюм.
    Эволюция китайского костюма, обусловленная рамками культурно-исторического и философского контекстов. Типология китайского костюма.
  • Тема 5. Китайская кухня.
    Традиционная китайская кухня как одна из основных составляющих элементов китайской культуры. Основные особенности и этапы формирования китайской кулинарной традиции. Семинар 7. Китайский Фарфор. Многообразие традиционной китайской кухни. Темы докладов: 1. Китайский фарфор. История развития, типология, разнообразие сюжетов росписи. 2. Китайская кулинарная традиция. Региональное разнообразие. Восемь видов китайской кухни.
  • Тема 6. Традиционные китайские праздники.
    История появления основных китайских праздников, обычаи и традиции, связанные с их проведением. Традиционные праздники в современном Китае. Семинар 8. Традиционные китайские праздники. Праздники – важная часть китайской культуры. Многочисленные китайские национальные праздники как отражение различных категорий традиционной культуры Китая. Темы докладов: 1. Праздник Весны в Китае; 2. Праздник Середины осени в Китае; 3. Праздник «Дуаньу» или Середины лета в Китае.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по содержанию онлайн курса и семинарских занятий
    Оценка по данному виду контроля является средней оценкой за все тесты по содержанию онлайн курса и семинарских занятий. Время на прохождение отдельного теста ограничено. На каждый тест у слушателя есть одна попытка, которой он может воспользоваться, дату и время преподаватель объявляет заранее. Полностью правильный ответ на вопрос может быть максимально оценен в 1 балл, неправильный ответ дает «0». Для прохождения финального теста дается 1 попытка.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Каждый студент в рамках курса должен выступить с докладом два раза, результирующая оценка за доклады – среднее арифметическое оценок за оба выступления на семинарах. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем), объем 3, 5-5 тысяч знаков. Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест, состоящий из 60 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 60 минут. Экзамен проводится в дистанционном онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.1 * Тесты по содержанию онлайн курса и семинарских занятий + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rosker, J. S., & Suhadolnik, N. V. (2013). Modernisation of Chinese Culture : Continuity and Change. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=860091
  • Sin Kiong Wong. (2012). Confucianism, Chinese History And Society. World Scientific.
  • Tien, A. (2015). The Semantics of Chinese Music : Analysing Selected Chinese Musical Concepts. John Benjamins Publishing Company.
  • Культура Древнего Китая : учеб. пособие / Д.Л. Обидин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 163 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a1296c6e52db8.10607331. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jeroen de Kloet, & Lena Scheen. (2013). Spectacle and the City : Chinese Urbanities in Art and Popular Culture. Amsterdam University Press.
  • Jörg Huber, & Zhao Chuan. (2014). The Body at Stake : Experiments in Chinese Contemporary Art and Theatre. transcript Verlag.
  • Liao, K., Wang, B., Cao, T. Y., & Zhong, X. (2013). Culture and Social Transformations : Theoretical Framework and Chinese Context. Brill.
  • Sanping Chen. (2012). Multicultural China in the Early Middle Ages. University of Pennsylvania Press.
  • Steven Wallech. (2016). China and the West to 1600 : Empire, Philosophy, and the Paradox of Culture. Wiley-Blackwell.
  • Yuehping Yen. (2004). Calligraphy and Power in Contemporary Chinese Society. Routledge.