• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Religious and Philosophical Traditions of the East

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на углубленное изучение истории философской мысли, религий и религиозной полемики на Востоке. В ходе освоения дисциплины студенты получают представление о восточном христианстве, иудейской религиозно-философской традиции, ключевых концепциях мусульманского вероучения, арабо-персидской средневековой философии, даосизме, буддизме, конфуцианстве, локальных чертах этнорелигиозного характера, особенностях генезиса общественной и философской мысли и "новых религиях" в странах Востока. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с историей философской мысли, религиозной полемики и основных направлений развития вероучений Востока.
  • Изучение важнейших идеологических систем и ключевых проблем теологии в странах Востока.
  • Выявление общего и особенного в религиозных системах Востока и их функционировании, изучение взаимодействия универсальных и регионально-специфических элементов в основных религиозных культах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Грамотно использует философскую и религиоведческую терминологию.
  • Знает важнейшие черты, ключевые концепции и особенности развития религиозных и философских систем изучаемого региона, имеет представление об и влиянии на современные общественные проблемы и процессы.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировую философию, а также контактах и взаимовлиянии России и Востока в области религии.
  • Осваивает основные положения восточной философии и демонстрирует способность критически оценивать и рационально использовать достижения философской мысли Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 1. Раввинистический иудаизм: история, тексты, традиции.
    Характеристика иудаизма эпохи Второго Храма. Периодизация истории раввинистического иудаизма. Эпоха Мишны: Великое Восстание, разрушение Второго Храма и восстание Бар-Кохвы. Эпоха Талмуда: евреи Палестины и еврейская диаспора Вавилонии, создание Палестинского и Вавилонского Талмудов. Жанры талмудической литературы. Сборники мидрашей. Эпоха гаонов: еврейские общины в странах ислама. Литературное творчество гаонов. Средневековые комментаторы Библии и Талмуда (Раши, Ибн Эзра, Рамбан, тосафисты). Арабская филология и новые направления в иудейской экзегезе. Кодекс «Шулхан Арух» и судьбы раввинистического иудаизма в Новое Время.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 2. Средневековая еврейская философия.
    Еврейская философия: проблема определения, особенности, проблематика. Ранний этап еврейской философии и творчество Филона Александрийского. Возникновение рационалистической теологии и творчество Саадии Гаона (882-942). Неоплатонизм в средневековой иудейской традиции: «Кетер малхут» Ибн Габироля и «Сэфер ха-Кузари» Йехуды Галеви. Аристотелизм в средневековой иудейской традиции: «Эмуна рама» Авраама Ибн Дауда, философские и галахические труды Маймонида (1135-1204). Характеристика позднего этапа в еврейской средневековой философии.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 3. Еврейская мистика и каббала.
    Общая характеристика еврейского мистицизма. Ранний этап еврейской мистики: мистика Меркавы. «Сэфер йецира» и вопрос о месте мистики в талмудическую эпоху. Профетическая каббала: концепция Авраама Абулафии. Книга «Зогар»: проблема авторства, композиция, концепции. Каббала Ицхака Лурии: апокалиптика и мессианство. Краткая характеристика саббатианской ереси. Элементы мистики и магии в хасидизме.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 4. Восточное христианство.
    Ближний Восток – колыбель христианства. Церковное и нецерковное христианство. Гностики и манихеи на Востоке и Западе. Христологические споры и их влияние на историю восточного христианства. Проблема соотношения несторианства и Церкви Востока. Монофизитские Церкви (армяно-григорианская, сиро-яковитская, коптская, эфиопская) и их взаимоотношения друг с другом. Восточное христианство под властью Халифата и сменивших его мусульманских государств. Православные арабы и копты: сходство и различие исторических судеб. Крестовые походы и их влияние на восточное христианство. Османская империя и система миллетов. Миссионеры на Ближнем и Среднем Востоке. Экспансия папского престола. Протестанты и их учебные заведения. Взаимоотношения Российского государства и восточно-христианских Церквей.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 5. Коран и другие источники мусульманского права.
    Священное Писание мусульман, его происхождение. Язык Корана, его стиль. Письменная фиксация Корана, редакция Зайда. Коран как один из важнейших источников по культуре предисламской Аравии. Толкования Корана – тафсиры. Переводы Корана на европейские языки и его изучение в мировом и отечественном востоковедении. Сложение мусульманского права в первые десятилетия и века ислама. Собирание и критика хадисов – основного (после Корана) источника мусульманcкого права. Кийас и иджма‘. Судопроизводство в мусульманском мире. Статус кади.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 6. Исламская государственно-правовая теория. Концептуальное и духовное размежевание в средневековом исламе.
    Мусульманская политическая доктрина. Ат-Таухид. Доктрина религиозно-политического единства мусульманского государства. Вопрос о соотношении светской власти и религиозного авторитета. Разработка проблемы верховной власти. Поиски новой интерпретации исламского социально-политического идеала. Выдающийся мусульманский мыслитель Таки ад-Дин ’Ахмад Ибн Таймийа (1263-1328). Возможность создания независимых суверенных мусульманских государств с автократической властью (мульк) при условии соблюдения шариата и принципа справедливости (‘адль). Сунниты и шииты. Первый раскол среди шиитов. Кайсаниты. Кайсан ’Абу ‘Амр. Учение о переселении душ. Восстание Зейда ибн ‘Али. Зейдиты. Зейдитское понимание имамата. Этическая система зейдитов. Идеологический консерватизм и политическая активность. Зейдиты и хариджиты.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 7. Эволюция религиозно-философской доктрины шиизма. Крайние шииты.
    Имамиты и их правовая система, мазхаб джафаритов. Вопрос о свободе воли у имамитов. Ахбариты и усулиты. Принцип иджтихада. А‘ламийат (наибольшая способность к знанию) и вилайат-и факих (правление факиха) – важнейшие положения доктрины усулитов. Наиболее авторитетные труды по джафаритскому фикху. История возникновения движения исмаилитов. Исмаилитская пропаганда. Фатимидский исмаилизм. Карматы, низариты, мусталиты. История низаритско-мусталитского раскола. Тайная организация карматов. Религиозно-философская система карматов. Хуруфиты. Учение друзов. Уккаль и джухаль. Исторические судьбы исмаилизма. Изучение доктрины и организации раннего исмаилизма. Идеологическая система исмаилизма, захир и батин. Развитие концепции махдизма. Реформа Му‘изза и религиозная политика аль-Хакима. Идеи инкарнации и метемпсихоза у крайних шиитов. Ступени переселения душ. Исмаилитская концепция таухид. Развитие эсхатологических спекуляций в исмаилизме.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 8. Ат-Тасаввуф как особое религиозно-философское мировоззрение.
    Этимология термина ат-тасаввуф. Мистические течения на Востоке в средние века. Хасан Басрийский (642-728) и его ученики. Аскетизм (аз-зухд) и аскетическое неприятие мира (аль-фирар мин-ад-дунья). Культ бедности и учение об уповании (ат-тавакуль). Духовное познание божества – религиозный идеал суфиев. Идея нравственного очищения. Макамат, путь духовного совершенства. Дервиши и дервишеские обители. Муриды и муршиды. Зикр. Состояние мистического экстаза халь. Байазид аль-Бистами (ум. ок. 875 г.) и течение тайфурийа. Учение Джунайда аль-Багдади (X-XI вв.) о сахв и фана’. Монотеистический и пантеистический аспекты понимания фана’ в различных суфийских системах. Учение об озарении – ишрак. Этическая концепция маламатийа. Система монотеистического суфизма в трудах аль-Газали. Идея эманации в учении ибн аль-‘Араби, вопрос о свободе воли. Доктрина «совершенного человека» («Аль-Инсан аль-Камиль»).Примирение» официального суннитского богословия с умеренным суфизмом. Распространение суфизма в XI-XV вв. Сложение дервишеских орденов.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Лекция 9. Арабо-персидская средневековая философия. Восточные перипатетики.
    Разработка концептов и методологии фикха. Философия познания в теологии. Освоение сиро-христианской философской традиции. Наследие Аристотеля в трудах основоположников фаласифа. Философия как эзотерическое знание. Учение о хасса и ‘амма. Статус философа в теологизированном обществе. Первый этап развития фальсафа. Аль-Кинди (801-870). Аль-Фараби (ум. в 950). Тайная научно-философская организация «Ихван ас-Сафа’». Универсалистский идеал «Братьев Чистоты». Соотношение микрокосма и макрокосма в трактатах «Ихван ас-Сафа’». Теория эманации. Человек как миниатюрная картина мира и как средство познания мира. Абу Али Ибн Сина (980-1037). Трактат о Хаййе сыне Йакзана. Детерменизм Ибн Сины. Абсолютное единство бытийно-необходимиого. «Трактат о Саламане и Абсале» и «Трактат о птицах». Структура социальной философии Ибн Сины. Ибн Баджа (ок. 1082-1139). Концепция души – центральный пункт философского и социально-политического учения Ибн Баджи. Социальная робинзонада Ибн Туфайля (ок. 1105-1185). «Хайй б. Йакзан». «Естественная» религия. Ибн Рушд (1126-1198). Комментарии к трудам Аристотеля. Учение о материи. Полемика с аль-Газали. Учение о душе. Социальная философия Ибн Рушда.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Семинар 1. Коран и корановедение: современные исследовательские подходы и методы.
    Вопросы для обсуждения: - Кораническая археология и этнография (повседневная жизнь - Внутренней Аравии рубежа VI–VII вв). - Выявление, изучение и публикация древнейших списков - Корана. Темы докладов: - История текста Корана. - Коран в России. - Коран в Западной Европе. - Кораническая магия.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Семинар 2. Феномены халифатизма и джихадизма.
    Вопросы для обсуждения: - Проблема легитимности верховной власти в истории исламских государств. - Эволюция джихадизма: дебаты «классиков» и «глобалистов». Темы докладов: - ИГИЛ, Партия исламского освобождения и идеи современного халифатизма. - Классическая концепция джихадизма. - Организация «Аль-Каида» в Саудовской Аравии.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Семинар 3. Античная и классическая арабо-персидская философия. Дискуссия об эпигонском характере средневековой арабской философии.
    Вопросы для обсуждения: - Философская разработка мусульманской этики в классической арабо-персидской традиции. - Мусульманская философская традиция в современном научном дискурсе Востока и Запада: ориентализм, «новое открытие» мусульманской философии А. Корбэна, концепция «эпистемоло-гического разрыва» ал-Джабири. Темы докладов: - Э.Саид и А.Корбэн: спор о мусульманской философии. - Философия истории Ибн Халдуна. - Арабский мир и Европа: значение трудов Авиценны и Аверроэса для становления европейской философии.
  • Раздел 1. Ближний Восток. Семинар 4. Два основных направления в исламе: исторический генезис.
    Вопросы для обсуждения: - Шиизм: от политической группировки к религиозному движению. - Суннизм как идеология религиозного компромисса. Темы докладов: - Основные группы умеренных шиитов, их религиозная и политическая доктрина. - История и идеология исмаилизма.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Онлайн курс для самостоятельного изучения: «Religions and Society in China».
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «Religions and Society in China», реализуемый на платформе Coursera [coursera.org] https://www.coursera.org/learn/religions-society-china. Разработчик курса: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". This course provides an introduction to the study of the history, major teachings, and practices of the major Chinese religions and spiritual practices and is deigned to give conceptual tools to appreciate diverse religious practice in East. It covers the development of Buddhism, Daoism, Confucianism and wide range of popular and local religions. From historical perspective we will also explore the development of key theological, religious and philosophical doctrines as well as associated practices. An effort will be made to spend time on each tradition according to its importance to Asia as a whole. We will explore the role of religions in politics and social relations in East and South, South East Asia and China in particular, and will analyze the origins, central teachings, divisions and branches, rituals and practices, influences on culture, and responses to modern challenges for each tradition. The emphasis throughout the course is on the hermeneutic difficulties attendant upon the study of religion in general, and Asian religions in particular. We will explore new Asian religions as dynamic, ongoing forces in the lives of individuals and in the collective experience of modern societies. 2.1.1. Foundations of Religions in China (2 hours). This module's content lays the foundations of understanding what is religion in China, how the Chinese perceive the very notion of religion and how this perception and this notion must not be confused with the correspondent Western notions and pereptions. 2.1.2. Taosim in China (2 hours). This module's content describes what is Taoism, relates its history and defines its sources, shows the main paths of genesis for the Taoist cults. 2.1.3. Taoism in Chinese society: main religious practices (2 hours). This module's content describes the paths of development, which were taken by Taoist cults in their history, explains the ways that connected Taoist philosophy and social practice of religious cults and organisations. 2.1.4. Confucianism in Chinese society: from sacrality to morality (2 hours). This module's content describes the main ideas and principles of Confucianism, outlines the paths of its developments, explains the difference between what is Confucianism in its particular totality of traits and what is understood as a religion or a philosophy in the West. 2.1.5. Buddhism in the Chinese Tradition (3 hours). This module's content describes the basic notions of Buddhism and explains its principles. The module gives an outline of the process of Buddhism's transition to China. 2.1.6. Sinified Buddhism as an almost independent tradition (3 hours). This module's content outlines the main texts and doctrines of Chan Buddhism, enumerates the main schools and branches, explains the influence that Buddhism had and has on Chinese life 2.1.7. Chinese Mythology (3 hours). This module's content is dedicated to Chinese Mythos. This Module explains how the very notion of a mythical hero in China differs greatly from the correspondent Western notion. 2.1.8. Chinese folk religions: ancestor worship, temples, festivals and communal identities (3 hours). This module's content describes the characteristic traits of Chinese sects and popular cults. This module introduces one of the most important notions in Chinese religious studies: Chinese synctretism. 2.1.9. Modern China and its attitude to religions (2 hours). This module's content is dedicated to describing the religious life in modern China, the main attitudes of officials to religion in PRC and in other places, where Chinese culture is widely spread. Для изучения курса необходима регистрация на сайте.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Семинар 5. Философия даосизма.
    Вопросы для обсуждения: - Место даосизма в системе верований Китая. - Особенности даосизма как религиозного учения. Темы докладов: - Алхимия и даосизм. - «Народный» и «высокий» даосизм. - Традиционные китайские верования и «даосская магия». - Взаимодействие даосизма с другими религиозными и философскими учениями в Китае.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Семинар 6. Буддизм в Китае.
    Вопросы для обсуждения: - Почему буддизм не стал доминирующей религией в Индии? - Причины популярности буддизма за пределами Индии. - Разнообразие буддийских школ и философских течений. Темы докладов: - Школа Ньингма (Карма Кагью/ Сакья/ Гелуг) тибетского буддизма: история и философия. - Школа Чань /Цзинту китайского буддизма: история и философия. - Почитание цинских императоров как воплощений бодхисаттвы Манджушри. - Китайский/тибетский буддийский пантеон.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Лекция 10. Религиозно-философские традиции в странах ЮВА.
    Проникновение индийской культуры в страны ЮВА. Индуизм в странах ЮВА. Культ предков в странах ЮВА. Буддизм в странах ЮВА. Махаяна, тхеравада и ваджраяна в странах ЮВА. Распространение ислама в Малайе и Индонезии. Феномен «Трёх учений» во Вьетнаме. Особенности буддизма во Вьетнаме: буддийские школы, буддийские наставники при дворах императоров, императоры – религиозные мыслители и деятели буддизма. Вьетнамский буддизм в 20 веке: участие буддистов в общественной жизни. Христианство в странах ЮВА: деятельность миссионеров, орден иезуитов и его вклад в христианизацию ЮВА.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Лекция 11. Религиозные верования и практики народов Юго-Восточной Азии в 20-21 вв.
    Элементы анимизма и шаманизма в религиозных верованиях и ритуальных практиках народов Юго-Восточной Азии. Религиозный синкретизм в странах Юго-Восточной Азии. Феномен «новых религиозных движений» во Вьетнаме. Религиозный ренессанс на рубеже тысячелетий.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Семинар 7. Религиозно-философские традиции в странах ЮВА.
    Темы для обсуждения: - Религиозный синкретизм в странах ЮВА. - Влияние религии на общественную и культурную жизнь в странах ЮВА. Темы докладов: - Буддизм в Нусантаре. - Коренные религии Вьетнама. - Европейская интервенция во Вьетнаме и деятельность миссионеров. - Влияние буддизма на искусство Юго-Восточной Азии.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Лекция 12. Религиозно-философские учения в Корее (IV–XX вв.).
    Местные верования народов Корейского полуострова. Проникновение и распространение буддизма, даосизма и конфуцианства в Корее в IV–VI вв. Буддизм как государственная религия в период Корё (935–1392). Буддийская школа сом (чань) в Корее. Гонения на буддизм и распространение конфуцианства в период Чосон (1392–1910). Идейное течение сирхак в XVII–XIX вв. Национальные религиозные движения тонхак и чхондогё (XIX–XX вв.). Идеология чучхе в КНДР.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Лекция 13. Автохтонные верования Японии и проникновение буддизма и конфуцианства (VI–VIII вв.).
    Источники по истории японских религий VI–VIII вв. Мифологические своды Японии и верования древних японцев. Пантеон японских божеств и возвышение правящего рода. Проникновение и усвоение в Японии материковых религий в VI–VIII вв. Религиозно-философские учения и централизация японского государства. Усвоение основ китайской философско-политической картины мира. Буддийско-синтоистский синкретизм. Путь темного и светлого начал (оммёдо).
  • Раздел 2. Дальний Восток. Лекция 14. Буддийские школы Японии (IX–XVI вв.).
    Возникновение «тайных» школ Тэндай и Сингон. Единство почитания ками и будд в период Хэйан (794–1185). Распространение идей о «конце Закона». Возникновение и становление амидаистских школ. Учение Нитирэн. Проникновение и развитие школы дзэн. Осмысление различных видов бытовой и художественной деятельности как обрядовых практик. Народные буддийские движения.
  • Раздел 2. Дальний Восток. Лекция 15. Конфуцианство и синто Японии.
    Проникновение китайских письменных памятников в Японию в VII–VIII вв. Конфуцианские памятники, государственная идеология и образование чиновников. Изучение конфуцианского наследия в дзэн-буддийских монастырях в XIII–XVI вв. Становление японского чжусианства, деятельность Фудзивара Сэйка и Хаяси Радзан. Последователи Ван Янмина в Японии. Другие направления конфуцианства. Представления о Японии как «стране богов» (синкоку). Осмысление японской истории у Китабатакэ Тикафуса. Первые опыты построения учений о богах ками. Становление школ Ватараи-синто, Ёсида-синто. «Школа национальных наук» (кокугаку) в XVIII–XIX вв. Мотоори Норинага и его изучение японской мифологии, истории, словесности. Представления о нерелигиозной природе синто. Попытка отделения синто от буддизма. Синто в рамках государственной идеологии (кон. XIX — 1-я пол. XX вв.).
  • Раздел 2. Дальний Восток. Семинар 8. Религиозно-философские учения Японии XVII–XIX вв.
    Вопросы для обсуждения: - Основные школы общественной и философской мысли в период Токугава (1603–1867). - Школа нативистов кокугаку и ее идеи. - Влияние религиозно-философских учений на историографию (XIII–XIX вв.). Темы докладов: - Андо Сёэки (1700–1760) и его учение. - «Голландские науки» в Японии XVIII–XIX вв. - Исида Байган и его учение о «постижении сердца».
  • Раздел 2. Дальний Восток. Семинар 9. Новые религии Японии (XIX–XX вв.).
    Вопросы для обсуждения: - Общее и особенное в «новых религиях» Японии XIX в. - Религия и политика в Японии 2-й пол. XX в. - «Новые новые религии» Японии. Темы докладов: - Учение Тэнри в Японии (XIX–XX вв.). - Секта «Сока гаккай» в Японии. - Секта «Аум синрикё» и ее деятельность в Японии и мире.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Тема эссе утверждается до 30 ноября текущего учебного года Дедлайн сдачи работы в электронном виде: 23.59, 1 февраля текущего учебного года. Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Тема доклада утверждается до 15 ноября текущего учебного года. Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Тесты по материалам онлайн курса
    В конце каждого из девяти разделов студент должен пройти тест. Тесты выполняются онлайн на платформе Coursera и состоят из 10 вопросов на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска. Тесты должны быть выполнены в срок, указанный куратором дисциплины. Если тест не был пройден в указанный срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в дистанционном онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством ЛМС. Экзамен по дисциплине «Религиозно-философские традиции Востока» пройдет в форме теста в ЛМС. Тест будет доступен для выполнения на протяжении 45 минут, во вторник 30.03.2021, с 10-30 до 11-15. На выполнение теста будет выделено 30 минут. Тест будет состоять из 50 вопросов по материалам лекций и семинаров. Время на ответ по отдельным вопросам не ограничено. Возможности вернуться к предыдущему заданию не будет. В тест войдут вопросы типов «верно/не верно», выбор одного или нескольких правильных ответов. Если в вопросе не обозначено, что необходимо выбрать «все правильные ответы» или «возможно несколько верных ответов», то в этом случае необходимо выбрать один правильный ответ. Если у студента во время выполнения заданий возникнут технические проблемы, будет необходимо сделать видео или принтскрин и незамедлительно сообщить о проблеме в офис.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Доклад на семинаре + 0.2 * Тесты по материалам онлайн курса + 0.3 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tang, Y. (2015). Confucianism, Buddhism, Daoism, Christianity and Chinese Culture. Heidelberg: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=948225
  • Муртазин Марат Фахрисламович. (2014). Ислам, Иудаизм И Христианство: Истоки И Взаимовлияние. Исламоведение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15930909

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ASAI Endō. (2014). The Lotus Sutra as the Core of Japanese Buddhism. Japanese Journal of Religious Studies, 41(1), 45–64. https://doi.org/10.18874/jjrs.41.1.2014.45-64
  • Sedgwick, M. J. (2016). Western Sufism : From the Abbasids to the New Age. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1363099