• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Arabic Language: Stage 1

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors


Руссу Константин Витальевич


Ryazanova, Anastasia

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Арабский язык: Этап 1» предназначена для овладения знаниями и компетенциями в области арабского литературного языка - фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой, а также расширение социокультурной компетенции в арабском языке применительно к различным сферам его функционирования; формирование у студентов умений прагматического мышления на материале арабского языка; овладение комплексом знаний, которые позволят адекватно понимать и интерпретировать различные виды текстов. Данная дисциплина предполагает изучение арабского литературного языка «с нуля» студентами иноязычной языковой компетенции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются овладение знаниями и компетенциями в области арабского литературного языка - фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой, а также расширение социокультурной компетенции в арабском языке применительно к различным сферам его функционирования; формирование у студентов умений прагматического мышления на материале арабского языка; овладение комплексом знаний, которые позволят адекватно понимать и интерпретировать различные виды текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми социокультурными и страноведческими сведениями, позволяющими уверенную ориентацию в различных текстах и коммуникативных ситуациях, в объеме данного курса.
  • Знает основы грамматического строя арабского литературного языка и его грамматические правила; умеет определять грамматическую форму встречающихся лексем, имеет грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении.
  • Знает специфику артикуляции звуков, интонации, ударения и ритмики нейтральной речи в арабском литературном языке; синтагматического членения речи, основные особенности полного стиля произношения и устной речи.
  • Умеет осуществлять двусторонний устный перевод (с арабского языка на русский и с русского на арабский) в объеме освоенной лексики и типовых конструкций.
  • Владеет лексикой в объеме данного курса.
  • Распознает на слух слова и словосочетания в объеме лексического материала и грамматики, определенном данным курсом.
  • Имеет навыки ведения беседы и диалога на арабском литературном языке в объеме изученной лексики; использует адекватные социокультурные модели коммуникации в типовых ситуациях.
  • Читает и осуществляет двусторонний арабско-русский письменный литературный перевод огласованных текстов, принадлежащих к разным жанрам (художественная литература, публицистика и СМИ, деловой язык, драма и др.) со словарем в объеме изученной тематики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 1.
  • Модуль 2.
  • Модуль 3.
  • Модуль 4.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту и правильность выполнения домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу выставляются в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. - текущей успеваемости, которая выводится из накопленного результата работы за модуль на основе оценок за выполнение письменных и устных домашних и аудиторных контрольных работ, диктантов, устных ответов (чтение и пересказ текстов и диалогов) по пройденному материалу; - оценок за промежуточные экзамены (2, 4 модули). В ходе контроля знаний студент должен продемонстрировать: 1. Владение нормативной фонетикой, грамматикой, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами арабского языка, лексикой тематики курса. 2. Умение понимать устную речь, читать и понимать тексты на арабском языке, при необходимости привлекая словари. Делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой и уметь сходу выразить свои мысли), участвовать в обсуждении предложенных тем, носящих узкоспециальный характер в рамках курса (задавать вопросы и отвечать на вопросы). 3. Обладание навыками устного и письменного перевода с арабского языка на русский и с русского на арабский. Владение навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи, применяя их для повседневного общения), а также соблюдение речевого этикета. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Контрольные работы
    Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: полноту и правильность ответов, результатов выполнения заданий и активность студентов на занятиях. При этом определяется средний балл за письменные работы, ответы на задания и отдельно – средний балл за устные ответы и выступления. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. В ходе контроля знаний студент должен продемонстрировать: 1. Владение нормативной фонетикой, грамматикой, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами арабского языка, лексикой тематики курса. 2. Умение понимать устную речь, читать и понимать тексты на арабском языке, при необходимости привлекая словари. Делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой и уметь сходу выразить свои мысли), участвовать в обсуждении предложенных тем, носящих узкоспециальный характер в рамках курса (задавать вопросы и отвечать на вопросы). 3. Обладание навыками устного и письменного перевода с арабского языка на русский и с русского на арабский. Владение навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи, применяя их для повседневного общения), а также соблюдение речевого этикета. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен. Модуль 2.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы.
  • неблокирующий Экзамен. Модуль 4.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Домашние задания + 0.25 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен. Модуль 2.
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Домашние задания + 0.25 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен. Модуль 4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Учебник арабского языка, Ковалев, А. А., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русско-арабский словарь, Борисов, В. М., 2008

Авторы

  • Мамедшахов Рамазан Гамидович
  • Степанова Анастасия Владимировна
  • Илюшина Милана Юрьевна