• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

German

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Немецкий язык», в соответствии с базовым учебным планом по направлению 58.03.01 «Востоковедение и африканистика», образовательная программа «Востоковедение» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, изучается на 3 курсе (1, 2, 3, 4 модули). Знания, полученные при изучении дисциплины, используются для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности при общении с немецкоязычными собеседниками, а также могут быть использованы в дальнейшем в проектной и научно-исследовательской работе, при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • У обучающихся c нуля иноязычной коммуникативной компетенции на уровне A2.1 по шкале CEFR, что предполагает комплексное формирование и развитие коммуникативных умений в области говорения, аудирования, чтения и письма в различных коммуникативных ситуациях на уровне А2.1.
  • У обучающихся c нуля иноязычной коммуникативной компетенции на уровне A2.1 по шкале CEFR, что предполагает формирование и развитие языковой компетенции, направленной на овладение грамматическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами на основе аутентичного материала.
  • У обучающихся c нуля иноязычной коммуникативной компетенции на уровне A2.1 по шкале CEFR, что предполагает развитие когнитивных и исследовательских умений при использовании ресурсов на иностранном языке с целью поиска и систематизации необходимой информации.
  • У обучающихся c нуля иноязычной коммуникативной компетенции на уровне A2.1 по шкале CEFR, что предполагает развитие учебно-познавательной компетенции, формирование навыков и умений самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных технологий, повышение уровня учебной автономии и выработки индивидуальных эффективных стратегий выполнения образовательных задач, готовности соблюдать установленные сроки отчета по курсу, развитие способности к самообразованию.
  • Обучающихся продвинутого уровня (А2 по шкале CEFR) иноязычной коммуникативной компетенции на уровне B1.1 по шкале CEFR, что предполагает комплексное формирование и развитие коммуникативных умений в области говорения, аудирования, чтения и письма в различных коммуникативных ситуациях на уровне B1.1.
  • Обучающихся продвинутого уровня (А2 по шкале CEFR) иноязычной коммуникативной компетенции на уровне B1.1 по шкале CEFR, что предполагает формирование и развитие языковой компетенции, направленной на овладение грамматическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами на основе аутентичного материала.
  • Обучающихся продвинутого уровня (А2 по шкале CEFR) иноязычной коммуникативной компетенции на уровне B1.1 по шкале CEFR, что предполагает развитие когнитивных и исследовательских умений при использовании ресурсов на иностранном языке с целью поиска и систематизации необходимой информации.
  • Обучающихся продвинутого уровня (А2 по шкале CEFR) иноязычной коммуникативной компетенции на уровне B1.1 по шкале CEFR, что предполагает развитие учебно-познавательной компетенции, формирование навыков и умений самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных технологий, повышение уровня учебной автономии и выработки индивидуальных эффективных стратегий выполнения образовательных задач, готовности соблюдать установленные сроки отчета по курсу, развитие способности к самообразованию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознавать и воспроизводить лексические и грамматические структуры немецкого языка уровня А2 в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Распознавать и применять основные правила немецкой графики и орфографии, нормативное произношение и темп речи с учетом особенностей артикуляционной базы немецкого языка.
  • Понимать и вести переписку личного характера (письма, открытки, смс и т.д.) и заполнять формуляры различного характера в ситуативных контекстах уровня А1/А2.1.
  • Извлекать информацию из аутентичных текстов уровня А2, в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А1/А2.1.
  • Создавать тексты в письменной форме описательного характера (от 100 до 350 слов в зависимости от уровня задания, правильно оформленных в языковом отношении) с опорой на представленную информацию (точные данные, опорные слова, рисунки, схемы и прочие изображения), освещая заданные вопросы, основываясь на конкретном плане изложения и используя элементы предположения;
  • Строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание в ситуативных контекстах уровня А1/А2.1 с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения, излагая и кратко аргументируя свою точку зрения, обозначая причинно-следственные связи.
  • (продвинутый уровень) Распознавать и воспроизводить лексические и грамматические структуры немецкого языка уровня В1.1 в соответствии с коммуникативной задачей.
  • (продвинутый уровень) Распознавать и применять основные правила немецкой графики и орфографии, нормативное произношение и темп речи с учетом особенностей артикуляционной базы немецкого языка.
  • (продвинутый уровень) Понимать и вести переписку личного характера (неофициальные письма, открытки, смс и т.д.) и заполнять формуляры различного характера в ситуативных контекстах уровня А2/В1.1 (полуофициальное письмо, комментарий на актуальную тему, жалобы и объявления).
  • (продвинутый уровень) Извлекать информацию из аутентичных текстов уровня В1, в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей.
  • (продвинутый уровень) Запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня В1.1.
  • (продвинутый уровень) Создавать тексты в письменной форме (от 100 до 400 слов в зависимости от уровня задания, правильно оформленных в языковом отношении) с опорой на представленную информацию (точные данные, опорные слова, рисунки, схемы и прочие изображения), освещая заданные вопросы, основываясь на конкретном плане изложения и используя элементы предположения.
  • (продвинутый уровень) Строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание в ситуативных контекстах уровня В1.1 с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения, излагая и кратко аргументируя свою точку зрения, обозначая причинно-следственные связи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Знакомство, семья
  • Тема 2. Еда, продукты
  • Тема 3. Моя квартира, мебель
  • Тема 4. Мой день. Хобби. Погода.
  • Тема 5: Здоровье, здоровый образ жизни
  • Тема 6: Учеба и свободное время
  • Тема 7: Ориентация в городе
  • Тема 8: Путешествия. Reisen
  • Тема 9: Одежда
  • Тема 10: Праздники и традиции
  • Тема 11: Новые вещи
  • Тема 12: Культурные развлечения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Homework
    Текущие задания по различным видам речевой деятельности на базе письменных, устных, аудио и видеоматериалов и их комбинаций, в том числе задания, направленные на подготовку к текущим, модульным и экзаменационной работам, которые выполняются студентом самостоятельно и проверяются преподавателем в течение всего курса и асинхронно, основаны на материале курса и могут незначительно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей группы (презентации, комплексы лексико- грамматических упражнений, подготовленные монологи и диалоги, фонетические упражнения и т.д.)- 20- 40 работ за курс.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Письменные и устные задания на основе индивидуальных или групповых лингвистических работ, подготовленной и неподготовленной устной речи, лексико- грамматических комплексов упражнений, аудио и видеоматериалов; диктанты, эссе и сочинения, предлагаемые студентам (с или без домашней подготовки) основанные на материале курса – 20 - 40 работ за курс.
  • неблокирующий Текущие и модульные контрольные работы
    Письменные лексико-грамматические контрольные работы, основанные на различных видах аутентичных и разработанных преподавателями НИУ ВШЭ заданий на основе материалов курса, на выполнение которых студенту отводится 1 - 2 академических часа, выполняются непосредственно на занятии- 14- 20 работ за курс.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (письменная часть)
    Письменная лексико- грамматическая контрольная работа, проводимая на последних занятиях 2 и 4 модуля и основанная на различных видах аутентичных и разработанных преподавателями НИУ ВШЭ заданий, соответствующих тематическому плану курса, на выполнение которой студенту отводится 2 - 3 академических часа.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (устная часть)
    Комплексное или монозадание, предполагающее устный ответ и соответствующее тематическому плану курса. Может включать в себя описание изображений, защиту уровневых презентаций, развитие монолога с опорой на специально разработанные методические материалы и т.д. в зависимости от выбора преподавателя курса и должно быть составлено в полном соответствии с уровнем сложности изучаемой программы. Время, отводимое на ответ каждому студенту - 15 минут. На предварительное ознакомление с заданием может отводиться 15 минут. Проводится в сроки основной сессии, устанавливаемые Учебным офисом Программы. Накопленные баллы за 1-2 и 3-4 модуль соответственно при этом не аннулируются.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.15 * Homework + 0.2 * Аудиторная работа + 0.25 * Текущие и модульные контрольные работы + 0.2 * Экзамен (письменная часть) + 0.2 * Экзамен (устная часть)
  • 2025/2026 4th module
    0.15 * Homework + 0.2 * Аудиторная работа + 0.25 * Текущие и модульные контрольные работы + 0.2 * Экзамен (письменная часть) + 0.2 * Экзамен (устная часть)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Катаева, А. Г.  Немецкий язык для гуманитарных специальностей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Г. Катаева, С. Д. Катаев, В. А. Гандельман. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18936-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560700 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Катаева, А. Г.  Немецкий язык для гуманитарных вузов : учебник и практикум для вузов / А. Г. Катаева, С. Д. Катаев, В. А. Гандельман. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18933-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559873 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Гаркун Элла Борисовна
  • Дюгаева Ирина Дмитриевна
  • Тямчик Азалия Александровна
  • Трофимова Нэлла Аркадьевна
  • Перегудова Татьяна Владиславовна
  • Молчанова Татьяна Васильевна
  • Новикова Мария Валерьевна