• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of the Middle East

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по истории Ближнего Востока в раннесредневековый период и овладение навыками исторического анализа. Студенты познакомятся с характерными чертами и этапами развития обществ и государств, особенностями социокультурного развития региона. История Ближнего Востока будет изучаться как целостный процесс, включающий в себя цепь взаимосвязанных и взаимозависимых событий, факторов внутреннего развития и внешних влияний. Дисциплина «История стран Ближнего Востока» изучается в 4 модуле на 1 курсе, в 1, 2, 3 и 4 модулях на 2 курсе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами комплекса знаний по истории стран Ближнего Востока в III-X вв.; овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов стран Ближнего Востока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории изучаемого региона в указанный период.
  • Понимает место и роль отдельных стран Ближнего Востока в региональном и мировом историческом процессе.
  • Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; способен проводить исторические сопоставления, выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в государствах и обществах Ближнего Востока в Средние века и явлениями всемирной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс. Раздел 1. Ближний Восток в Средние века.
  • 2 курс. Раздел 1. Ближний Восток в Средние века. (1 модуль)
  • 2 курс. Онлайн-курс.
  • 2 курс. Раздел 1-2. Ближний Восток в Средние века и в Новое время. (2 модуль)
  • 2 курс. Раздел 2-3. Ближний Восток в Новое и в Новейшее время. (3 модуль)
  • 2 курс. Раздел 3. Ближний Восток в Новейшее время. (4 модуль)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1 курс. Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Продолжительность доклада – не более 20 минут. Преподаватель может установить продолжительность доклада и его обсуждения для каждого семинара в отдельности или для всех семинаров единообразно, сообщив об этом студентам не позднее, чем за 5 дней до предстоящего семинара.
  • неблокирующий 1 курс. Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Критериями оценки студенческих сообщений и докладов являются: точность ответов на вопросы, полнота раскрытия темы, владение релевантной информацией, аргументированность выводов, терминологическая корректность. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции, а по теме 4 – с материалами оналйн-курса. Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, незнание фактической информации, неумение выделить суть освещённых в литературе проблем.
  • блокирующий 1 курс. Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 4 модуля. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например, тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Если тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически.
  • неблокирующий 2 курс. Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Критериями оценки студенческих сообщений и докладов являются: точность ответов на вопросы, полнота раскрытия темы, владение релевантной информацией, аргументированность выводов, терминологическая корректность. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции, а по теме 4 – с материалами оналйн-курса. Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, незнание фактической информации, неумение выделить суть освещённых в литературе проблем.
  • блокирующий 2 курс. Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 1 модуля. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например, тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Если тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически.
  • неблокирующий 2 курс. Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Критериями оценки студенческих сообщений и докладов являются: точность ответов на вопросы, полнота раскрытия темы, владение релевантной информацией, аргументированность выводов, терминологическая корректность. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции, а по теме 4 – с материалами оналйн-курса. Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, незнание фактической информации, неумение выделить суть освещённых в литературе проблем.
  • неблокирующий 2 курс. Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Продолжительность доклада – не более 20 минут. Преподаватель может установить продолжительность доклада и его обсуждения для каждого семинара в отдельности или для всех семинаров единообразно, сообщив об этом студентам не позднее, чем за 5 дней до предстоящего семинара. На 2-м курсе каждый студент делает 2 доклада (1-й – в 1-2 модуле, 2-й – в 3-4 модуле). Оценка за доклады на втором курсе рассчитывается как среднее арифметическое оценок за оба доклада, округленное до целого числа.
  • блокирующий 2 курс. Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 4 модуля. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например, тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Если тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически.
  • неблокирующий 2 курс. Тест
    Письменный тест, состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * 1 курс. Доклад на семинаре + 0.3 * 1 курс. Доклад на семинаре + 0.3 * 1 курс. Работа на семинаре + 0.3 * 1 курс. Работа на семинаре + 0.4 * 1 курс. Экзамен + 0.4 * 1 курс. Экзамен
  • 2025/2026 1st module
    0.5 * 2 курс. Работа на семинаре + 0.5 * 2 курс. Работа на семинаре + 0.5 * 2 курс. Экзамен + 0.5 * 2 курс. Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * 2 курс. Доклад на семинаре + 0.2 * 2 курс. Доклад на семинаре + 0.3 * 2 курс. Работа на семинаре + 0.3 * 2 курс. Работа на семинаре + 0.2 * 2 курс. Тест + 0.2 * 2 курс. Тест + 0.3 * 2 курс. Экзамен + 0.3 * 2 курс. Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sadr, S. K. (2016). The Economic System of the Early Islamic Period : Institutions and Policies. [New York]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1236425

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Востока с древнейших времен до начала XX века : Учебное пособие, Алаев, Л. Б., 2014

Авторы

  • Илюшина Милана Юрьевна