• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Legal Psychology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of Criminal Law and Legal Process
Course type:
Elective course
When:
5 year, 1, 2 module

Instructor


Тарасова Юлия Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Юридическая психология является научно-прикладной дисциплиной гуманитарного профиля, основанной на фундаментальных положениях общей, социальной, возрастной психологии, конфликтологии и психологии труда.Надлежащая теоретическая подготовка и практические навыки в области юридической психологии позволяют специалистам осуществлять грамотное планирование и проведение мероприятий психологического отбора и сопровождения сотрудников юридических специальностей с учетом специфики деятельности (судьи, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов и др.).Комплексный и всесторонний подход в изучении психологических явлений в правовой сфере позволяет применять гибкость и вариативность в использовании психологических форм и методов работы.Профессиональные компетенции юристов, изучающих юридическую психологию, позволяют осознанно применять такие этические и общие гуманистические ценности как уважение к личности, защита прав человека, конфиденциальность, эмпатия, чувство индивидуальной ответственности, корректность в применении методов изучения личности и воздействия на личность.В качестве объекта юридической психологии выступают юристы, осуществляющие профессиональную правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, экспертно-консультативную деятельность; граждане, являющиеся участниками судопроизводства, судебного следствия, пенитенциарной системы. Методологическая особенность юридической психологии состоит в переносе центра тяжести в познании на личность как субъект деятельности. Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п.Предметом юридической психологии являются психические явления, состояния, особенности личности, психологические закономерности, методы, средства, принципы, психотехнологии изучения личности и воздействия на личность, включая принципы и методы судебно-психологической экспертизы.Знания, умения и навыки в области юридической психологии позволяют осуществлять следующие направления деятельности:а) исследовательской;б) диагностической;в) прогностической;г) информационной;д) профилактической;е) экспертной;ж) консультационной;з) коррекционной.Юридическая психология позволяет юристам изучить особенности собственной личности, чтобы в последующем эффективно использовать данные знания в построении профессиональной карьеры, постановке профессиональных и личных целей, профилактике профессиональной деформации. Особое значение изучение этой дисциплины имеет при подготовке кадров для судебной системы и правоохранительных органов. Именно в деятельности судьи, следователя, прокурора знание человеческой психики, специфики протекания психических процессов и основ поведения необходимо для принятия обоснованных, своевременных и правомерных решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развить у студентов значимые личные и профессиональные качества, такие как: развитое правосознание и правовое мышление, волевой контроль поведения, мотивация достижения целей, социальная направленность деятельности, индивидуальная ответственность, моральная зрелость;
  • сформировать профессиональные компетенции, способствующие системному, целостному представлению об основных категориях, сущностных характеристиках и основных концепциях юридической психологии, различных методологических подходах и методах применяемых в юридической психологии;
  • реализовать потребности рынка юридического труда в квалифицированных профессионалах в области психологии профессиональной деятельности юристов, психологии преступного поведения, психологии правосознания и правовослушного поведения, профессиональной коммуникации в системе человек-право;
  • изучить основы судебно-психологической экспертизы, необходимые для эффективной деятельности в сфере правоприменения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать психологические факторы и обстоятельства, требующие психолого-правовой оценки при расследовании уголовных дел, привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде;
  • знать психологические критерии вменяемости (так называемой ограниченной вменяемости), дееспособности (неполной дееспособности);
  • знать закономерности развития социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей, в том числе противоправного (криминального) характера, влияющие на их поведение в сфере действия норм уголовного, административного, гражданского права;
  • знать социально-психологические особенности криминального поведения, психологические особенности лиц, совершающих различные виды правонарушений;
  • знать компетенцию, основания и поводы назначения судебно-психологической экспертизы, ее возможности при расследовании различных категорий правонарушений, рассмотрении гражданско-правовых споров, критерии оценки ее заключений;
  • знать структурные компоненты профессиональной деятельности юристов с учетом их специализации, требования, которым должна соответствовать психограмма личности профессионально успешного юриста;
  • знать психологические приемы и методы проведения следственных (судебных) действий, повышающие их эффективность и качество;
  • уметь осуществлять поиск и оценку информации психологического характера в процессе расследования преступлений, рассмотрения гражданско-правовых споров и уголовно-правовых конфликтов;
  • уметь грамотно исследовать материалы судебно-психологической экспертизы, профессионально с психологической и правовой точки зрения формулировать вопросы перед экспертом-психологом, оценивать экспертные заключения с использованием научных психологических и правовых терминов;
  • уметь применять психологические приемы и методы, повышающие эффективность проведения следственных (судебных) действий;
  • уметь оценивать психологические особенности личности и психического статуса подсудимого и учитывать их при принятии окончательного решения по делу;
  • уметь объективно оценивать свои индивидуально-психологические качества, находить с помощью психологических знаний пути к самосовершенствованию собственной личности;
  • иметь навыки применения психолого-правовых понятий в сфере действия норм уголовного, административного, гражданского законодательства;
  • иметь навыки психологических приемов и методов изучения личности и психического статуса участников судопроизводства;
  • иметь навыки психологических приемов и методов, современных коммуникативных технологий;
  • способен грамотно проводить психологический анализ объективной и субъективной стороны совершаемых преступлений, поведенческих деликтов, конфликтного поведения;
  • демонстрирует значимые личные и профессиональные качества, такие как: развитое правосознание и правовое мышление, волевой контроль поведения, мотивация достижения целей, социальная направленность деятельности, индивидуальная ответственность, моральная зрелость;
  • способен реализовать потребности рынка юридического труда в квалифицированных профессионалах в области психологии профессиональной деятельности юристов, психологии преступного поведения, психологии правосознания и правовослушного поведения, профессиональной коммуникации в системе человек-право;
  • у студентов сформированы профессиональные компетенции, способствующие системному, целостному представлению об основных категориях, сущностных характеристиках и основных концепциях юридической психологии, различных методологических подходах и методах применяемых в юридической психологии;
  • демонстрирует умение выявлять и анализировать проблемы психологического характера, объясняющие поведение участников конфликтных отношений в сфере действия норм уголовного, административного, гражданского права;
  • изучены основы судебно-психологической экспертизы, необходимые для эффективной деятельности в сфере правоприменения;
  • умеет анализировать психологические особенности личности участников уголовного, гражданского и административного процесса;
  • может устанавливать и поддерживать психологический контакт в условиях профессиональной коммуникации с различными участниками процесса, управлять конфликтами;
  • иметь навыки психологических приемов, включая методы проведения следственных действий;
  • знает основные психолого-правовые понятия, категории, принципы, методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности;
  • понимает и умеет объяснить сущность юридической психологии, соотношение между юридической психологией, общей психологией и правом; знают структуру и содержание юридической психологии;
  • способен грамотно анализировать психологические особенности личности субъектов правоприменительной деятельности, динамику их психических (познавательных) процессов, эмоциональных состояний, особенности их поведения в зависимости от интеллекта, темперамента, характера, мотивационной сферы;
  • понимает и умеет объяснить сущность психических явлений с научной точки зрения, способен выделять отдельные значимые аспекты при решении практических задач;
  • определяет психические состояния и индивидуально-психологические особенности человека и учитывает их при решении профессиональных правовых задач;
  • способен учитывать психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм и знаний о психологии личности и претворять данные знания в юридической практике;
  • способен применять практический комплекс психологических знаний, навыков и приемов, использовать в практической деятельности психологические методы изучения личности, социально-психологических явлений;
  • понимает особенности личности преступника, грамотно анализирует мотивацию преступного поведения, специфику мотивации отдельных видов преступного поведения; понимает социально-психологические основы профилактики преступлений, изучил психологические закономерности воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы;
  • понимает специфику судебно-психологической экспертизы, основания и порядок ее назначения, способен грамотно использовать возможности судебно-психологической экспертизы;
  • понимает психологическую специфику профессиональной деятельности юриста разного профиля, демонстрирует практические навыки и умения использования психологических аспектов в мотивации, организации собственной деятельности;
  • демонстрирует навыки научного анализа общественных отношений, складывающихся в психологической сфере регулируемой правом и обеспечения на этой основе правоприменительной деятельности;
  • понимает особенности различных видов конфликтов, знает основные принципы управления конфликтами с учетом особенностей личности и психического состояния участников коммуникации, способен четко формулировать цели коммуникации;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Предмет, задачи, система содержание юридической психологии: этапы появления и развития, основные направления, современное состояние
  • Тема 2. Психика как предмет научного и практического изучения: философский, медицинский, психологический аспекты
  • Тема 3. Компоненты психики в контексте юридического подхода: Эмоции и чувства Когнитивная сфера Поведение
  • Тема 4. Личность как центральный элемент психологического знания: био-психо-социальные факторы в формировании и функционировании личности
  • Тема 5. Методы исследования в психологии: социально-психологические методы; экспериментальные методы; эмпирические методы
  • Тема 6. Психология преступного поведения Девиации Личностные расстройства Зависимое поведение
  • Тема №7. Судебно-психологическая экспертиза и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза: цели, задачи, методы.
  • Тема №8. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста
  • Тема №9. Психологические особенности судопроизводства
  • Тема № 10 Управление конфликтами в юридической деятельности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарское занятие
    Семинарские (практические занятия) представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. Каждое семинарское занятие имеет задания, выданные преподавателем дисциплины, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к выполнению заданий, решению задач и предоставляет возможность высказаться студентам по предварительной договоренности, согласованной на предыдущем занятии с учетом пожеланий студентов. Остальные студенты, присутствующие на семинаре, вправе дополнять, предлагать собственное обоснованное мнение, решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивая ответы студентов, сообщает студентам правильное решение. В случае проведения дискуссии преподаватель или ассистент преподавателя (из числа студентов) формулирует тему, обозначает временной регламент высказываний, указывает на обоснованность и оригинальность суждений при вынесении оценки. Тема для дискуссии может быть прямо или косвенно связана с темой семинара, но всегда должна быть связана с названием дисциплины, ее основными теоретическими положениями и практическими целями. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание действующего законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии. Оценки заносятся в рабочую ведомость преподавателя. Семинарское занятие проводится в очном формате, преимущественно в устной форме. Максимальное количество баллов за семинар - 5. Доклады и оппонирование докладов демонстрируют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и научную строгость рассуждений. Формирование оценки происходит с учетом комментариев студентов, что позволяет развивать навык экспертного оценивания, необходимый в профессиональной деятельности юриста. Исправление каким-либо образом оценки студентом после семинара не допускается. Дополнительные баллы студенты получают за участие в дискуссиях, выполнение проектных и иных творческих заданий. Ассистирование преподавателю в проведении занятий оценивается по указанным критериям соблюдения научной, правовой и логической точности.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой проверку усвоения теоретического материала и путей его применения на практике; навыки самостоятельной профессиональной деятельности. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по одной или нескольким темам. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных актов и других материалов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных актов. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Каждый студент должен самостоятельно в течение 45 минут изложить в письменном виде решение задачи, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок. Контрольная работа проводится в очном формате, в письменной форме. В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций, техническими устройствами. Исправление каким-либо образом оценки студентом после семинара не допускается. Дополнительных баллов не предусмотрено. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в конце 2 модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. Первая часть экзамена включает в себя ответы на вопросы в форме теста. Для упрощения оценивания правильным является один вариант ответа, всего вопросов 20. Вторая часть экзамена проводится в форме эссе, где в свободной стилистической форме излагаются основные положения дисциплины. Для удобства оценивания и избегания списывания студентами друг у друга, предлагается раскрыть один из вариантов (всего на группу подготовлено 10 вариантов по количеству пройденных тем). Выбор варианта осуществляется аналогично выбору экзаменационного билета (принцип лотереи). Экзамен проводится в очном формате, в письменной форме. Время выполнения задания ограничено 60 минутами. Исправление каким-либо образом оценки не допускается. В процессе выполнения экзаменационных заданий не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций, техническими устройствами». Дополнительных баллов не предусмотрено. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Орез = 0,1 * Оса + 0,2 * Окр + 0,7 * Оэкз Орез – результирующая оценка; Оса –оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум 10 баллов); Окр – оценка за контрольную работу в виде задачи (максимум 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимум 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании и о квалификации. Если полученный результат составляет дробное число, то он округляется по правилам арифметики (от 0,1 до 0,4 - к меньшему, от 0,5 до 0,9 - к большему). 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алмазов, Б. Н.  Личность в правовом поле / Б. Н. Алмазов, А. С. Васильева. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 149 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-09999-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517311 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Собольников, В. В.  Юридическая психология : учебник для вузов / В. В. Собольников. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16784-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531694 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Шиловская Полина Александровна
  • Юсифов Юсиф Махияддин Оглы
  • Волкова Юлия Михайловна