We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Theoretical Foundations of Crime Qualification and Sentencing"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of Criminal Law and Legal Process
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Горбатова Марина Анатольевна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Научно-исследовательский семинар позволяет на базе твердого знания основных положений Общей части уголовного права и специфики соответствующих составов преступлений, изложенных в Особенной части УК РФ, прочно усвоить методологию, общие принципы и правила квалификации преступлений независимо от их вида, а также назначения наказания за их совершение. Это необходимо для обеспечения единообразия в применении уголовного закона. Основными задачами дисциплины являются: изучение правил квалификации преступлений и назначения наказания как основы эффективного применения норм уголовного права; изучение проблем применения уголовно-правовых норм; изучение содержания процесса юридической квалификации преступлений и назначения наказания. В результате освоения дисциплины студент будет: знать правила квалификации преступлений и назначения наказания, а также правила толкования норм уголовного права, используемых при квалификации преступлений и назначении наказания; уметь применять данные правила, а также анализировать результаты доктринального толкования норм уголовного права в целях правильной квалификации преступлений и назначения наказания; владеть навыками самостоятельного толкования норм уголовного права в целях правильной квалификации преступлений и назначения наказаний, а также навыками самостоятельного выявления проблем квалификации преступлений и назначения наказания и разработки путей их решения. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Логика», «Уголовная право (Общая часть)», «Уголовное право (Особенная часть)». Основные положения научно-исследовательского семинара могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить нормы уголовного права, регламентирующие общие и специальные правила квалификации преступлений и назначения наказания;
  • выработать навыки толкования уголовно-правовых норм на основе анализа законодательства, судебной практики и доктринальных положений в данной области отношений;
  • сформировать устойчивые навыки применения норм Общей и Особенной частей УК РФ при квалификации преступлений и назначении наказания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимать сущность и значение квалификации преступлений;
  • знать принципы квалификации преступлений;
  • уметь применять правила квалификации преступлений;
  • выявлять ошибки в квалификации преступлений;
  • уметь применять законы и категории философии и логики при квалификации преступлений;
  • знать юридические основы квалификации преступлений;
  • уметь применять основные способы толкования уголовно-правовых норм в целях правильной квалификации преступлений;
  • владеть навыками самостоятельного толкования норм;
  • знать правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ по вопросам толкования норм, используемых при квалификации преступлений;
  • уметь анализировать элементы и признаки состава преступления;
  • различать обязательные и факультативные признаки каждого элемента состава преступления;
  • владеть навыками квалификации преступления по объективным и субъективным признакам состава;
  • уметь определять момент окончания преступления и выявлять признаки неоконченного преступления;
  • знать правила квалификации неоконченного преступления и владеть навыками их применения;
  • различать соучастие в преступлении и иные формы совместной преступной деятельности;
  • уметь определять роль лица в совершении конкретного преступления;
  • различать формы и виды соучастия в преступлении;
  • знать правила квалификации преступлений, совершенных в соучастии, и владеть навыками их применения;
  • отграничивать единые сложные преступления от множественности преступлений;
  • уметь определять вид совокупности преступлений;
  • владеть навыками квалификации преступлений при различных видах конкуренции уголовно-правовых норм;
  • применять общие и специальные правила назначения наказания;
  • знать правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ по вопросам назначения наказания;
  • уметь мотивировать выбор вида и размера наказания при его назначении;
  • выявлять ошибки назначения наказания и определять их причины в целях недопущения нарушений уголовного закона;
  • понимать правовую природу и основания применения условного осуждения;
  • знать условия его отмены;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие положения теории квалификации преступлений.
  • Тема 2. Научные основы квалификации преступлений.
  • Тема 3. Квалификация по элементам состава преступления.
  • Тема 4. Квалификация неоконченного преступления и соучастия в преступлении.
  • Тема 5. Квалификация сложных преступлений и совокупности преступлений. Конкуренция уголовно-правовых норм.
  • Тема 6. Теоретические основы назначения наказания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарских занятиях
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины, проводящим семинарские занятия, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение, обосновав его. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивает ответы студентов задачи и сообщает студентам правильное решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы, обоснованность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии. Оценки заносятся в рабочую ведомость преподавателя.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме во второй половине модуля. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по одной или нескольким темам. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных актов. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в конце модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Преподаватель, проводящий экзамен, сообщает студентам перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных актов. С учетом этого определяется сложность и содержание заданий на экзамене. При написании экзамена не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Конкретная тематика заданий определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение двух заданий. Первое задание экзамена включает в себя решение тестов по четырем казусам по проблемам квалификации преступлений и назначения наказания. К каждому казусу предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. За каждый верный ответ студенту начисляется 1 балл, т.е. в сумме за эту часть экзамена можно получить 4 балла из 10 баллов оценки за экзамен. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из одного задания по проблемам квалификации преступлений и назначения наказания в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Каждая задача оценивается по десятибалльной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению каждой из задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок. Максимальное количество баллов за вторую часть экзаменационного задания – 10, оценка за которую умножается на 0,6 и округляется по правилам арифметики. Итоговая оценка за экзамен по 10-балльной шкале определяется путем сложения количества полученных баллов за каждую из частей. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    Формула оценивания: РОдисциплина = Ос*k1 + Ок*k2 + Оэкзамен*k3, где РОдисциплина –результирующая оценка по дисциплине (максимум –10 баллов); Ос –оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум–10 баллов); k1 = 0,1; Ок–оценка за контрольную работу (максимум –10 баллов); k2 = 0,2; Оэкзамен –оценка за экзамен (максимум –10 баллов); k3 = 0,7.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Квалификация преступлений : учебное пособие для вузов / О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 204 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11016-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517377 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бавсун, М. В.  Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие для вузов / М. В. Бавсун, С. В. Векленко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 152 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03668-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514486 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Юсифов Юсиф Махияддин Оглы
  • Шиловская Полина Александровна