• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Philosophy

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors


Денисов Андрей Алексеевич


Кондакова Алина Сергеевна


Маркова Яна Максимовна


Мерзенина Анастасия Сергеевна


Сюткин Антон Сергеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с основами школами и направлениями философской мысли от античности до современности. Каждая школа (или направление мысли) разбирается с точки зрения, содержащейся в ней онтологии, теории познания и этики. Таким образом, студенты узнают логику развития различных этапов истории философии и учатся сопоставлять между собой различные теоретические и ценностные основания различных философских школ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание о важнейших этапах развития философской мысли.
  • Умение анализировать и сопоставлять теоретические и ценностные основания различных философских школ.
  • Умение критически осваивать различные философские идеи, языки и способы рассуждения.
  • Владение техникой герменевтической интерпретации философских текстов.
  • Знание основных понятий онтологии, теории познания и этики.
  • Умение определять собственную позицию в конфликте философских интерпретаций и аргументировано ее представлять.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные элементы структуры философского мышления.
  • умеет анализировать ценностное содержание различных теоретических программ в античной философии.
  • владеет техниками философской интерпретации теологических текстов средневековья.
  • знает основы методологические подходы нововременной рационалистической мысли.
  • умеет ставить под вопрос собственные теоретические предпосылки, владеет методом кантовской трансцендентальной критики.
  • знает основные направления спекулятивной мысли и определять собственную позицию в спорах между ними.
  • владеет навыками марксистской (и постмарксистской) критики идеологии.
  • умеет использовать психоаналитическую методологию для критического анализа культурных феноменов.
  • владеет навыками экзистенциального анализа и умеет применять его в самопознанию.
  • умеет определять собственную позицию в современных философских спорах и дискуссиях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Что такое философия?
  • 2. Античная философия.
  • 3. Средневековая философия.
  • 4. Философия раннего Нового времени.
  • 5. Немецкий идеализм: трансцендентальная философия.
  • 6. Немецкий идеализм: спекулятивная философия.
  • 7. Марксизм.
  • 8. Психоанализ.
  • 9. Экзистенциализм.
  • 10. Современная философская ситуация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    ответы на вопросы, участие в обсуждении текстов
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в конце 4 модуля в письменной форме. На написание экзамена отводится 60 минут. Студентам будет предложена цитата, взятая из рассмотренных на курсе текстов. Задача студентов назвать автора цитаты и в нескольких абзацах объяснить смысл цитаты.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Формула оценивания: 0,2 * работа на семинарах + 0,2 * контрольная работа №1 + 0,2 * контрольная работа №2 + 0,4 * экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Государство, Платон, ., 2019
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1-2: Античность. Средневековье, Антисери, Д., 2003
  • Манифест философии, Бадью, А., 2003
  • Сумма теологии. Т. 1: Первая часть. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Метафизика, Аристотель, ., 2019
  • Что такое философия?, Делез, Ж., 2009

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна