We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic Crimes

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor


Arzamastsev, Maksim V.

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является дисциплиной по выбору профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Экономика», «Теория государства и права», «Конституционное право», «Уголовное право (Общая часть)», «Уголовное право (Особенная часть)», «Гражданское право» Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - принципы и основные тенденции уголовной политики в сфере охраны экономических отношений; - систему норм о противодействии преступлениям в сфере экономики, их бланкетные связи с нормами других отраслей права; - особенности квалификации преступлений в сфере экономики; - типичные случаи совершения преступлений в сфере экономики; - разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях. 2) уметь: - четко определять наличие или отсутствие состава, предусмотренного разделом VIII Уголовного кодекса Российской Федерации, в конкретных действиях (бездействии); - выявлять преступления, замаскированные под обычную экономическую деятельность; - разграничивать смежные составы преступлений в сфере экономики; - отграничивать преступления, совершаемые в сфере экономики, от административных правонарушений и гражданско-правовых деликтов; - правильно юридически закреплять результаты квалификации преступлений; - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам уголовной ответственности за преступления в сфере экономики; - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов; 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - анализа практики привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершаемые в сфере экономики, оценки правовых последствий решений, принятых судами общей юрисдикции; - составления документов, квалифицирующих преступления в сфере экономики, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами углубленных теоретических знаний в области уголовно-правовой охраны экономики
  • совершенствование навыков квалификации преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, с учетом применения межотраслевых источников права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции в связи с защитой прав граждан и организаций по уголовным делам о преступлениях против собственности, преступлениях в сфере экономической деятельности, преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает особенности квалификации преступлений в сфере экономики, правила оценки конкуренции и коллизии норм права, правила разграничения различных видов противоправного поведения. Умеет правильно юридически закреплять результаты квалификации преступлений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, способен анализировать судебные решения по вопросам квалификации экономических преступлений
  • Знает и понимает принципы и основные тенденции уголовной политики в сфере охраны экономических отношений; систему норм о противодействии преступлениям в сфере экономики, их бланкетные связи с нормами других отраслей права. Способен самостоятельно анализировать юридические источники, логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам уголовной ответственности за преступления в сфере экономики
  • Знает и понимает способы законодательного закрепления признаков преступлений в сфере экономики, приемы их оценки и толкования. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации
  • Знает признаки, способы совершения корыстных преступлений против собственности и правила их квалификации; разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Способен выявлять замаскированные разновидности преступлений, составлять документы, квалифицирующие преступления в сфере экономики, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения налоговых преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие налоговые преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений в сфере охраны добросовестной конкуренции, и правила их квалификации, разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления, посягающие на свободу и добросовестность конкуренции, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений в сфере предпринимательства, и правила их квалификации, разграничения правомерной и неправомерной предпринимательской деятельности; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления в сфере предпринимательства, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений против интересов кредиторов, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления против интересов кредиторов, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений против собственности, не связанных с корыстным мотивом, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления против собственности, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения служебных преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие служебные преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения таможенных преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие таможенные преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения финансовых преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие финансовые преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения хищений и правила их квалификации; разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о хищениях. Способен выявлять замаскированные разновидности хищений, составлять документы, квалифицирующие преступления в сфере экономики, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает типичные случаи совершения преступлений в сфере экономики; криминологические особенности их совершения, вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, анализировать механизм совершения конкретного преступления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Развитие системы норм о преступлениях в сфере экономики и ее современное состояние
  • Тема 2. Определенность признаков экономических преступлений
  • Тема 3. Особенности квалификации преступлений в сфере экономики
  • Тема 4. Ответственность за организованные формы экономических преступлений
  • Тема 5. Квалификация современных разновидностей хищений
  • Тема 6. Корыстные преступления против собственности, не содержащие признаков хищения
  • Тема 7. Преступления против собственности, не связанные с извлечением имущественной выгоды
  • Тема 8. Преступления в сфере предпринимательства
  • Тема 9. Квалификация преступлений, посягающих на свободу и добросовестность конкуренции
  • Тема 10. Налоговые преступления
  • Тема 11. Таможенные преступления
  • Тема 12. Преступления против интересов кредиторов
  • Тема 13. Преступления в сфере финансов и оборота ценных бумаг
  • Тема 14. Ответственность за служебные и коррупционные преступления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение задач и участие в дискуссии на семинаре
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины на лекции или на предыдущем семинаре, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие оценивает решение задачи и сообщает студентам правильное ее решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы и правильность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по тематике дисциплины. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных правовых актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных правовых актов. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи аргументировав свой ответ. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач по тематике дисциплины. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. Каждая задача оценивается по десятибалльной шкале. Максимальное количество баллов – 20. Итоговая оценка за экзамен по 10-балльной шкале определяется путем умножения количества полученных баллов на коэффициент 0,5 и округляется по правилам арифметики. Если за каждое задание экзамена выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за элемент контроля в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. При подготовке к экзамену студенту следует ознакомиться с правилами его проведения и оценивания результатов. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    РО дисциплина = k1·Ос+ k2·Ок+k3·Оэкзамен где РОдисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов), k1 = 0,1, Ос – оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум – 10 баллов), k2 = 0,2, Ок – оценка за контрольную работу (максимум – 10 баллов); k3 = 0,7 Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Пикурова Н.И., Карабановой Е.Н. - Уголовно-правовая охрана бюджетных средств. Монография - 978-5-392-20465-6 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/31200 - 31200 - PROSPECT
  • Под ред. Рарога А.И. - Уголовное право России. Части Общая и Особенная. 2-е издание. Учебник для бакалавров - 9785392304998 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/32769 - 32769 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кочои С.М.; под ред. Рарога А.И. - Преступления против собственности. Учебное пособие для магистрантов - 978-5-392-13125-9 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/26235 - 26235 - PROSPECT
  • Османова, Д. О. Злоупотребления при несостоятельности (банкротстве) : монография / Д. О. Османова , под редакцией О. А. Беляевой. — Москва : Юстицинформ, 2020. — 184 с. — ISBN 978-5-7205-1572-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140316 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Балацюк Елизавета Сергеевна
  • Арзамасцев Максим Васильевич
  • Фетискина Ксения Дмитриевна