• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of the State

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors


Васильева Наталия Сергеевна


Куликова Мария Сергеевна


Osvetimskaya, Iya


Samokhina, Ekaterina

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе и задачах государственной власти, учатся понимать методологические основы исследования феномена государственности, различие между фактическим и нормативным аспектом государственности. Особое внимание обращается на различные варианты определения государства и на исторические, идеологические и иные причины, которые лежат в основе того или иного варианта. Эти знания и навыки студенты получают через изучение истории развития представлений о государстве (историю понятия «государство»). На базе этих знаний студенты далее осваивают современные представления о государстве и об основных элементах определения этого понятия. В курсе изучается комплекс представлений о формах государствах и соответствующие классификации. Также студенты осваивают основы знаний о современных требованиях к способам и целям осуществления государственной власти (учения о правовом, социальном государстве, разделении властей и проч.). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Обществознание». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Международное публичное право; - Римское частное право; - Финансовое право; - Уголовное право.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания социальной ценности государства ;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием государственности;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент знает базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные категории, понятия и классификационные определения права.
  • Студент знает основные принципы и параметры российской государственности в сопоставлении с государственностью зарубежных стран.
  • Студент знает основные тенденции развития правовой системы общества.
  • Студент знает социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие государства и права.
  • Студент умеет анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение о правовой сущности практического казуса на основе анализа.
  • Студент умеет оперировать правовой методологией в целях выявления сущности конкретно-правовой ситуации.
  • Студент умеет оценивать характер той или иной ситуации, отнесения ее к сфере правового или внеправового (этического и т.п.) регулирования.
  • Студент умеет прослеживать социальные, экономические взаимосвязи развития отдельных правовых институтов и норм с развитием системы права России и с тенденциями международного права.
  • Студент умеет юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, осуществлять толкование нормативно-правовых актов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория государства и ее методология
  • Понимание государства в Античности
  • Понимание государства в Средневековье
  • Понимание государства в эпоху Возрождения
  • Понимание государства в эпоху Нового времени
  • Происхождение государства
  • Понятие и сущность государства, его механизм и функции
  • Формы государства
  • Личность в ее отношении к государству
  • Политическая система, гражданское общество и правовое государство
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат является формой самостоятельного изучения научной литературы студентом. Целью реферата является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления, реферирования текстов, юридико-логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования, первичных навыков написания научной работы. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам. Темы для рефератов формулируются предподавателем и заблаговременно выкладываются в ЛМС для выбора студентами. Студенты должны распределить между собой темы рефератов так, чтобы исключить дублирование. Сроки сдачи реферата объявляются преподавателем на занятии.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: О дисциплина = k1 х (О р + О р/с) + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,6, k 2 = 0,7, О р – баллы, полученные за реферат (максимум - 3 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов, М. В.  Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438793 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Чичерин, Б. Н.  Политические мыслители Древнего и Нового мира : учебное пособие для вузов / Б. Н. Чичерин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09379-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452603 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арановский К.В., Князев С.Д. - Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений. Монография - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19657-9 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30748
  • Гаджиев, К. С.  Политическая философия и социология : учебник для вузов / К. С. Гаджиев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4139-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450151 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Грачев, Н. И.  Территориальная организация публичной власти : учебное пособие для вузов / Н. И. Грачев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11801-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456811 (дата обращения: 28.08.2023).