We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Criminal Procedure

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-3 module

Instructors


Dementieva, Anisia


Krasnov, Vasily E.


Купцов Иван Андреевич


Соколов Алексей Валентинович

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» формирует у студентов комплекс необходимых знаний о российском уголовном судопроизводстве, его предназначении, задачах, структуре и содержании. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - категории, понятия и основные нормы уголовно-процессуального права; - принципы и институты уголовно-процессуального права, их содержание, значение, системную связь друг с другом и в процессе исторического развития; - нормативно-правовые акты, регулирующие уголовный процесс, в их системном единстве, в том числе общепризнанные принципы и нормы международного права в этой сфере; 2) уметь: - свободно оперировать основополагающими понятиями, терминами и категориями уголовно-процессуального права; - юридически грамотно толковать уголовно-процессуальные нормы; - применять нормы уголовно-процессуального права к конкретным жизненным ситуациям; 3) иметь навыки: - составления процессуальных документов; - анализа законности, обоснованности и мотивированности правоприменительных решений в сфере уголовного судопроизводства; - анализа правоприменительной практики. Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Административное право», «Уголовное право (Общая часть»), «Уголовное право (Особенная часть)». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении иных процессуальных правовых дисциплин, криминалистики, а также при подготовке выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами теоретических знаний в области уголовного судопроизводства,
  • формирование у студентов комплекса необходимых знаний о российском уголовном судопроизводстве, его предназначении, задачах, структуре и содержании,
  • выработка практических навыков применения уголовно-процессуальных норм, производства процессуальных действий, принятия процессуальных решений и их оформления во всех стадиях уголовного судопроизводства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует и сравнивает концепции, касающиеся основных положений общей части уголовно-процессуального права, анализирует судебную практику по вопросам процессуального статуса участников уголовного судопроизводства, доказывания, мер уголовно-процессуального принуждения, реабилитации.
  • Составляет процессуальные документы, связанные с проверкой сообщения о преступлении, возбуждением и расследованием уголовного дела.
  • Анализирует судебную практику по вопросам, связанным с судебным разбирательством по уголовным делам.
  • Анализирует судебную практику, связанную с обжалованием решений, принимаемых по уголовным делам, готовит проекты апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, изучает и анализирует практику международного сотрудничества по уголовным делам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и сущность уголовного процесса.
  • Тема 2. Участники уголовного процесса.
  • Тема 3. Доказательства и доказывание в уголовном процессе.
  • Тема 4. Меры уголовно-процессуального принуждения.
  • Тема 5. Процессуальные решения, ходатайства и жалобы, сроки, процессуальные издержки. Реабилитация.
  • Тема 6. Возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование и его формы. Общие условия предварительного расследования.
  • Тема 7. Следственные действия. Привлечение в качестве обвиняемого.
  • Тема 8. Окончание предварительного расследования и приостановление производства по уголовному делу. Особенности дознания.
  • Тема 9. Подготовка к судебному разбирательству. Общие условия судебного разбирательства. Порядок судебного разбирательства по уголовному делу.
  • Тема 10. Пересмотр судебных решений. Исполнение приговора.
  • Тема 11. Особый порядок уголовного судопроизводства. Международное сотрудничество в сфере уголовного правосудия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
    Контрольные работы выполняются в письменной форме. Целью проведения контрольных работ является проверка знаний студентов по изученным темам, умения студентов применять уголовно-процессуальные нормы к конкретным жизненным ситуациям. Проверка контрольных работ осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия в соответствующей группе. Контрольная работа № 1 выполняется во 2-м модуле и предусматривает выполнение студентами 20 тестовых заданий (закрытых) в течение 20 минут. В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций. Максимальное количество баллов за контрольную работу №1 – 5.
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
    Контрольные работы выполняются в письменной форме. Целью проведения контрольных работ является проверка знаний студентов по изученным темам, умения студентов применять уголовно-процессуальные нормы к конкретным жизненным ситуациям. Проверка контрольных работ осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия в соответствующей группе. Контрольная работа № 2 выполняется в 3-м модуле и предусматривает разрешение студентами 5 задач (конкретных жизненных ситуаций) с точки зрения норм уголовно-процессуального права и судебной практики в течение 20 минут. К каждой задаче ставится один вопрос, в ходе написания работы студент должен привести норму (нормы) уголовно-процессуального закона, подлежащую применению в конкретном случае, четко указать и мотивировать процессуальное действие (решение) для разрешения данной ситуации. Студентам разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами. Максимальное количество баллов за контрольную работу № 2 – 5
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется в письменной форме в 3 модуле. Целью домашнего задания является проверка умения студентов применять нормы права в конкретных ситуациях и грамотно составлять процессуальные документы в сфере уголовного судопроизводства. По содержанию домашнее задание состоит в подготовке студентами 10 процессуальных документов (постановлений должностных лиц, протоколов следственных действий, судебных решений) по конкретной фабуле преступления, по форме должно быть приближено к материалам реального уголовного дела. Максимальное количество баллов за домашнее задание – 10.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Для получения дополнительного балла предполагается, что студенты будут принимать участие в работе и дискуссиях на всех предусмотренных программой семинарских занятиях, ответы и реплики будут содержательными, аргументированными и основываться на лекционном курсе и материалах, размещённых в системе LMS для подготовки к семинарским занятиям. Оценка за работу на семинарских занятиях выставляется при активном участии (выступлениях в дискуссии, с докладами, в обсуждении решения задач и пр.) в не менее 50% семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен 1
    Экзамен 1 проводится в письменной форме по темам, входящим в Общую часть уголовно-процессуального права России. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Экзаменационное задание состоит из двух задач по проблематике Общей части уголовно-процессуального права России (с учетом поставленных к ним вопросов, но не более трех к каждой). Ответ на задачи должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. На выполнение заданий отводится 60 минут. При выполнении задания можно пользоваться конспектами, нормативными и судебными актами, информационно-правовыми системами. Запрещено пользоваться электронными почтовыми сервисами, мессенджерами и любыми подобными приложениями.
  • неблокирующий Экзамен 2
    Экзамен 2 проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины. Экзаменационное задание состоит из двух задач повышенной сложности по проблемам всего курса уголовно-процессуального права. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В ходе решения каждой задачи студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способности проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного процесса и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. На написание экзамена отводится 90 минут. При выполнении задания можно пользоваться конспектами, нормативными и судебными актами, информационно-правовыми системами. Запрещено пользоваться электронными почтовыми сервисами, мессенджерами и любыми подобными приложениями
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Результирующая оценка 1 выставляется по следующей формуле: Орез1 = 0,7 Оэкз1 + 0,6 Окр1 О рез1 – результирующая оценка (максимум – 10 баллов), Оэкз1 – оценка, полученная на экзамене № 1 (максимум 10 баллов), Окр1 – сумма баллов за контрольную работу № 1 (максимум 5 баллов). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Результирующая оценка 2 выставляется по следующей формуле: Орез2 = 0,6 * Оэкз2 + 0,15 * Орез1 + 0,1 * (Окр2 + Одз) +1 рс О рез – результирующая оценка (максимум – 10 баллов), Оэкз2 – оценка, полученная на экзамене № 2 (максимум 10 баллов), Оэкз1 – оценка, полученная на экзамене № 1 (максимум 10 баллов), Окр2 – сумма баллов за контрольную работу № 2 (максимум 5 баллов), Одз – сумма баллов за домашнее задание (максимум 10 баллов), 1рс – 1 балл за работу на семинарских занятиях. Блокирующие элементы не предусмотрены. Результирующая оценка является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании. 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Егоров Н.Н., Ищенко Е.П. - Руководство по производству следственных действий. Учебно-практическое пособие - 978-5-392-33627-2 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/31721 - 31721 - PROSPECT
  • Уголовный процесс : учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский ; под общ. ред. А. В. Смирнова. — 7-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 752 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/993593

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурмагин С.В. - Статус и деятельность суда в уголовном процессе. Учебное пособие - 978-5-392-32636-5 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/30758 - 30758 - PROSPECT
  • Загорский Г.И. - Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам. 2-е издание. Учебно-практическое пособие - 978-5-392-24105-7 - Проспект - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/38345 - 38345 - PROSPECT

Авторы

  • Власова Ольга Леонидовна
  • Краснов Василий Евгеньевич
  • Фетискина Ксения Дмитриевна