• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of the State

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе и задачах государственной власти, учатся понимать методологические основы исследования феномена государственности, различие между фактическим и нормативным аспектом государственности. Особое внимание обращается на различные варианты определения государства и на исторические, идеологические и иные причины, которые лежат в основе того или иного варианта. Эти знания и навыки студенты получают через изучение истории развития представлений о государстве (историю понятия «государство»). На базе этих знаний студенты далее осваивают современные представления о государстве и об основных элементах определения этого понятия. В курсе изучается комплекс представлений о формах государствах и соответствующие классификации. Также студенты осваивают основы знаний о современных требованиях к способам и целям осуществления государственной власти (учения о правовом, социальном государстве, разделении властей и проч.). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Обществознание». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Международное публичное право; - Римское частное право; - Финансовое право; - Уголовное право.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания социальной ценности государства ;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием государственности;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент знает основные тенденции развития правовой системы общества.
  • Студент знает базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные категории, понятия и классификационные определения права.
  • Студент знает основные принципы и параметры российской государственности в сопоставлении с государственностью зарубежных стран.
  • Студент знает социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие государства и права.
  • Студент умеет прослеживать социальные, экономические взаимосвязи развития отдельных правовых институтов и норм с развитием системы права России и с тенденциями международного права.
  • Студент умеет анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение о правовой сущности практического казуса на основе анализа.
  • Студент умеет юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, осуществлять толкование нормативно-правовых актов.
  • Студент умеет оперировать правовой методологией в целях выявления сущности конкретно-правовой ситуации.
  • Студент умеет оценивать характер той или иной ситуации, отнесения ее к сфере правового или внеправового (этического и т.п.) регулирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория государства и ее методология
    Понятие и предмет теории государства. Место теории государства в системе общественных и юридических наук: взаимосвязь с конституционным правом, политологией, социальной и политической философией, историей. Относительная автономия теории государства и теории права по отношению друг к другу. Система курса теории государства. Приемы научного исследования государства. Общенаучные и частные методы исследования государства. Индивидуальность исторических событий и значение контекста при изучении различных форм государственности. Значение нормативных образцов (идеалов) для понимания государственности, их соотношение с фактическими (реальными) способами осуществления государственной власти. Современные представления о государстве и его функциях и границы их применимости к историческим формам государственности, а также к тем современным формам, которые не встраиваются в парадигму модерна. Значение оценочных суждений и идеологических предпочтений в понимании феномена государства и его описании. Методы истории понятий и генезис представлений о государстве.
  • Понимание государства в Античности
    Выбор терминологии: проблемы использования терминов «государство» или «город-государство» применительно к полисным структурам античной Греции. Общая характеристика государственных структур в античной Греции (классический период), особенности полисной организации власти. Различие форм правления в греческих государствах и проблема выбора оптимальной формы как центральная проблема для античной мысли. Неотделимость государства от общества в античных представлениях, полное или частичное совпадение аппарата государственного управления и институтов самоуправления общества. Отражение идеи полиса в литературе и искусстве. Человек как неотъемлемая часть полиса, приоритет социального целого над индивидуальностью. «Свобода древних» по Б. Констану. Развитие критической мысли и попытки критического осмысления сложившихся государственных структур: софисты и Сократ. Поиск новых ракурсов понимания сущности полиса в греческой и римской мысли. Учение о государстве Платона, описание государства по аналогии с человеческой душой в «Политейя», анализ государства в «Политик» и «Законы». Учение о государстве Аристотеля, полис как объединение множества для счастливой жизни. Учение о государстве Цицерона, определение государства через справедливые законы. Учения стоиков и пересмотр представлений о полисной организации. Конфликт новых государственных форм и прежних представлениях о государстве в Римской империи.
  • Понимание государства в Средневековье
    Кризис понимания государства как полиса и христианство, необходимость разграничения государства и общества. Первые попытки переопределения сущности государства и его роли в общественной жизни у Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного. Град Божий и град земной – отделение нравственно-духовного авторитета церкви от аппарата публичной власти государства. Средневековые учения о соотношении властей. Государственные структуры раннего средневековья и роль церкви в обеспечении политического единства. Клюнийское движение, новая организация церкви и «папская революция» - их теоретическое обоснование и идеологические следствия. Учение Фомы Аквинского о государстве, его функциях и границах его власти. Авиньонское пленение и двоевластие в церкви, попытки его преодоления в движении концилиаризма. Учения Уильяма Оккама и Жана Жерсона о юридической основе власти и способах политического контроля. Общие черты и динамика понимания государства в средневековье, их исторические причины и значение для современности.
  • Понимание государства в эпоху Возрождения
    Общая характеристика Ренессанса (Возрождения) и исторических причин изменений в представлениях о государстве и его власти. Новые образы государственности. Учение Данте Алигьери о всемирном государстве, обоснование единовластия в «Монархии». Учение Марсилия Падуанского о разграничении церковного и государственного правопорядков, обоснование авторитета и независимости государственной власти, народная воля как источник этой власти и как обоснование принципа верховенства закона. Учение Макиавелли о государстве, разграничение морально-религиозной и практической перспектив понимания государства. Значение употребления понятия «stato» в трудах Макиавелли для дальнейшего понимания государственности. Томас Мор и его учение о государстве. Обоснование этического характера авторитета государственной власти и ее распоряжений. Критика существующих представлений о государстве в хрониках Ричарда III и в «Утопии». Новый образ государства в «Утопии», его нормативное и идеологическое значение для последующего развития представлений о государстве.
  • Понимание государства в эпоху Нового времени
    Общая характеристика изменений представлений о государстве и вызвавших их исторических событиях. Учение Жана Бодена о государстве, определение государства через суверенитет. Взгляды Томаса Гоббса на сущность и формы государства и государственный суверенитет, «Левиафан» как обоснование отделение государства и его власти от личности правителя. Учение Джона Локка об авторитете государственной власти и пределах ее действия. Ж.-Ж. Руссо о сущности государства и народном суверенитете. Учение Канта о государстве. Представления Г.Ф. Гегеля о государстве и его сущности.
  • Происхождение государства
    Общие условия возникновения государства. Власть, экономика, социальные нормы и структура первобытного общества. Переход от родственного принципа построения общин к территориальному, развитие обменных отношений. Возникновение публичной собственности. Зарождение политической власти в обществе, способы ее институционализации: военные, аристократические, купеческие, ирригационные протогосударственные союзы. Основные теории происхождения государства. Патриархальная концепция происхождения государства. Теологическая концепция. Договорная (естественно-правовая) теория и ее разновидности. Возникновение договорной концепции происхождения государства и реалии средневекового общества в Европе, борьба светской и духовной властей. Социологические концепции происхождения государства. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский). Материалистическая теория происхождения государства (Ф. Энгельс). Органическая теория. Психологические теории (Л. Петражицкий, З. Фрейд).
  • Понятие и сущность государства, его механизм и функции
    Плюрализм подходов к вопросу о понятии государства. Современные представления о сущности государственной власти, их зарождение в Европе. Правовое учение Н. Макиавелли как модель для возникновения современной теории государства. Признаки государства. Особая публичная власть. Территориальная организация власти и населения. Суверенитет, его виды. Концепция суверена Карла Шмитта и современные дебаты о сущности суверенитета. Легитимность государственной власти: понятие и типы (виды). Легитимность и легальность – сходства и различия. Государство как аппарат политической власти (особая публичная власть). Государство как форма организации общества в целом (особая система отношений между людьми и их организациями). Государство как субъект международных (межгосударственных) отношений (форма бытия экономически и политически обособившихся частей человечества). Отличие государства от догосударственной организации общества. Понятие механизма государства. Государственные органы и их классификация. Принцип разделения властей в построении механизма государства, ветви власти, государственные органы с особым статусом. Взаимосвязь государственного регулирования и экономических процессов.
  • Формы государства
    Зарождение представлений о закономерности формирования государственных и политических форм. Учения мыслителей Античности о классификации форм государства (правления). Развитие концепции форм правления в Новое время – переход к классификации форм государства, его причины, основные варианты. Понятие формы государства в современной теории государства и права. Формы правления. Монархия и республика, их особенности в различные исторические эпохи. Формы государственного устройства, их специфика на разных этапах истории. Унитарное государство, федерация. Теории федеративного устройства. Понятие конфедерации. Иные государственные и межгосударственные образования: содружества, союзы, империи. Политический (государственный) режим, его разновидности.
  • Личность в ее отношении к государству
    Личность и общество. Положение личности в различных обществах. Гражданское общество: понятие, теория и практика функционирования. Правовой статус личности. Гражданин как член государственной организации общества. Гражданство и подданство. Пределы индивидуальной свободы в обществе и институты ее охраны, ограничения. Концепции правового плюрализма, глобализации, фрагментации социального регулирования в современной правовой науке. Права человека: дар государства или объективная граница для государственного вмешательства? Античное и современное понимание отношения между личностью, коллективом, государством (полисом). Восточная модель соотношения личности и коллектива. Становление идеи прав человека в Новое время в Европе. Роль христианства в институционализации прав человека. Понятие прав и свобод человека, их система в современной западной либеральной традиции; правовое понятие свободы личности. Юридическая обязанность и ответственность личности перед обществом. Механизм защиты прав человека. Защита прав меньшинства в демократическом государстве. Роль мировоззрения и культуры в формировании различных представлений о правах человека.
  • Политическая система, гражданское общество и правовое государство
    Понятие и структура политической системы и публичной власти. Государство и другие элементы политической системы. Гражданское общество и политическая система. Понятие гражданского общества. Воздействие государственной власти на гражданское общество на различных этапах его развития. Формирование идеи правового государства. Признаки правового государства. Система сдержек и противовесов в «Федералисте» А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. Верховенство правового закона и связанность государственной власти правом. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как главная цель государства. Взаимная ответственность личности и государства. Контроль за осуществлением права. Правовое государство, полицейское государство и государство законности. Немецкая классическая философия и представления о правовом государстве, правильной политической системе и гражданском обществе. Учение И. Канта о правовом государстве. Учение Г. Гегеля о гражданском обществе, правовой идее и ее раскрытии в эволюции государственности. Понимание правового государства в традиции общего права и в романо-германском праве: rule of law и Rechtsstaat. Различные теории правового государства в современном правоведении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат является формой самостоятельного изучения научной литературы студентом. Целью реферата является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления, реферирования текстов, юридико-логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования, первичных навыков написания научной работы. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам. Темы для рефератов формулируются предподавателем и заблаговременно выкладываются в ЛМС для выбора студентами. Студенты должны распределить между собой темы рефератов так, чтобы исключить дублирование.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    О дисциплина = k1 х (О р + О р/с) + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,6, k 2 = 0,7, О р – баллы, полученные за реферат (максимум - 3 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов М. В. - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-05901-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-438793
  • Чичерин Б. Н. - ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНЕГО И НОВОГО МИРА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 272с. - ISBN: 978-5-534-09379-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskie-mysliteli-drevnego-i-novogo-mira-452603

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арановский К.В., Князев С.Д. - Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений. Монография - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19657-9 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30748
  • Гаджиев К. С. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 451с. - ISBN: 978-5-9916-4139-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskaya-filosofiya-i-sociologiya-450151
  • Грачев Н. И. - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 483с. - ISBN: 978-5-534-11801-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/territorialnaya-organizaciya-publichnoy-vlasti-456811