• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Land Law

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к вариативной части блока дисциплин по выбору подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Экологическое право». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Правовые основы урбанистики», «Публично-правовые проблемы земельного права», «Вещное право», а также при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - понятие, место и роль земельного права в российской правовой системе; - особенности и источники земельного права, соотношение земельного и иных отраслей (гражданского, административного, экологического и др.) права, понятие, стороны и содержание правоотношений в сфере земельных отношений, принципы земельного права; - основные этапы развития земельного права и его институтов; - категории, понятия, институты и основные нормы земельного права; 2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов; 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - анализа практики разрешения земельных споров, оценки правовых последствий решений, принятых судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также позиции судов вышестоящих инстанций; - составления документов, регулирующих земельные отношения, а также документы, сопровождающие рассмотрение земельных споров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области земельного права
  • выработка навыков анализа источников земельного права и использования принципов и норм земельного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении за защитой прав участников земельных отношений в связи с нарушениями земельного и смежного с ним законодательства и (или) земельными спорами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет земельного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли земельного права от гражданского, административного, экологического права и иных отраслей права в части регулирования земельных отношений. Понимает иерархию источников земельного права, их действие в пространстве, времени и по кругу лиц, а также особенности их соотношения друг с другом.
  • Имеет представление о взаимосвязи норм земельного права с гражданским, экологическим, административным, градостроительным, жилищным и другими отраслями права. Знает особенности субъектов земельных правоотношений. Ориентируется в структуре ЗК РФ.
  • Владеет понятием «земельный участок» Имеет представление об основных характеристиках земельного участка, кадастровом учете. Знает требования, предъявляемые к образуемым и измененяемым земельным участкам. Ориентируется в правовых позициях высших судебных инстанций.
  • Знает формы земельной собственности. Понимает содержание права собственности на землю. Знает иные виды прав, кроме права собственности, на землю (пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренда).
  • Имеет представление о видах ограниченных прав на землю, пользовании земельным участком на условиях служебного надела, сервитуте, публичном сервитуте, а также понимает особенности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
  • Знает основания возникновения и прекращения прав на землю. Имеет представление об оборотоспособности земельных участков. Ориентируется в особенностях регистрации прав на землю. Имеет представление о различных видах сделок с землей. Умеет составлять различные виды договоров п сделкам с земельными участками.
  • Знает основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Знает понятие кадастровой стоимости земельного участка. Имеет представление о порядке оспаривания кадастровой стоимости.
  • Знает понятие ответственности в области охраны и использования земель и ее виды. Знает виды земельных правонарушений/преступлений. Определяет наличие или отсутствие оснований для возмещения вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, в конкретной ситуации и её размер. Знает понятие и порядок привлечения к дисциплинарной, административной, уголовной и земельно-правовой ответственности. Ориентируется в составах земельных правонарушений/преступлений.
  • Понимает, что такое защита земельных прав. Знает основные способы защиты, сроки и формы. Имеет представление в судебных способах защиты (видах исков для защиты земельных прав). Понимает особенности применения специального иска – иска об установлении границ земельного участка. Ориентируется в особенностях гражданского и арбитражного судопроизводства по защите земельных прав граждан и юридических лиц.
  • Знает категории земель. Понимает, в чем состоит различие в правовом режиме земли одной категории от правовых режимов других категорий земли. Знает, что такое целевое назначение, категория земли, вид разрешенного использования. Имеет представление о правовых режимах всех категорий земель. Ориентируется в перспективах развития земельного и гражданского законодательства в части развития института целевого назначения земли.
  • Знает понятие зон с особыми условиями использования территорий и их виды. Имеет представление о правовых режимах отдельных видов зон с особыми условиями использования территорий. Понимает порядок и последствия установления, изменения и прекращения зон с особыми условиями использования территорий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Земельное право России в системе права. Предмет, метод и система земельного права. Источники земельного права. Нормы земельного права и земельно-правовые отношения.
  • Тема 2. Земля как объект недвижимости.
  • Тема 3. Право собственности и иные права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков .
  • Тема 4. Основания возникновения, изменения и прекращения прав на землю. Платность использования земли
  • Тема 5. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  • Тема 6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц. Особенности рассмотрения земельных споров.
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Тема 7. Правовой режим земель отдельных категорий
  • Тема 8. Зоны с особыми условиями использования территорий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Участие в коллоквиуме в виде презентации (творческое задание)
    Участие в коллоквиуме в виде презентации представляет собой сравнительный анализ правового режима различных категорий земель. Работа проводится в заранее распределенных группах и оформляется в виде презентации. Коллоквиум в виде сравнительного анализа правового режима различных категорий земель (ст. 7 ЗК РФ: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса) проводится в форме презентаций во второй половине модуля, на последних семинарских занятиях. О дате проведения коллоквиума студентам сообщается заблаговременно. При подготовке к коллоквиуму группа делится на семь групп (по числу категорий земель). Целью проведения коллоквиума является проведение сравнительного анализа правовых режимов земель различных категорий в виде представляемой группой студентов презентации по заранее предложенной преподавателем схеме (перечню вопросов - критериям) и дополнительных материалов (в виде текстовой информации). По представлению презентации каждой группой предполагается обсуждение с вопросами со стороны других участников подгрупп и преподавателя. Содержательно коллоквиум охватывает особенную часть курса земельного права (правовой режим отдельных категорий земель). В ходе подготовки презентации студентам разрешается использовать любые источники. Ссылки на судебные акты обязательны (с целью иллюстрации реализации земельных норм). Презентация должна представлять собой краткую, исчерпывающую информацию наиболее значительных характеристик правового режима данной категории, статистические данные, особенности режима использования, перевода в другую категорию, проблемы реализации земельных норм гражданами и юридическими лицами с учетом соблюдения требований правового режима, примеры судебной практики. Требования к презентации: 1) Структурированность: количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 15-минутного выступления рекомендуется использовать не более 20 слайдов), наличие титульного слайда и слайда с выводами и источниками; 2) Наглядность: иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается (шрифт достаточно крупный), используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.); 3) Дизайн и настройка: оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления; 4) Содержание презентации: презентация отражает основные этапы исследования (по заданным критериям), содержит полную, понятную информацию по теме работы, присутствует орфографическая и пунктуационная грамотность; 5) Требования к выступлению: выступающий (-ие) свободно владеет (-ют) содержанием, ясно и грамотно излагает (-ют) материал, свободно и корректно отвечает (-ют) на вопросы и замечания аудитории, укладывается (-ются) в рамки жесткого регламента (не более 25 минут). Иллюстративно видеопрезентация должна быть понятной, не перенасыщенной излишними «украшениями», носить «деловой характер» с учебными целями. Информация в виде дополнительных материалов подготавливается студентами в письменном виде (в электронном варианте) с возможностью обмена в качестве раздаточного материла на коллоквиуме для последующего обсуждения, а также возможности подачи ее для наглядного восприятия с помощью видеопрезентации в виде табличной формы. Подготовка к коллоквиуму осуществляется за счет времени, отведенного на самостоятельную работу студентов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа состоит из двух заданий: одно из которых предполагает знание теоретических вопросов курса применительно к конкретному земельному вопросу, а второе – решение по земельному спору. Задания предоставляются непосредственно перед написанием контрольной работы. Контрольная работа проводится в письменной форме во второй половине модуля, после прохождения общей части дисциплины. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Целью проведения контрольной работы является проверка знаний основных положений и норм земельного права, а также умения студентов применять нормы земельного права для разрешения практических ситуаций, предполагающих в том числе разрешение земельного спора. Содержательно задание контрольной работы может в целом направлено на применение знаний, полученных в результате изучения общей части земельного права. В ходе выполнения работы студентам не разрешается пользоваться никакими источниками. Выполнение контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно в течение 60 минут. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационное задание состоит из 2-х заданий (каждое из заданий оценивается в 5 баллов максимально). Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, по окончании модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Первое задание носит теоретико-прикладной характер (например, провести сравнительный анализ, объяснить суть явления, правового института, понятия, процесса, процедуры, оценить правовое явление, разрешить коллизию, обосновав свою точку зрения). Ответ по этой части задания должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Максимальное количество баллов за первое задание составляет 5 баллов. Второе задание – носит практический характер (решить юридический казус). Ссылка на конкретные нормы статей нормативно-правовых актов не обязательна, важно правильно выбрать направление для разрешения юридической проблемы. Максимальное количество баллов за второе задание составляет 5 баллов. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Выполнение экзаменационных заданий осуществляется студентом самостоятельно в течение 60 минут. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Орез = 0,1 * Опр + 0,2 * Отз + 0,2 * Окр + 0,6 * Оэкз Орез – результирующая оценка; Опр – общая оценка за работу на семинарских занятиях, включая посещаемость (максимум – 10 баллов); Отз – оценка за участие в коллоквиуме в виде презентации (творческое задание) (максимум – 5 баллов); Окр – оценка за контрольную работу (максимум – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов). Блокирующие элементы не предусмотрены. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боголюбов, С. А.  Земельное право : учебник для вузов / С. А. Боголюбов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14148-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467905 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Земельное право: Учебник / Крассов О.И., - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 560 с.: . - (Для юридических вузов и факультетов) - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/989510
  • Липски, С. А.  Земельная политика : учебник для вузов / С. А. Липски. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07552-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470655 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Позднякова, Е. А.  Земельное право. Практикум : учебное пособие для вузов / Е. А. Позднякова ; под общей редакцией С. А. Боголюбова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 152 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14301-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472610 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Пылаева, А. В.  Модели и методы кадастровой оценки недвижимости : учебное пособие для вузов / А. В. Пылаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07549-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472596 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Пылаева, А. В.  Основы кадастровой оценки недвижимости : учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Пылаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 196 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12820-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448353 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сапёров, С. А.  Правовое регулирование земельных и градостроительных отношений. Оборот и использование недвижимости : учебное пособие для вузов / С. А. Сапёров. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 394 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14317-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477315 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные проблемы теории земельного права России : монография. — Москва : Юстицинформ, 2020. — 800 с. — ISBN 978-5-7205-1606-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172353 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Алексеев, В. А.  Право недвижимости Российской Федерации. Понятие и виды недвижимых вещей : учебное пособие для вузов / В. А. Алексеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13103-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473452 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Алексеев, В. А.  Право недвижимости Российской Федерации. Права на недвижимые вещи: общие проблемы : учебное пособие для вузов / В. А. Алексеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13418-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476908 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Афанасьев, И. В.  Актуальные проблемы вещного права : учебное пособие для вузов / И. В. Афанасьев ; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 161 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11914-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476170 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ерофеев, Б. В.  Земельное право России : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев ; под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 17-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 571 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15035-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/486429 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Земельное право России : учебник для академического бакалавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин, К. А. Селиванова ; под редакцией А. П. Анисимова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 371 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08534-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431158 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Земельное право России : учебник для вузов / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин, К. А. Селиванова ; под редакцией А. П. Анисимова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 371 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08534-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468388 (дата обращения: 28.08.2023).