• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Constitutional Law

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Соболева Елизавета Андреевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права». В результате изучения дисциплины студенты должны знать понятие, место и роль конституционного права в российской правовой системе; особенности и источники трудового права, соотношение конституционного и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание конституционных правоотношений, принципы конституционного права; основные этапы развития конституционного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы конституционного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения конституционных споров, оценки правовых последствий решений, принятых конституционными судами, а также иными органами, рассматривающими конституционный спор; составления документов, связанных с реализацией и защитой конституционных прав. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области конституционного права
  • выработка навыков анализа источников конституционного права и использования принципов и норм конституционного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями конституционных прав и конституционного законодательства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю российского парламентаризма. Знает основные характеристики статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария.
  • Знает легальное определение гражданства (подданства). Умеет различать и оценивать меры, направленные на удаление иностранных граждан с территории Российской Федерации. Различает правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функци Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правые формы властных решений Президента Российской Федерации.
  • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функции и полномочия Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правые формы властных решений Президента Российской Федерации. Осведомлен о логике взаимоотношений Президента РФ с органами исполнительной власти. Знает о динамике порядка формирования основных федеральных органов исполнительной власти.
  • Знает понятие законодательного процесса. Понимает особенности законодательного процесса и его основные стадии. Понимает функциональное предназначение участников законодательного процесса.
  • Знает понятие и структуру правового статуса личности. Понимает, что такое конституционные принципы правового статуса личности. Ориентируется в системе конституционных прав, свобод и обязанностей и гарантий их обеспечения.
  • Знает понятие местного самоуправления, территориальных основ местного самоуправления, форм осуществления местного самоуправления. Ориентируется в финансово-экономических основах местного самоуправления. Понимает взаимосвязь между местным самоуправлением и государственной властью.
  • Знает понятие основ конституционного строя. Понимает, что такое демократическое государство, правовое государство, социальное государство, светское государство. Может определить форму российского государства. Знает экономические основы конституционного строя.
  • Знает состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Знает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Знает основные правовые формы властных решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
  • Знает юридические свойства конституции. Понимает сущность конституции. Ориентируется в процедурах пересмотра конституции и принятия конституционных поправок. Владеет знаниями о способах толкования Конституции Российской Федерации. Знает историю развития Конституции Российской Федерации
  • Осведомлен о типичных моделях организации государственной власти в Российской Федерации на региональном уровне. Знает основные формы взаимодействия между федеральными и региональными органами. Представляет себе эволюцию статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
  • Освоил основы теории правового положения личности, проследил эволюцию признания основополагающих прав. Умеет классифицировать закрепленные Конституцией и международным правом основополагающие права. Имеет представления о судебных и иных гарантиях защиты основополагающих прав.
  • Понимает исторические особенности и значение российского федерализма. Знает характеристики конституционно-правового статуса Российской Федерации. Ориентируется в системе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Владеет специальными характеристиками государственных символов Российской Федерации.
  • Понимает предмет конституционного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли конституционного права от иных отраслей права. Понимает систему конституционного права. Знает понятие конституционных правоотношений и характеристику их элементов. Ориентируется в источниках конституционного права.
  • Понимает предмет науки конституционного права. Понимает систему науки конституционного права. Ориентируется в источниках науки конституционного права.
  • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государсвенной власти. Знает основные характеристики правового статуса судей. Знает формы судопроизводства. Понимает предназначение Конституционного Суда в сфере правосудия.
  • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. Знает основные элементы правового статуса судей. Ориентируется в подведомственности и подсудности разных категорий дел судам.
  • Понимает, что такое время избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы.
  • Понимает, что такое избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов депутатов Государственной Думы. Осведомлен о ключевых элементах правового статуса зарегистрированного кандидата.
  • Представляет себе эволюцию российского парламентаризма. Знает основные элементы статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария. Осведомлен о формах взаимодействия между законодательным (представительным) и исполнительными органами государственной власти РФ. Представляет себе последовательность действий в ходе законотворческого процесса.
  • Умеет использовать при решении конкретных казусов тест на пропорциональность в качестве универсального аналитического инструментария. Понимает сути и формы дискриминации (прямой, косвенной, позитивной). Имеет представление о принципе правовой определенности и правилах действия закона во времени в контексте идеи верховенства права.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционное право как отрасль права
  • Наука конституционного права
  • Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации
  • Основополагающие права и свободы
  • Основы конституционного строя
  • Порядок правомерного ограничения основополагающих прав
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Гражданство и правовой статус иностранных граждан
  • Федеративное устройство
  • Избирательное право и избирательная система
  • Органы государственной власти субъектов РФ
  • Президент Российской Федерации
  • Президент и Правительство Российской Федерации
  • Российский парламентаризм
  • Основы парламентского права РФ
  • Законодательный процесс в Российской Федерации
  • Судебная система Российской Федерации
  • Исполнительная власть Российской Федерации
  • Основы избирательного права в России
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа в форме решения кроссворда
    Контрольные работы проводятся в форме решения кроссворда в течение 10 минут. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий лекционные занятия, предлагает для решения кроссворда темы из числа пройденных на 1 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах. Кроссворд состоит не более чем из 10 вопросов по соответствующей теме. Пользоваться иными источниками, чем указанные лектором, при написании контрольной работы запрещается. Продолжительность контрольной работы составляет 10 минут. Студент, отсутствовавший во время написания контрольной работы, либо не сдавший работу в срок, получает 0 баллов. Написание контрольной работы студентом из другой группы, иного варианта работы, нежели предложенный студенту, пересдача работы или ее проведение не во время занятия не допускаются. В случае списывания или иного нарушения студентом академических норм в ходе проведения контрольной работы, наличия у студента запрещённых преподавателем письменных источников или устройств (телефон, ноутбук и пр.) за контрольную работу по данной теме выставляется 0 баллов. О дате проведения контрольной работы студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Непосредственно после проведения контрольной работы преподаватель сообщает студентам, какие ответы являются верными и почему. Проверка работ и объявление студентам оценок за контрольную работу по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ производится в часы консультаций преподавателя, ведущего семинарские занятия. Оценка за контрольную работу умножается на коэффициент 0,3. Полученный результат учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине согласно формуле
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в объеме, освоенном студентами на соответствующем году обучения, в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. Продолжительность экзамена составляет 80 минут. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение задачи (кейса) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания могут быть представлены в виде текста (фабулы), а также сопровождающих его иллюстрации или расчета. Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. За решение каждой из 2 задач экзамена студент может получить максимум 5 баллов, которые подлежат сложению и умножению на коэффициент 0,7. Полученное число согласно формуле учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ. Пересдача экзамена осуществляется в порядке, определённом локальным нормативными актами НИУ-ВШЭ. Формат проведения первой и второй пересдачи (тематика, виды заданий, критерии оценивания, продолжительность проведения и пр.) идентичен формату сдачи экзамена.
  • неблокирующий контрольная работа №1 (1 курс)
    Контрольные работы проводятся в форме решения кроссворда (1 год обучения) в течение 10 минут. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий лекционные занятия, предлагает для решения кроссворда темы из числа пройденных на 1 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах.
  • неблокирующий контрольная работа №2 (2 курс)
    Контрольная работа проводятся в форме письменного тестирования в течение 10 минут. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий лекционные занятия, предлагает для тестирования темы, пройденные на 2 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах.
  • неблокирующий экзамен №1 (1 курс)
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в объеме, освоенном студентами на соответствующем году обучения, в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение задачи (кейса) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания могут быть представлены в виде текста (фабулы), а также сопровождающих его иллюстрации или расчета. Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором.
  • неблокирующий экзамен №2 (2 курс)
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в объеме, освоенном студентами на соответствующем году обучения, в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение задачи (кейса) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания могут быть представлены в виде текста (фабулы), а также сопровождающих его иллюстрации или расчета. Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * контрольная работа в форме решения кроссворда + 0.7 * экзамен
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * контрольная работа №1 (1 курс) + 0.1 * контрольная работа №2 (2 курс) + 0.4 * экзамен №2 (2 курс) + 0.4 * экзамен №1 (1 курс)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев И.А., Цапко М.И., Арутюнян Р.Э. - Избирательное право России в схемах - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16612-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27674
  • Конституционно-правовое развитие России / В.Д. Зорькин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 720 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-221-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/220355
  • Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учебное пособие / Авакьян С.А. - М.:Юр.Норма, ИНФРА-М Издательский Дом, 2011. - 320 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-91768-207-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238323
  • Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942782
  • Конституционное право России : учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. - 3-е изд. - Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 435 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.29039/1767-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048518
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 864 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-484-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454414
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 912 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-485-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454426
  • Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/901546
  • Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-139-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/210554

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Варлен М.В. - Гражданство: Россия и СНГ. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-12260-8 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/22549
  • Кутафин О.Е. - Глава государства. Монография - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-13216-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/21861
  • Под ред. Захарова И.В., Кокотова А.Н. - ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-03314-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/izbiratelnoe-pravo-rossiyskoy-federacii-431779
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16914-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/19054