• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Constitutional Law

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права». В результате изучения дисциплины студенты должны знать понятие, место и роль конституционного права в российской правовой системе; особенности и источники трудового права, соотношение конституционного и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание конституционных правоотношений, принципы конституционного права; основные этапы развития конституционного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы конституционного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения конституционных споров, оценки правовых последствий решений, принятых конституционными судами, а также иными органами, рассматривающими конституционный спор; составления документов, связанных с реализацией и защитой конституционных прав. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области конституционного права
  • выработка навыков анализа источников конституционного права и использования принципов и норм конституционного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями конституционных прав и конституционного законодательства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет конституционного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли конституционного права от иных отраслей права. Понимает систему конституционного права. Знает понятие конституционных правоотношений и характеристику их элементов. Ориентируется в источниках конституционного права.
  • Знает юридические свойства конституции. Понимает сущность конституции. Ориентируется в процедурах пересмотра конституции и принятия конституционных поправок. Владеет знаниями о способах толкования Конституции Российской Федерации. Знает историю развития Конституции Российской Федерации
  • Понимает исторические особенности и значение российского федерализма. Знает характеристики конституционно-правового статуса Российской Федерации. Ориентируется в системе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Владеет специальными характеристиками государственных символов Российской Федерации.
  • Знает понятие местного самоуправления, территориальных основ местного самоуправления, форм осуществления местного самоуправления. Ориентируется в финансово-экономических основах местного самоуправления. Понимает взаимосвязь между местным самоуправлением и государственной властью.
  • Освоил основы теории правового положения личности, проследил эволюцию признания основополагающих прав. Умеет классифицировать закрепленные Конституцией и международным правом основополагающие права. Имеет представления о судебных и иных гарантиях защиты основополагающих прав.
  • Умеет использовать при решении конкретных казусов тест на пропорциональность в качестве универсального аналитического инструментария. Понимает сути и формы дискриминации (прямой, косвенной, позитивной). Имеет представление о принципе правовой определенности и правилах действия закона во времени в контексте идеи верховенства права.
  • Знает легальное определение гражданства (подданства). Умеет различать и оценивать меры, направленные на удаление иностранных граждан с территории Российской Федерации. Различает правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • Осведомлен о типичных моделях организации государственной власти в Российской Федерации на региональном уровне. Знает основные формы взаимодействия между федеральными и региональными органами. Представляет себе эволюцию статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
  • Представляет себе эволюцию российского парламентаризма. Знает основные элементы статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария. Осведомлен о формах взаимодействия между законодательным (представительным) и исполнительными органами государственной власти РФ. Представляет себе последовательность действий в ходе законотворческого процесса.
  • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. Знает основные элементы правового статуса судей. Ориентируется в подведомственности и подсудности разных категорий дел судам.
  • Понимает, что такое избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов депутатов Государственной Думы. Осведомлен о ключевых элементах правового статуса зарегистрированного кандидата.
  • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функции и полномочия Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правые формы властных решений Президента Российской Федерации. Осведомлен о логике взаимоотношений Президента РФ с органами исполнительной власти. Знает о динамике порядка формирования основных федеральных органов исполнительной власти.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционное право как отрасль права
    Понятие и предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты. Конституционно-правовые отношения, их субъекты. Источники конституционного права. Система конституционного права. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.
  • Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации
    Понятие и юридические свойства конституции. Сущность Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции Российской Федерации. Структура Конституции Российской Федерации. История развития Конституции Российской Федерации.
  • Основополагающие права и свободы
    Понятие т.н. позитивных прав и негативных прав (свобод). Основные поколения прав человека. Личные (гражданские) права, политические права и социально-экономические права. Основные международные акты о правах человека. Юридические лица как носители основополагающих прав. Средства защиты основополагающих прав.
  • Порядок правомерного ограничения основополагающих прав
    Понятие ограничения и отмены (умаления) права. Абсолютные и ограничиваемые права. Тест на пропорциональности и тест на рациональное основание. Критерий законности ограничения, критерий обоснованности ограничения, критерий необходимости и соразмерности ограничения. Недопустимость дискриминации. Принцип правовой определенности закона, обратная сила закона.
  • Гражданство и правовой статус иностранных граждан
    Случаи приобретения гражданства РФ, отмены решения о предоставлении гражданства. Органы власти, ведающие вопросами гражданства. Миграционный учет иностранных граждан. Депортация и административное выдворение иностранных граждан. Правовой статус беженца и вынужденного переселенца.
  • Федеративное устройство
    Российский федерализм: исторический аспект. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и иные договоры: проблемы соотношения. Россия и международные объединения.
  • Органы государственной власти субъектов РФ
    Общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ и их взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Институт федеральной интервенции. Модели избрания высшего должностного лица субъекта РФ. Формирование законодательного (представительного) органа власти субъекта. Уполномоченные по правам человека в субъекте, контрольно-счетные органы субъекта РФ.
  • Президент и Правительство Российской Федерации
    Президент Российской Федерации как орган государственной власти. Понятие иммунитета главы государства. Основные функции Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. Государственный совет и иные органы при Президенте Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Формирование Правительства РФ и федеральных министерств. Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти.
  • Основы парламентского права РФ
    Способы формирования Совета Федерации РФ. Система выборов депутатов Государственной Думы РФ. Иммунитет депутата ГД РФ и сенатора РФ. Круг задач и полномочий палат Федерального собрания. Вспомогательные органы при палатах Федерального Собрания. Сущность и формы парламентского контроля. Основные этапы и участники законотворческого процесса. Формы участия Правительства РФ в законодательном процессе. Участие субъектов РФ в федеральном законодательном процессе.
  • Судебная система Российской Федерации
    Понятие судебной юрисдикции и формы судебной специализации. Система судов общей юрисдикции, мировая юстиция. Военные суды РФ. Система судов арбитражной юрисдикции, Суд по интеллектуальным правам. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Суд присяжных. Порядок назначения на должность и досрочного прекращения полномочий судьи. Иные виды дисциплинарного воздействия на судей. Иммунитет судей.
  • Основы избирательного права в России
    Система избирательных комиссий и принципы их деятельности. Ключевые стадии и участники избирательного процесса. Конституционно-правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы. Выдвижение и регистрация кандидата в депутаты. Права и обязанности зарегистрированного кандидата. Оспаривание итогов голосования (результатов выборов).
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    Понятие местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Формы осуществления местного самоуправления. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа №1 (1 курс)
    Контрольные работы проводятся в форме решения кроссворда (1 год обучения) в течение 10 минут. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий лекционные занятия, предлагает для решения кроссворда темы из числа пройденных на 1 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах.
  • неблокирующий контрольная работа №2 (2 курс)
    Контрольная работа проводятся в форме письменного тестирования в течение 10 минут. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий лекционные занятия, предлагает для тестирования темы, пройденные на 2 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах.
  • неблокирующий экзамен №1 (1 курс)
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в объеме, освоенном студентами на соответствующем году обучения, в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение задачи (кейса) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания могут быть представлены в виде текста (фабулы), а также сопровождающих его иллюстрации или расчета. Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором.
  • неблокирующий экзамен №2 (2 курс)
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в объеме, освоенном студентами на соответствующем году обучения, в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение задачи (кейса) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания могут быть представлены в виде текста (фабулы), а также сопровождающих его иллюстрации или расчета. Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * контрольная работа №1 (1 курс) + 0.1 * контрольная работа №2 (2 курс) + 0.4 * экзамен №1 (1 курс) + 0.4 * экзамен №2 (2 курс)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учебное пособие / Авакьян С.А. - М.:Юр.Норма, ИНФРА-М Издательский Дом, 2011. - 320 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-91768-207-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238323
  • Конституционное право России : учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. - 3-е изд. - Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 435 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.29039/1767-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048518
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 864 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-484-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454414
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 912 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-485-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454426
  • Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/901546
  • Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-139-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/210554

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Варлен М.В. - Гражданство: Россия и СНГ. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-12260-8 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/22549
  • Кутафин О.Е. - Глава государства. Монография - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-13216-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/21861
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16914-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/19054