We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Argumentation Theory

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Rogonyan, Garris

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Теория аргументации» являются ознакомление студентов с основными законами и правилами логического мышления (формальная логика), а также развитие навыков рационального рассуждения (теория аргументации). Главная задача курса – развить у студентов способность к критическому мышлению, а также умение вести дискуссию и правильно оценивать аргументы. Все вместе это закладывает основу для того, чтобы студенты усвоили главные навыки построения научной аргументации в рамках своей специализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные законы и правила логического мышления, различные способы аргументации, распространенные логические ошибки в рассуждениях и запрещенные способы аргументации
  • Уметь ясно и четко выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения и опровергать противоположную, избегать логических ошибок и запрещенных способов аргументации и обнаруживать их в чужих рассуждениях, пользоваться разрешенными риторическими приемами
  • Иметь навыки ведения дискуссий и построения рациональной аргументации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент демонстрирует на семинарах и в ходе выполнения практических заданий знания, умения и навыки, развитые в ходе освоения материалов лекций и чтения заданных к семинару источников и научной литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство с аргументами
    Установление посылок и вывода. Риторика и логика, убедительность и доказательность. Импликатура. Восстановление аргумента. Объяснения и обоснования.
  • Язык и мышление
    Двусмысленность и открытая текстура. Риторические уловки. Логические парадоксы. Правила и ошибки аргументации. Диалог и его структура. Виды диалогов и споров. Логическая основа спора. Процедурные правила и допустимые приемы спора. Паралогизм и софизм. Запрещенные приемы спора. Запрещенные аргументы.
  • Дедуктивная обоснованность
    Формальная логика. Истина и «принцип доверия». Неопределенность интерпретации и перевода. Прескриптивные и дескриптивные высказывания. Условные суждения.
  • Индуктивное обоснование
    Возможность и рациональные ожидания. Работа с кванторами. Модальные и контрфактические высказывания. Аналитические и синтетические суждения.
  • Реконструкция аргументов
    Имплицитное и эксплицитное. Разговорные импликатуры. Понятие релевантности. Двусмысленность и нечеткость.
  • Доказательство
    Структура доказательства (тезис, аргументы, демонстрация). Прямое и косвенное доказательство. Опровержение, прямое и косвенное. Общие правила доказательства: требования к тезису и требования к аргументам. Отношение логического следования. Логические парадоксы.
  • Спор
    Правила и ошибки аргументации. Диалог и его структура. Виды диалогов и споров. Логическая основа спора. Процедурные правила и допустимые приемы спора. Паралогизм и софизм. Запрещенные приемы спора. Запрещенные аргументы.
  • Научная рациональность
    Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Принцип фальсифицируемости научных гипотез и теорий. Аргументы ad hoc. Законы разума, законы природы и требование универсальности.
  • Научный метод
    Вопрос – гипотеза – предсказание – эксперимент - анализ. Идеализация и абстрагирование: способы формирования идеализированного объекта теории. Формулировка и дедуктивное развитие гипотез. Подтверждение и опровержение гипотез. Тезис Дюэма-Куайна. Роль аналогии в формировании гипотез. Мысленные эксперименты.
  • Научное объяснение
    Виды научного объяснения. Бритва Оккама. Абдукция и вывод к наилучшему объяснению. Дедуктивно-номологическое объяснение. «Охватывающие» законы К. Гемпеля. Объяснение и предсказание. Каузальное объяснение и его пределы. Редукционизм в научном объяснении. Может ли наука все объяснить? Нормативные объяснения и объяснения человеческих действий (практический силлогизм).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа (тест) + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория и практика аргументации: Учебное пособие / Д.В. Зайцев. - Москва : ИД ФОРУМ, 2010. - 224 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0328-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/213680

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теория и практика аргументации : учебное пособие / Л. А. Демина. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 272 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055180