• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Executory Procedure

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Instructor


Novik-Kachan, Mikhail Y.

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения курса студенты узнают понятие, место и роль исполнительного производства в российской правовой системе, особенности правового регулирования исполнительного производства, а также изучат институты исполнительного производства и основные нормативные положения, регулирующие осуществление исполнительного производства. При изучении дисциплины пристальное внимание уделяется обучению студентов логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам исполнительного производства, получению навыков самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными правовыми актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой, анализа практики разрешения вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, оценки правовых последствий судебных актов судов, постановлений судебных приставов-исполнителей, принятых по итогам разрешения такого рода вопросов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Исполнительное производство» являются формирование у студентов целостного представления об условиях и порядке принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также о деятельности службы судебных приставов по такому принудительному исполнению.
  • В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - понятие, место и роль исполнительного производства в российской правовой системе; - особенности правового регулирования исполнительного производства; - категории, понятия, институты исполнительного производства и основные нормативные положения, регулирующие осуществление исполнительного производства;
  • 2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам исполнительного производства, - применять на практике полученные знания; - давать взвешенную оценку деятельности законодательных, судебных органов, органов принудительного исполнения, осуществляемой в сфере принудительного исполнения исполнительных документов;
  • 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными правовыми актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - анализа практики разрешения вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, оценки правовых последствий судебных актов судов, постановлений судебных приставов-исполнителей, принятых по итогам разрешения такого рода вопросов;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает правовые последствия вступления судебного акта в законную силу. Может отграничить исполнительное право от иных отраслей права, знает понятие и систему исполнительного права. Понимает значение суда в осуществлении исполнительного производства, его роль в принудительном исполнении исполнительных документов. Понимает сущность принципов исполнительного производства и применяет их при толковании норм законодательства и решении задач (казусов).
  • Ориентируется в видах исполнительных документов и знает требования к их содержанию, а также правовые последствия нарушения этих требований. Знает об установленных законодательством сроках в исполнительном производстве и их значении для надлежащего исполнения требования исполнительного документа.
  • Знает стадии исполнительного производства и его последовательность. Отличает основания для приостановления, окончания, прекращения исполнительного производства. Перечисляет исполнительные действия и меры принудительного исполнения и формулирует их сущность, предназначение и отличия.
  • Знать порядок обращения взыскания на имущество должника.
  • Знает правовую природу исполнительского сбора, порядок его расчета и взыскания. Понимает, в каких случаях подлежит удовлетворению заявление должника о рассрочке, отсрочке по уплате исполнительского сбора, об освобождении от его уплаты. Отличает виды расходов по совершению исполнительных действий.
  • Знает порядок обжалования постановлений, действий (бездействия), принятых, совершенных в рамках исполнительного производства. Понимает, в каких случаях лицо вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или об исключении из описи. Различает подачу заявления об обжаловании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц в суд и в порядке подчиненности. Знает порядок поворота исполнения судебного акта судом и установленные при этом ограничения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие исполнительного производства.
    Законная сила судебного акта. Добровольное и принудительное исполнение требований исполнительного документа. Исполнительное право как отрасль права. Система законодательства об исполнительном производстве. Развитие законодательства об исполнительном производстве. Роль суда в исполнительном производстве. Принципы исполнительного производства.
  • Порядок исполнительного производства
    Стадии исполнительного производства. Лица, участвующие в исполнительном производстве. Возбуждение исполнительного производства. Исполнительные действия, место и время их совершения. Приостановление исполнительного производства. Окончание исполнительного производства. Прекращение исполнительного производства. Меры принудительного исполнения. Соотношение мер принудительного исполнения и исполнительных действий. Изменение способа и порядка исполнения исполнительного документа.
  • Исполнительные документы.
    Виды исполнительных документов, их характеристика. Требования к содержанию, порядок выдачи исполнительных документов. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, их течение, приостановление, восстановление. Сроки в исполнительном производстве. Последствия пропуска срока в исполнительном производстве.
  • Обращение взыскания на имущество должника.
    Понятие обращения взыскания на имущество должника. Обращение взыскания на денежные средства, иное имущество должника. Очередность обращения взыскания на имущество. Обращение взыскания на имущество организации. Наложение ареста на имущество должника, его изъятие, оценка, хранение и реализация. Реализация имущества на торгах. Признание торгов недействительными. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника. Исполнение требований неимущественного характера. Очередность удовлетворения требований взыскателей. Исполнительский иммунитет.
  • . Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Расходы по совершению исполнительных действий.
    Понятие исполнительского сбора и основания его наложения. Взыскание исполнительского сбора. Отсрочка или рассрочка при уплате исполнительского сбора, освобождение от его уплаты. Виды расходов по совершению исполнительских действий, порядок и основания их возмещения.
  • Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий. Обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.
    Порядок обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия). Иск об освобождении имущества от наложения ареста или об исключении из описи. Жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности. Взыскание убытков в целях защиты прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Поворот исполнения судебного постановления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за решение задач и участие в дискуссии по теме семинара формируется следующим образом. Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины на лекции или на предыдущем семинаре, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие оценивает решение задачи и сообщает студентам правильное ее решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы и правильность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии.
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам. Студентам также сообщается перечень нормативных правовых актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных правовых актов. Каждый студент должен самостоятельно в течение 45 минут изложить в письменном виде решение задачи аргументировав свой ответ. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач по тематике дисциплины. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 90 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. Каждая задача оценивается по десятибальной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению каждой из задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * контрольная работа + 0.1 * Работа на семинарах + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуреев В.А., Гущин В.В. - Исполнительное производство - Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СТАТУТ» - 2014 - 455с. - ISBN: 978-5-8354-0965-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/61855

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Решетникова И.В. - Исполнительное производство. (Бакалавриат) - Юстиция - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-4365-3105-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931392
  • Ярошенко Л.В. - Судебный контроль в исполнительном производстве. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-21846-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/35258