• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of State and Law

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является обязательной к изучению. Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по школьному курсу «Обществознание». Базу для такого понимания должно предоставить знание современных политико-правовых доктрин, практика критического сопоставления которых дает возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях. В результате освоения дисциплины студент должен знать: основные тенденции развития правовой системы общества; теорию и историю мировых и отечественной государственности и права; базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные категории, понятия и классификационные определения российского права; основные принципы и параметры российской государственности в сопоставлении с государственностью зарубежных стран; социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие государства и права. Уметь: прослеживать социальные, экономические взаимосвязи развития отдельных правовых институтов и норм с развитием системы права России и с тенденциями международного права; анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение о правовой сущности практического казуса на основе анализа; юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, осуществлять толкование нормативно-правовых актов; оперировать правовой методологией в целях выявления сущности конкретно-правовой ситуации; оценивать характер той или иной ситуации, отнесения ее к сфере правового или внеправового (этического и т.п.) регулирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студента глубокого понимания социальной ценности права
  • Усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием права
  • Осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент понимает особенности теории права и государства как науки и учебной дисциплины, ее место в системе общественных и юридических наук, имеет представление о методах научного исследования права и государства, понимает их назначение и особенности использования.
  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория права и государства и ее методология
    Понятие и предмет теории права и государства. Место теории права и государства в системе общественных и юридических наук: взаимосвязь с отраслевыми правовыми науками, социологией, политологией, философией, логикой. Система курса теории права и государства. Единство и различие элементов курса (теория права, теория государства, философия права). Функции теории права и государства. Приемы научного исследования права и государства. Общенаучные и частные методы исследования права и государства. Значение контекста исследования при выборе метода изучения правовых явлений.
  • Происхождение государства
    Общие условия возникновения государства. Власть, экономика, социальные нормы и структура первобытного общества. Переход от родственного принципа построения общин к территориальному, развитие обменных отношений. Возникновение публичной собственности. Зарождение политической власти в обществе, способы ее институционализации: военные, аристократические, купеческие, ирригационные протогосударственные союзы. Основные теории происхождения государства. Патриархальная концепция происхождения государства. Теологическая концепция. Договорная (естественно-правовая) теория и ее разновидности. Возникновение договорной концепции происхождения государства и реалии средневекового общества в Европе, борьба светской и духовной властей. Взгляды Т. Гоббса на сущность и формы государства и государственный суверенитет. Ж.-Ж. Руссо о происхождении и сущности государства. Социологические концепции происхождения государства. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский). Материалистическая теория происхождения государства (Ф. Энгельс). Органическая теория. Психологические теории (Л. Петражицкий, З. Фрейд).
  • Понятие и сущность государства, его механизм и функции
    Плюрализм подходов к вопросу о понятии государства. Современные представления о сущности государственной власти, их зарождение в Европе. Правовое учение Н. Макиавелли как модель для возникновения современной теории государства. Признаки государства. Особая публичная власть. Территориальная организация власти и населения. Суверенитет, его виды. Теория государственного суверенитета Жана Бодена. Теория народного суверенитета Руссо. Концепция суверена Карла Шмитта. Легитимность государственной власти: понятие и типы (виды). Легитимность и легальность – сходства и различия. Государство как аппарат политической власти (особая публичная власть). Государство как форма организации общества в целом (особая система отношений между людьми и их организациями). Государство как субъект международных (межгосударственных) отношений (форма бытия экономически и политически обособившихся частей человечества). Отличие государства от догосударственной организации общества. Понятие механизма государства. Государственные органы и их классификация. Принцип разделения властей в построении механизма государства, ветви власти, государственные органы с особым статусом. Взаимосвязь государственного регулирования и экономических процессов.
  • Формы государства
    Зарождение представлений о закономерности формирования государственных и политических форм. Учения мыслителей Античности о классификации форм государства (правления). Развитие концепции форм правления в Новое время – переход к классификации форм государства, его причины, основные варианты. Понятие формы государства в современной теории государства и права. Формы правления. Монархия и республика, их особенности в различные исторические эпохи. Формы государственного устройства, их специфика на разных этапах истории. Унитарное государство, федерация. Теории федеративного устройства. Понятие конфедерации. Иные государственные и межгосударственные образования: содружества, союзы, империи. Политический (государственный) режим, его разновидности.
  • Личность в ее отношении к государству
    Личность и общество. Положение личности в различных обществах. Гражданское общество: понятие, теория и практика функционирования. Правовой статус личности. Гражданин как член государственной организации общества. Гражданство и подданство. Пределы индивидуальной свободы в обществе и институты ее охраны, ограничения. Концепции правового плюрализма, глобализации, фрагментации социального регулирования в современной правовой науке. Права человека: дар государства или объективная граница для государственного вмешательства? Античное и современное понимание отношения между личностью, коллективом, государством (полисом). Восточная модель соотношения личности и коллектива. Становление идеи прав человека в Новое время в Европе. Роль христианства в институционализации прав человека. Понятие прав и свобод человека, их система в современной западной либеральной традиции; правовое понятие свободы личности. Юридическая обязанность и ответственность личности перед обществом. Механизм защиты прав человека. Защита прав меньшинства в демократическом государстве. Роль мировоззрения и культуры в формировании различных представлений о правах человека.
  • Политическая система, гражданское общество и правовое государство
    Понятие и структура политической системы и публичной власти. Государство и другие элементы политической системы. Гражданское общество и политическая система. Понятие гражданского общества. Воздействие государственной власти на гражданское общество на различных этапах его развития. Формирование идеи правового государства. Признаки правового государства. Система сдержек и противовесов в «Федералисте» А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. Верховенство правового закона и связанность государственной власти правом. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как главная цель государства. Взаимная ответственность личности и государства. Контроль за осуществлением права. Правовое государство, полицейское государство и государство законности. Немецкая классическая философия и представления о правовом государстве, правильной политической системе и гражданском обществе. Учение И. Канта о правовом государстве. Учение Г. Гегеля о гражданском обществе, правовой идее и ее раскрытии в эволюции государственности. Понимание правового государства в традиции общего права и в романо-германском праве: rule of law и Rechtsstaat. Различные теории правового государства в современном правоведении.
  • Понятие и сущность права, типы правопонимания
    Причины множественности подходов к определению права. Понятие права, его историческая эволюция. Объективное и субъективное в праве. Право как элемент цивилизации и культуры. Сущность права, его специфические признаки. Основные типы правопонимания. Современные философские подходы к пониманию права. Естественно-правовой подход: Идеи мыслителей Античности и Средневековья. Формулировки юснатурализма в Новое время: Г. Гроций, Дж. Локк, И. Кант. Естественное право в 20 веке: Г. Радбрух, Л. Фуллер, Дж. Финнис. Социологическая теория права. Социальная философия О. Конта, развитие социологического понимания права в трудах Э. Дюркгейма, О. Эрлиха и Р. Паунда. Разновидности правового нормативизма. Юридический позитивизм Дж. Остина и И. Бентама. Учение Р. Иеринга о праве и государстве, «юриспруденция интересов», борьба за право. Чистое учение о праве Г. Кельзена, аналитическая философия права Г. Харта. Реалистическая теория права. Правовой реализм как учение о фактическом праве в действии. Развитие скандинавского и американского правового реализма. Русский правовой реализм: учение Л.И. Петражицкого.
  • Нормы права
    Понятие нормы права. Ее специфика в различных правовых системах (исламской, англосаксонской, романо-германской). Признаки нормы права. Отличие нормы права от индивидуальных правовых велений. Действие норм права во времени, в пространстве, по кругу лиц. Экстерриториальность. Иммунитеты. Структура нормы права как правила поведения общего характера. Логическая и грамматическая структура нормы. Гипотеза нормы, ее виды (общие и конкретные, односторонние и двусторонние). Диспозиция нормы, ее виды (простые, описательные, отсылочные, бланкетные; управомачивающие, обязывающие, запретительные). Санкция нормы и ее виды (абсолютные и относительные, альтернативные и кумулятивные); отличие санкций от превентивных мер государственной правовой политики. Норма права и статья нормативного акта, их соотношение. Виды правовых норм: материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные, организационные и программные. Классификация норм по отраслям права. Способы изложения правовых норм в актах государства. Индивидуальные и общие правовые нормы в концепции Г. Кельзена, основная норма как гипотетическая основа правопорядка. Соотношение юридической силы правовых норм и принципов права – различные подходы.
  • Источники (формы) права
    Понятие источника права. Понятие системы источников права, их основные виды. Закон и незаконодательные источники права: судебный прецедент и судебная практика; принципы права; правовая доктрина; нормативный договор; обычай. Формы непосредственного волеизъявления населения (референдумы, опросы, плебисциты) как возможные источники правовых установлений. Особенность источников международного права. Динамика развития и относительное значение источников права. Закон как источник права. Понятие нормативно-правового акта. Закон в формальном и материальном смысле. Право и закон. Виды законов. Подзаконные акты. Институт конституционного контроля. Проблематика соотношения конституции и международного права.
  • Систематизация и кодификация права
    Систематизация источников права: понятие и виды, исторические примеры. Техника и принципы систематизации права. Понятие и виды кодификации. Кодексы, модельные кодексы, основы законодательства. Инкорпорация, ее виды. Свод законов. Консолидация. Компиляция. Унификация. Роль субъективного и объективного в систематизации права и законодательства. Критерии разделения права (законодательства) на составные блоки: институты, отрасли и проч. Учение о предмете и методе правового регулирования и о системности права. Конвенциональные критерии деления правового материала: современные западные интерпретации. Основные правовые семьи в сравнительном праве.
  • Толкование правовых норм
    Различия в понимании толкования в разных правовых системах (романо-германской, англосаксонской, мусульманской). Уяснение и разъяснение содержания правовых норм. Способы толкования-разъяснения правовых норм: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический. Толкование по объему. Возможность установления объективного смысла правовой нормы (правового текста). Учение о воле законодателя и способах ее установления. Толкование-разъяснение. Субъекты толкования. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Виды толкования: конституционное, отраслевое, политико-идеологическое. Принципы права как руководящие идеи при толковании права. Свобода судейского толкования права, интерпретативная концепция права Р. Дворкина. Пробел в праве. Способы устранения пробелов в праве. Аналогия права и аналогия закона. Коллизии правовых норм и способы их разрешения.
  • Реализация и эффективность права. Правоотношение. Применение права
    Реализация права: понятие, формы, методы. Соблюдение, использование, исполнение права. Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный). Типы правового регулирования (дозволительный и разрешительный). Правовые режимы. Проблема эффективности права, критерии эффективности. Правоотношение, его состав и содержание. Различные теории правоотношения. Возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Понятие применения права. Субъекты применения права. Стадии процесса применения норм права. Основные требования к применению норм права, юридические и фактические основания. Акты применения норм права, их отличие от нормативно-правовых актов.
  • Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
    Право как средство разрешения конфликтов и управления ими. Юридический конфликт как вид социального конфликта. Виды юридических конфликтов. Механизм разрешения юридических конфликтов. Аргументация при разрешении конфликта. Понятие правомерного поведения. Объективная и субъективная сторона правомерного поведения. Правомерное и юридически нейтральное поведение. Понятие, виды правонарушений. Признаки правонарушения, особенности правонарушений в разных отраслях права. Состав правонарушения: объект (родовой и непосредственный), объективная сторона (фактические обстоятельства, причинно-следственная связь), субъект (деликтоспособность), субъективная сторона (вина, цель, мотив, вменяемость). Объективно-противоправное поведение и злоупотребление правом: правовая оценка. Правомерное причинение вреда. Понятие и признаки юридической ответственности. Позитивная и негативная ответственность. Правовые поощрения как форма мотивации правомерного поведения. Соотношение поощрения и наказания в праве. Дискуссионные вопросы юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Особенности международно-правовой ответственности. Особенности конституционной (политико-правовой) ответственности. Основания юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности, обстоятельства исключения ответственности, освобождение от наказания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • контрольная работа (неблокирующий)
    Контрольная работа проводится в 1-м модуле. В течение 40 минут студент должен выполнить два задания: рассуждение на заданную тему в форме эссе и комментарий судебного решения, высказывания политика или научного деятеля. При написании контрольной работы студенты имеют возможность продемонстрировать знание источников права и навыки их применения, знание основных исследований по теме вопроса и умение сослаться на них, владение специальной теоретико-правовой и философско-правовой терминологией. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
  • работа студентов на семинарских занятиях (неблокирующий)
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • домашнее задание (неблокирующий)
    Домашнее задание выполняется во 2-м модуле и является формой самостоятельного научного анализа письменного правового текста (нормативного или научного характера) студентом. Целью является уяснение студентом структуры комментирования правового текста, усвоение первичных навыков такого комментария, развитие способностей к критическому мышлению. Домашнее задание выполняется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание домашнего задания не должно превышать семь страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал. Как правило, домашнее задание должно представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление домашнего задания в рукописной форме. Ссылок на научную литературу, составление библиографического списка, разделение задания на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение) при написании домашнего задания не требуется. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора. Домашнее задание должно быть самостоятельным ответом студента на поставленный преподавателем вопрос в ракурсе анализа конкретного правового текста, выполнение домашнего задания не может быть поручено иным лицам.
  • реферат (неблокирующий)
    Реферат выполняется во 2-м модуле и является формой самостоятельного изучения научной литературы студентом. Целью является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления, реферирования текстов, юридико-логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования, первичных навыков написания научной работы. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам
  • экзамен (неблокирующий)
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    О дисциплина = 0,1 х (О к/р + О д/з + О р + О р/с) + 0,7 х О экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов М. В.-ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-497-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-05901-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-438793
  • Коркунов Н. М.-ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА-М.:Издательство Юрайт,2019-352-Антология мысли-978-5-534-07620-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/lekcii-po-obschey-teorii-prava-446302

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Петражицкий Л. И.-ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В СВЯЗИ С ТЕОРИЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2-М.:Издательство Юрайт,2019-385-Антология мысли-978-5-534-08033-9, 978-5-534-08032-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-prava-i-gosudarstva-v-svyazi-s-teoriey-nravstvennosti-v-2-ch-chast-2-437546