• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology

2016/2017
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа рассчитана на студентов первого курса образовательной программы "Юриспруденция" и предполагает наличие базовых знаний в области обществоведения и истории России. Организация занятий предполагает наличие базовых навыков аналитической работы с текстами, умение вести аргументированную дискуссию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с предметными областями социологии
  • знакомство с рядом самых важных классических работ и теорий, классическими неадаптированными текстами социальных теоретиков
  • знакомство с методами исследования и типами данных, которые используют социологи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать определение предмета социологии; историю развития методов социологи и современное состояние социологии в мире и России; основные школы и направления исследований в рамках современной социологии; основные методы применяемые для изучения социальных процессов в современной социологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое социология и специфика социологического подхода к изучению социальной реальности
    Объект и предмет социологии. Социологическое видение. Объяснение проблем социального порядка, социального изменения и социального взаимодействия. Краткая история становления и развития социологии. Какую помощь в нашей жизни может оказать социология? Микро и макро перспектива в социологии. Методы социологии.
  • Парадигмы социологического знания (структурный функционализм, парадигма социального конфликта, символический интеракционизм)
    Вопросы, на которые отвечает социологическая теория. Теория самоубийства Э. Дюркгейма. Функционализм (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Конфликтная школа (К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф). Теории обмена. Явные и латентные социальные функции (Р. Мертон). Критическая оценка основных положений структурного функционализма. Парадигма социального конфликта. Общество как арена неравенства. Идея социального конфликта. Марксизм: базис и надстройка. Критическая оценка парадигмы социального конфликта. Парадигма социального интеракционизма.
  • Социальная стратификация и социальная мобильность
    Понятие стратификации. Системы стратификации. Критерии стратификации. Стратификация и неравенство в досовременных обществах. Теории класса (К.Маркс, М.Вебер). Измерение класса (Дж.Голдторп, Э.О.Райт). Классы в современном западном обществе. Понятие статуса. Статусное несоответствие. Социальное пространство и социальная мобильность (П.Сорокин). Мобильность в современном обществе.
  • Политическое измерение власти и государство
    Понятие власти и политики. Теория элит (Ч. Миллс). Теория плюрализма (Р. Даль). Межэлитные и внутриэлитные конфликты. Общественные движения. Типы политического правления (монархия, демократия, авторитаризм). Политические партии и голосование в западных странах. Политический режим и выборы в России.
  • Преступность и девиантное поведение
    Социология девиантного поведения. Проблема девиации. Психологические и социологические теории преступления и девиантного поведения. Политика борьбы с преступностью. Жертвы преступлений и преступники: гендер, возраст, класс. Организованная преступность. Типы девиантного поведения. Делинквентное поведение. Беоворотничкеовая преступность.
  • Семья как социальный институт
    Основные понятия: брак и семья. Типы семей. Теоретические взгляды на семью (функционализм, конликтоология, феминизм). Трансформация семьи в истории. Типы семейных и брачных отношений в современной России. Альтернативы браку, разводы. Функции семьи. Предикторы стабильного брака. Последствия разводов для супругов и детей.
  • Культура
    Концепция культуры. Ценности и нормы. Многообразие культур. Социализация. Культура как повседневность. Культура и символическая жизнь общества. Культура как образование и культурный капитал. Культура как искусство. Примитивные и аграрные общества. Модернизация. Современная массовая культура и культурные индустрии. Культурный релятивизм. Социальные институты.
  • Социологические аспекты демографических процессов
    Теории демографического развития. Социальные аспекты рождаемости, смертности, брачности и миграции. Демографические прогнозы. Социальные, правовые, политические и этические аспекты разработки и проведения демографической политики.
  • Глобализация. Мир в 21-м веке
    Понятие глобализации. Почему происходит глобализация? Факторы, способствующие глобализации, источники глобализации. Влияние глобализации на повседневную жизнь. Макдональдизация. Глобализация и новые опасности. Глобализация и неравенство. Распределение экономического и политического могущества в современном мире. Одно-, би- и многополярный мир.
  • Методы социологического исследования
    Объект и предмет социологического исследования. Основные методы социологического исследования. Плюсы и минусы каждого из методов. Типы выборок при проведении социологическом исследовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Презентации в мини-группе
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная работа (тест). Время написания - 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашняя работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф., д.ф.н. А.Г.Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 654 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-000176-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/391318

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кукушкина, Е.И. История социологии : учебник / Е.И. Кукушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2013. — 464 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005124-6.