We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Argumentation Theory and Academic Writing

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructors


Барышева Ольга Игоревна


Гончарко Оксана Юрьевна


Demin, Maxim


Laurukhin, Andrei

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины предполагается развитие навыков критического мышления, аргументации, написания текстов научного (академического) и прикладного характера, презентации результатов интеллектуальной деятельности. В задачи курса входит знакомство студентов с принципами критического суждения, логикой аргументации и доказательства, основными правилами чтения и письма в научном стиле, с правилами и принципами презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины – формирование аналитических компетенций и навыков письма.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет делать логически правильные обобщения, выявлять слабости аргумента
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Что такое аргумент?
    Структура курса, правил учебной дисциплины. Мыслить быстро и мыслить медленно: теория двух систем Даниэле Канеман. Убеждение: рациональное и эмоциональное. Рассуждение, доказательство, аргумент. Проведение теста входного текста по измерению навыков критического мышления (около 20 вопросов).
  • Стандарты дедуктивных аргументов и формальные ошибки.
    Разница между индуктивным и дедуктивным аргументами. Валидные и невалидные аргументы. Природа формальных логических ошибок. Необоснованный вывод. Необходимые и достаточные условия. Обнаружение ошибки методом построения параллельного аргумента.
  • Стандарты индуктивных аргументов.
    Как индукция работает со свидетельствами и данными исследования. Общие паттерны индуктивных аргументов. Прогноз (предположение); аргумент от авторитета; аргумент по аналогии; генерализация (обобщающая индукция); причинно-следственная выводимость. Ранжирование (градация) индуктивных аргументов от слабого к более сильному. Понятия сильного и слабого индуктивного аргумента. Контекст и оценка надежности аргумента. Генерализация: неизбежность, преимущества и опасность стереотипов. Оценка вероятности. Ошибка игрока. Опционально: Теорема Байеса как полезная примем при анализе редких или маловероятных событий.
  • Объяснение и поиск причин
    Аддукция. Объяснения, теории и гипотезы. Стандарты вывода по наилучшего объяснению. Особенности повседневной выборки. Типа выборки: простоя случайная выборка, стратифицированная выборка, кластерная выборка, многоэтапная выборка Ошибки генерализации: смещённая выборка. Корреляция и каузальные отношения. Три возможных в модели объяснения причинно-следственной связи. Типичные ошибки при постулировании причинных связей (post hoc ergo propter hoc). Достаточное и необходимое условия. Контрафактические высказывания. Рандомизированное контролируемое испытание. Экспериментальные и контрольные группы, роль плацебо.
  • Когнитивные ошибки (когнитивные искажения).
    Природа когнитивных искажений. Пять искажений при оценивании. Пять искажений при принятии решения. Искажения при воспоминаниях и при формировании мнения. Перехитрить когнитивные искажения.
  • Неформальные логические ошибки.
    Формальные и неформальные ошибки. Кооперативные и некооперативные стратегии в диалоге. Состязательный диалог. Допустима ли манипуляция в диалоге? Можно ли избежать ошибок в диалоге? Классификация ошибок: за и против. Типология логических ошибок: 1) ошибки релевантности; 2) ошибки неясности; 3) ошибки слабой индукции
  • Принятие решений в реальном мире
    Опасности группового мышления. Информационные каскады и поляризация мнений. Как работают когнитивные искажения: на примере стереотипов. Как перехитрить свои когнитивные искажения: общие рекомендации. Критическое мышление – дело привычки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Все тесты компьютерные, варианты теста генерируются автоматически из базы заданий. К каждому заданию даются 4-5 вариантов ответов. Студенту необходимо выбрать только один из предложенных вариантов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение [Электронный ресурс] /Чатфилд Т.; Пер. с англ. Н. Колпаковой.; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 328 с. – ISBN 9785961420814 – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/18472.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bowell, T., Cowan, R., & Kemp, G. (2020). Critical Thinking : A Concise Guide (Vol. Fifth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240045