We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Principles of Digital Economics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructors


Разумовский Артем Денисович


Saltan, Andrey

Программа дисциплины

Аннотация

Вводный теоретический курс, знакомящий студентов с ключевыми предпосылками возникновения новой цифровой экономики, базовыми концепциями, лежащими в ее основе, основными законами ее функционирования. Первая часть курса даст студентам понимание того, каковы основные характеристики информационных и сетевых благ и особенности формируемых ими рынков. Будут введены и разобраны концепции экономического сигнализированния, сетевых экстерналий, стандартизации технологий, критической массы. Вторая часть курса будет посвящена изучению на модельном уровне того, какие вызовы и возможности создает новая экономика для фирм, регуляторов, потребителей нового типа товаров и услуг. Студенты познакомятся с экономическими моделями многосторонних рынков, изучат последствия перехода от рынков товаров и услуг к рынкам сервисам и появлению рынков благ совместного использования. Отдельное внимание будет уделено оценке влияния цифровой экономики на экономические и социальные процессы, а также правовым аспектам функционирования новых рынков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с ключевыми предпосылками возникновения новой цифровой экономики, базовыми концепциями, лежащими в ее основе, основными законами ее функционирования экономики
  • ознакомление с примерами реально существующих рынков цифровой экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности
  • Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде
  • Способен в профессиональной деятельности руководствоваться принципами социальной ответственности
  • Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации
  • Способен к экспертному анализу и проектному консультированию на различных стадиях реализации проектов
  • Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать, и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
  • Способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., для принятия управленческих решений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в цифровую экономику
    o Связь информационно-коммуникационных технологий, экономического роста и производительности. o Внешние и сетевые эффекты. Издержки переключения. Барьеры входа и выхода. Информационные блага.
  • Структуры рынков и конкуренция в цифровой экономике
    o Интернет платформы как посредники для сделок: дилерство и децентрализованная торговля, формат «дилера» и формат «платформы». o Интернет платформы как посредник для матчинга o Понятие об интернет платформе на двустороннем рынке o Особенности конкуренции на рынке двусторонних платформ
  • Ценообразование в цифровой экономике
    o Структура затрат и платежей для цифровых благ o Версирование и пакетные продажи o Ценообразование двусторонних рынках o Экономические модели open-source и freemium
  • Данные, информация и репутация в цифровой экономике
    o Данные и информация как ресурс и цифровое благо o Концепция больших данных o Социальные сети o Модели репутации и обратной связи
  • Интернет-поиск, онлайн-реклама и информационный дизайн
    o Организация работы поисковых систем o Интернет платформы как «гейткиперы» o Структура рынка онлайн рекламы o Позиционные интернет- аукционы o Онлайн-реклама и искажения в результатах поиска o Многосторонние интернет платформы и асимметрия информации o Оптимальный дизайн информации на интернет платформах
  • Антимонопольное регулирование цифровых рынков
    o Слияния и поглощения на цифровых рынках o Измерение рыночной власти на цифровых рынках o Особенности Антимонопольное регулирование на цифровых рынках
  • Аспекты этики, конфиденциальности и безопасности в цифровой экономике
    o Конфиденциальность пользовательских данных o Экономика интернет-безопасности o Этика и устойчивое развитие цифровых компаний и рынков o Разбор кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Финальная работа проводится в письменной форме и длится 1,5 часа. Финальная работа проводится на платформе online HSE LMS (https://lms.hse.ru). К системе необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf ). Во время финальной работы студентам разрешено всеми доступными информационными ресурсами. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-01822-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-1-434201
  • Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-01824-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-2-434202

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Belleflamme, P., & Peitz, M. (2010). Industrial Organization : Markets and Strategies. Cambridge, UK: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324082
  • Curien, N., & Brousseau, E. (2007). Internet and Digital Economics : Principles, Methods and Applications. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=206557
  • Kahin, B., & Brynjolfsson, E. (2000). Understanding the Digital Economy : Data, Tools, and Research. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78214
  • Peitz, M., & Waldfogel, J. (2012). The Oxford Handbook of the Digital Economy. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195397840
  • Shapiro, C., & Varian, H. R. (1999). Information Rules : A Strategic Guide to the Network Economy (Vol. [Academic Subscription]). Boston, Mass: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1798869