We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Economics and Mathematics"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину Научно-исследовательский семинар (НИС) «Экономика и математика», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.01. Экономика, обучающихся по образователь-ной программе «Экономика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний об особенностях выполнения научного исследования по экономике и основных этапах самостоятельного научного исследования
  • Получение студентами знаний об использовании методов математической статистики для анализа данных, их применению в исследовательских работах
  • Формирование у студентов знаний о структуре, принципах, выборе методов научного исследования и их последующего представления
  • Совершенствование в подготовке текст научного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет проблему и область исследования, описывает подходы для её решения
  • Демонстрирует умение проводить собственное исследование с определением проблемного поля, постановкой целей и задач, выделяя объект и предмет исследования, выбирая способ и методы исследования, оценивая их качество.
  • Может на компетентном уровне вести дискуссию по проблемам, описанным в научных работах
  • Способен презентовать результаты науч-ной деятельности, как на основе своей работы, так и на основе научных статей, написанных другими авторами
  • Демонстрирует умение сбора и анализа требуемых материалов для написания эссе
  • Распознаёт и правильно использует методы и модели оценки, правильно интерпретирует показатели и результаты
  • Выбирает подходящие средства для обработки данных и аргументирует полученные выводы
  • Владеет информационными технологиями для решения исследовательских задач.
  • Демонстрирует умение самостоятельно распланировать свою деятельность, чтобы выполнить поставленные задачи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Теоретические основы исследовательской работы
    Научно-исследовательская работа студентов, её виды, содержание, форма представления результатов. Основные требования, предъявляемые к научно-исследовательской работе бакалавра ВШЭ
  • Основные этапы научного исследования, литература, источники данных
    Выбор и актуальность темы исследования. Постановка задач. Выдвижение гипотез. Об-зор литературы. Электронная библиотека ВШЭ, Академия Google и другие электронные библиотеки. Взаимосвязь информационной базы и применяемых методов исследования, выявление специфики исследовательской базы на различных рынках. Базы данных научного цитирования и работа с журнальными базами. Статистические службы, центральные банки и международные организации как источники данных. Данные опросов. Большие данные. Достоинства и недостатки различных видов данных и их применимость для экономического анализа
  • Статистические модели и методы – особенности, выбор, использование, совмещение
    Раскрытие взаимосвязи тематики исследования и используемых для этого методов. Теоретические методы и статистические модели, особенности, выбор, оформление. Сочетание теории и эмпирики
  • Представление статей – структура, речь, оформление, правила выступления
    Рецензирование статьи. Основные составляющие научной статьи. Общие требования, предъявляемые к научным публикациям. Научная этика. Рекомендации по составлению рецензии. Характеристика основных структурных элементов. Структура доклада, заголовки. Структура работы, логика и взаимосвязь, использование иллюстративного материала, оформление. Количество информации на слайде и особенности её представления. Диаграммы и графики. Инфографика.
  • Изучение научных статей
    Аналитическая работа с чужими статьями. Представление докладов по выбранной науч-ной статье. Разбор предпосылок, методов и полученных результатов авторами.
  • Подготовка, защита, представление научной работы
    Представление предварительных результатов курсовой работы бакалавра. Подготовка электронного доклада. Дискуссия и научное оппонирование коллег: критическое восприятие и умение выделять сильные и слабые стороны работ сокурсников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация научной статьи
  • неблокирующий Обзор литературы/ключевой статьи
  • неблокирующий Оппонирование исследований коллег
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе http://online.hse.ru/ с синхронизацией с конференцией в ZOOM. К экзамену (конференции Zoom и вход в аккаунт платформы online.hse) необходимо подключиться за 15 минут. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: 1) Залогиниться на обеих платформах под своим полным именем (ФИО, адрес корпоративной почты). 2) Пройти аутентификацию через ZOOM (включить видео и войти при включенном видео), в дальнейшем ZOOM используется для контроля проведения экзамена преподавателем. За 10 минут до начала экзамена вывести на аватар свой студенческий билет (пропуск НИУ ВШЭ с фотографией). Далее с момента начала экзамена, когда будет открыт экзаменационный вариант, включить видео и оставить его активным до окончания экзамена, включая время на сканирование выполненной работы и отправку ее на проверку. 2) Расположить камеру сбоку от себя таким образом, чтобы она была направлена на рабочее поле – лист, на котором выполняется экзаменационная работа, на студента и пространство вокруг студента (помещение должно быть хорошо освещено). Можно использовать 2ю камеру. 3) По требованию преподавателя студент обязан переключиться на трансляцию своего экрана. Во время экзамена студентам запрещено: 1) использовать любую постороннюю помощь, включая других людей, бумажные и электронные материалы, переписку с кем-либо любым способом, наушники и другие гаджеты и девайсы; 2) подключать виртуальный фон в ZOOM. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более чем на 2 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на более, чем 2 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование других вариантов заданий, в том числе усложненных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Обзор литературы/ключевой статьи + 0.24 * Оппонирование исследований коллег + 0.18 * Презентация научной статьи + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова Н.М. - Научно-исследовательская работа студента (бакалавриат) - КноРус - 2018 - 255с. - ISBN: 978-5-406-06118-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917087

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Управление проектом: комплексный подход и системный анализ : монография / О.Г. Тихомирова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 300 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/566590