We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Malich, Ksenia

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получают представление о стилях дизайна, их взаимоотношениях с принципами формирования стилей других искусств. В рамках курса студенты познакомятся с базовыми знаниями в области истории искусства, в том числе живописи, скульптуры, архитектуры. Изучение курса будет способствовать развитию умения выделять основные стили и направления в визуальном искусстве и дизайне; творческому и рациональному использованию достижений предшественников, ИКТ в собственной работе. Студент приобретет навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучает главные произведения, школы, имена мирового искусства и дизайна; выделения основных стилей и направлений в визуальном искусстве и дизайне, учится аргументированно выражать собственное отношение к произведениям искусства. В рамках курса предусмотрены следующие элементы контроля: активность на занятиях, домашнее задание, промежуточный тест, экзамен. Ни один из элементов контроля не является блокирующим. Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса, чрезвычайно широка. Эти знания могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплины История и теория дизайна.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории искусства. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты изучат историю и историю искусства.
  • Студент изучит историю дизайна.
  • Студенты изучат историю живописи, скульптуры и архитектуры. Курс поможет слушателям не только стать компетентными в вопросах искусства ушедших эпох, но и увидеть, какой отпечаток исторические феномены накладывают на современную культуру.
  • Студенты узнают принципы работы психики.
  • Студенты узнают о истории графического дизайна.
  • Студенты получат комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История
    Курс состоит из двух частей: 1 курс посвящен изучению основных периодов в истории и истории искусства, начиная с первых цивилизаций и заканчивая эпохой Возрождения, 2 курс - изучению основных периодов в истории и истории искусства, начиная с эпохи Барокко и до 19 века.
  • История дизайна
    Студенты изучают историю отечественного и зарубежного дизайна с конца 19 века до середины 20 века. В фокусе внимания находятся графический и промышленный дизайн. Студенты изучают историю отечественного и зарубежного дизайна с середины 20 века и вплоть до 2000-х годов. В фокусе внимания находятся графический и промышленный дизайн.
  • История искусства
    Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Первая часть курса охватывает темы, связанные с первобытным искусством, произведениями Древнего мира и Средневековья. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с произведениями искусства эпохи Возрождения, искусством Нового времени, а также детальный анализ произведений искусства и стилей XIX — начала XX века.
  • Визуальное восприятие искусства и объектов дизайна
    Задачей блока является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений.
  • История графического дизайна
    Курс включает в себя историю письменности, графического дизайна, историю книги, журнала и плаката, историю печатных техник. Особенно подробно освещается история модернистского и постмодернистского графического дизайна XX — XXI вв.: основные национальные школы (швейцарская, американская и голландская), важнейшие имена, основные жанры (плакат, журнал, фирменный стиль). В первой части студенты изучают историю письменности, историю книги до начала книгопечатания: ранние виды письменности, ранние алфавиты, памятники античной письменности, средневековые манускрипты, их жанры и эволюцию, основы техники изготовления манускрипта, основные рукописные шрифты. Во второй части рассказывается о печатных книгах XV — начала XX в.: структура и технология производства классической печатной книги, важнейшие типографии немецкого, итальянского и французского Возрождения, первые печатные шрифты, славянские и русские раннепечатные книги, способы взаимодействия иллюстрации и текста в барочной книге; расцвет книжного дела в эпоху ар нуво и ар деко. Также коротко излагается история каллиграфии Нового Времени. В третьей части курса рассказывается история модернистского дизайна, начиная с 1910-х годов: авангардные эксперименты в книжной графике, модернистский дизайн 20-х — 30-х гг. в СССР и Германии, послевоенный модернистский дизайн в Швейцарии и США. В четвертой части курса рассказывается об основных школах постмодернистского графического дизайна в 1960-90-е годы, а также современные тенденции в дизайне.
  • Современное искусство
    В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест состоит из четырех заданий, тематика которых охватывает изученный материал. Тест выполняется в аудитории в течение 40 минут. Пользоваться информационными источниками, в том числе электронной техникой во время написания теста запрещается.
  • неблокирующий Домашнее задание
    В качестве домашнего задания Вам нужно подготовить в письменном виде короткое эссе (reaction paper) на заданную тему. Тема соответствует пройденному в рамках курса материалу и назначается преподавателем каждому студенту в случайном порядке. При написании эссе Вам нужно продемонстрировать знание материалов курса и структурированно раскрыть предложенную тему. Объем эссе: 1,5 – 2 страницы, гарнитура Times New Roman, 12 пт., 1,5 интервал. На написание эссе отводится 2 недели.
  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.2 * Промежуточный тест + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Тест + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рейнак С. -. ; Пер. Самсонова И. Г. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (АПОЛЛОН) - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 338с. - ISBN: 978-5-534-06507-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstv-apollon-411885

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А., Куракина И. И., Дмитриева Л. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЭПОХИ И ОБРАЗЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 538с. - ISBN: 978-5-534-07165-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstv-epohi-i-obrazy-441304
  • Паниотова Т.С. - История искусств (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 676с. - ISBN: 978-5-406-05995-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933723