• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Theory of Design

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors


Бойко Алексей Григорьевич


Kuleva, Margarita


Malich, Ksenia


Поликарпова Дарина Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Студент получает представление об эволюции искусства и дизайна. В рамках курса студент познакомится с базовыми знаниями в области теории и истории дизайна, ключевыми этапами развития мировой истории современного искусства, ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, стилистическими направлениями искусства. Изучение курса будет способствовать формированию и развитию способности актуализировать знания посредством использования глобальной информационной сети и печатных изданий; профессионального мышления, снабжает их студентов материалом для будущей работы. Студент приобретет навыки использования профессиональных приемов сбора и отбора фактов истории, их с применения в собственных творческих работах; анализа проблем и тенденций развития современного дизайна; критического соотношения стилей дизайна и других визуальных искусств. По дисциплине предусмотрены следующие элементы контроля: работа на занятиях, домашнее задание, промежуточные тесты, итоговый экзамен. Ни один из элементов контроля не является блокирующим. Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса, чрезвычайно широка. Эти знания могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Современный дизайн, Креативное проектирование.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты узнают об эволюции искусства и дизайна.
  • Студенты обучатся созданию комиксов.
  • Студенты совершенствуют навыки создания комикса.
  • Студенты учатся работать над комиксами в небольших группах, формируют умения работать в команде, готовность изменять свою идею, соразмерять ее с общим планом издания. Формирование единого стиля работы в команде. Использование полученных знаний, четкое и точное выполнение техзадания и написание сценария по заданному плану. Умение четко следовать прописанному сценарию
  • Студенты учатся создавать комикс в собственном стиле.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна конца 19 века.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна первой половины 20 века.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна середины века.
  • Студенты изучают современный промышленный дизайн.
  • Студенты изучают историю видеоарта и основные периоды его развития Студенты знакомятся с ключевыми видеохудожниками в истории современного искусства.
  • Студенты изучают основы теории игр.
  • Студенты углубляют свои знания теории игр.
  • Студенты изучают раннюю историю видеоигр.
  • Студенты изучают особенности современных видеоигр.
  • Студенты обучаются основам драматургии, основной акцент в первом блоке курса сделан на теорию.
  • Студенты обучаются основам драматургии, основной акцент в первом блоке курса сделан на практику.
  • Студенты получают системное представление об истории иллюстрации с момента ее появления до Нового времени.
  • Студенты получают системное представление об истории развития иллюстрации от Нового времени до наших дней
  • Студенты получают фундаментальные знания об эстетике визуальных эффектов в кино.
  • Студенты получают фундаментальные знания о технологиях создания визуальных эффектов в кино.
  • Студенты изучат историю Античного театра и театра Средних веков.
  • Студенты изучат историю театра Возрождения
  • Студенты изучат историю театра эпохи классицизма и эпохи Просвещения.
  • Студенты изучат историю театра эпохи романтизма, реализма и театр рубежа XIX и XX веков.
  • Студенты познакомятся с ранним периодом развития кино как технического новшества и развлекательного объекта, проанализируют немые картины.
  • Студенты познакомятся с европейским и голливудским кинематографом 1930-1940-х годов, развитием киноискусства в послевоенное время, японским кинематографом и французским кино периода "Новой волны"
  • Студенты познакомятся с европейским кинематографом 1950-1990-х годов, возникновением феномена авторского кино, кинематографом советской "оттепели".
  • Студенты получат системное представление о современном коммерческом и авторском кино.
  • Студенты научатся анализировать тексты, связанные с теорией современной культуры.
  • Студенты научатся высказывать аргументированное мнение по вопросам, связанным с современной культурой.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и теория дизайна
    Основные этапы развития современного искусства. Ключевые теоретические модели. Особенности различных медиа. Стилистические направления искусства. Эволюция искусства XX–XXI веков (начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня). История направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.). История направлений современного искусства: абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и др.
  • Сценарное мастерство (часть 1): сценарий социального комикса
    По заданной теме слушатели изучают проблему, формируют собственное мнение и пути решения конфликтной ситуации. Учатся четко формулировать проблему и пути ее решения, переводить ее в конкретную историю. Отработанный сценарий ложится в основу комикса.
  • Сценарное мастерство (часть 2): сценарий журнального комикса
    Работа на заданную тему, умение работать с научной информацией, четкое формулирование собственного мнения и его высказывания. Умение отсекать лишнее и брать информацию только по существу.
  • Сценарное мастерство (часть 3): командная работа
    Студенты учатся работать над комиксами в небольших группах, формируют умения работать в команде, готовность изменять свою идею, соразмерять ее с общим планом издания. Формирование единого стиля работы в команде. Использование полученных знаний, четкое и точное выполнение техзадания и написание сценария по заданному плану. Умение четко следовать прописанному сценарию
  • Сценарное мастерство (часть 4): детский комикс
    Краткий курс истории отечественной детской литературы, формирование интереса к предмету, формирование собственного отношения. Особенности сценария детского комикса – герои, история, финал. Написание сценария по оригинальному тексту или придумывание своей истории. Соотнесенность сценария и картинки, четкое следование прописанных сценарным ходам.
  • История промышленного дизайна
    Курс по истории промышленного дизайна и дизайна предметов интерьера с середины XIX века до наших дней включает в себя обзор национальных школ дизайна (английской, немецкой, нидерландской, советской, американской, скандинавской, французской, итальянской) на разных этапах их существования, знакомит с основными именами и произведениями, рассказывает о становлении профессии промышленного дизайнера и об институциях, оказавших заметное влияние на историю промышленного дизайна — школах, выставочных объединениях, музеях. В первой части курса студенты изучают историю прикладного искусства и промышленного дизайна второй половины XIX — 30-х гг. XX в. — Arts&Crafts, ар-нуво, творчество дизайнеров, входивших в немецкий Веркбунд. Во второй части курса студенты знакомятся с первым поколением модернистов — русскими дизайнерами конструктивистской школы и дизайнерами круга Баухауза. В третьей части курса студенты знакомятся с модернистским дизайном 1940-х — 1960-х годов в США, Дании, Финляндии, Франции и Италии. В четвертой части студенты знакомятся с радикальным итальянским дизайном 1960-х — 1970-х годов, с деятельностью групп Alchimia и Memphis в 1970-е — 1990-е годы, с постмодернистским нидерландским дизайном круга галереи Droog Design.
  • История видеоарта
    Курс посвящен изучению видеоарта, созданного в различных форматах: от однокадрового одноканального видео до сложнейших интерактивных инсталляций, полиэкранов и произведений в виртуальной реальности.
  • Теория игр
    Настоящий курс посвящен актуальным исследованиям видеоигр (как зарубежным, так и отечественным), на основании которых планируется рассмотрение и осмысление роли видеоигр в современной культуре, анализ особенностей существования и функционирования видеоигр как автономного исследовательского объекта, а также попытка вскрыть те новые видеоигровые аспекты и приемы, которые помогут не только лучше понимать сам медиум, но и эффективнее его развивать. В этом смысле задача курса заключается в том, чтобы, с одной стороны, слушатели получили обширное представление о том, как и что исследователи говорят о видеоиграх в университетах, а с другой – могли применить это на практике. Вторая часть курса заточена на практический анализ кейсов.
  • История видеоигр
    Курс лекций, посвященный развитию игровых концепций, включает экскурс в историю технических и художественных решений в области игровых и развлекательных медиа, а также теоретический блок, в котором будут проанализированы особенности эстетического восприятия, в частности, видеоигр. В ходе курса будут рассмотрены фундаментальные основы интерактивных медиа, художественные и технологические стратегии. В фокусе внимания современные видеоигры.
  • Основы драматургии
    Программа обучает базовым элементам сценарного искусства: построению сюжета, стратегиям вовлечения, созданию интриги и т.д. В ходе работы студенты овладевают инструментарием для создания образов героев, вербальных и невербальных диалогов, средствами сюжетной динамики и др. В обучении используются материалы из истории литературы, театральной драматургии, игрового и анимационного кино.
  • История иллюстрации
    Курс рассказывает об истории иллюстрированной книги и журнала с древнейших времён до нашего времени, c первых сохранившихся иллюстрированных манускриптов Древнего Востока и античности до современной периодики. Особое внимание в нём уделено технике создания книги и воспроизведения изображения, а также типологическим и жанровым разновидностям иллюстрации. Во второй части рассказывается о развитии печатных техник в Новое и Новейшее Время от гравюры на меди до цифровой печати, о типах иллюстрированных книг эпохи барокко (книга эмблем, альбом и т. д.), об иллюстрированной периодике XIX в., литографических книгах авангарда нач. XX в., о фотографии в иллюстрации и способах взаимодействия текста и изображения в авангардной периодике 1980-х — 1990-х гг. Особое внимание уделено традиции книжного дела в СССР.
  • Специальные и визуальные эффекты: история и технологии
    В рамках курса студенты изучают особенности ремесла дизайнеров по костюмам в кино, знакомятся с эволюцией моды на экране и наиболее репрезентативными кинематографическими образами, созданными мастерами индустрии. В рамках анализа большого количества киноматериалов, студенты смогут получить представление о том, каким образом разрабатывается концепция кино-образа, как через внешний облик и костюм раскрывается психология персонажей фильмов, и как экранные образы коррелируют с общими тенденциями моды XX-XXI века. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с развитием моды в кинематографе XX века.
  • История театра
    В рамках лекционного курса студенты изучают эволюцию костюма и моды с древних цивилизаций до начала XX века, формируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста. Студенты познакомятся с концепциями исторического костюма, получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов, изучат стилистическое своеобразие моды в процессе ее исторического становления. Первая часть курса охватывает темы, связанные с эволюцией моды от Древнего Египта и Античности до барочной эстетики в одежде XVII века.
  • История кино
    В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития анимации в России, США, Западной и Восточной Европе и Азии. Они познакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями анимационного языка, а также стилистическими направлениями в анимации. Студенты смогут получить комплексное представление об эволюции анимации от ее возникновения до современности, и будут иметь представление о знаковых анимационных фильмах и ключевых режиссерах мировой анимации.
  • Теория культуры
    Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Первая часть курса охватывает темы, связанные с изучением базовой модели психики и её применения для разработки коммуникаций, а также основными закономерностями зрительного восприятия в дизайне.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Промежуточный тест 1
    Промежуточный письменный тест состоит из четырех заданий, тематика которых охватывает изученный материал. Промежуточный тест 1 выполняется в аудитории в течение 80 минут. Пользоваться информационными источниками, в том числе электронной техникой во время написания теста запрещается. Тест выполняется самостоятельно.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (развернутый ответ на два вопроса по материалу 4-го модуля) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://moodle.org), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Промежуточный тест 2
  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Промежуточный тест 1
    Промежуточный письменный тест состоит из четырех заданий, тематика которых охватывает изученный материал. Промежуточный тест 1 выполняется в аудитории в течение 80 минут. Пользоваться информационными источниками, в том числе электронной техникой во время написания теста запрещается. Тест выполняется самостоятельно.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (развернутый ответ на два вопроса по материалу 4-го модуля) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://moodle.org), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Промежуточный тест 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Промежуточный тест 1 + 0.4 * Работа на занятиях
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашнее задание + 0.25 * Итоговый экзамен + 0.3 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.1 * Промежуточный тест 2 + 0.2 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-03311-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152
  • Кузвесова Н. Л. - ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА: ОТ ВИКТОРИАНСКОГО СТИЛЯ ДО АР-ДЕКО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11946-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-dizayna-ot-viktorianskogo-stilya-do-ar-deko-446480

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А., Куракина И. И., Дмитриева Л. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЭПОХИ И ОБРАЗЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 538с. - ISBN: 978-5-534-07165-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstv-epohi-i-obrazy-441304
  • Паниотова Т.С., Драч Г.В. ред. и др. - История искусств - КноРус - 2012 - 676с. - ISBN: 978-5-406-00926-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/905281