• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Theory of Design

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Студент получает представление об эволюции искусства и дизайна. В рамках курса студент познакомится с базовыми знаниями в области теории и истории дизайна, ключевыми этапами развития мировой истории современного искусства, ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, стилистическими направлениями искусства. Изучение курса будет способствовать формированию и развитию способности актуализировать знания посредством использования глобальной информационной сети и печатных изданий; профессионального мышления, снабжает их студентов материалом для будущей работы. Студент приобретет навыки использования профессиональных приемов сбора и отбора фактов истории, их с применения в собственных творческих работах; анализа проблем и тенденций развития современного дизайна; критического соотношения стилей дизайна и других визуальных искусств. По дисциплине предусмотрены следующие элементы контроля: работа на занятиях, домашнее задание, промежуточные тесты, итоговый экзамен. Ни один из элементов контроля не является блокирующим. Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса, чрезвычайно широка. Эти знания могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Современный дизайн, Креативное проектирование.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студенты узнают об эволюции искусства и дизайна.
  • Студенты обучатся созданию комиксов.
  • Студенты совершенствуют навыки создания комикса.
  • Студенты учатся работать над комиксами в небольших группах, формируют умения работать в команде, готовность изменять свою идею, соразмерять ее с общим планом издания. Формирование единого стиля работы в команде. Использование полученных знаний, четкое и точное выполнение техзадания и написание сценария по заданному плану. Умение четко следовать прописанному сценарию
  • Студенты учатся создавать комикс в собственном стиле.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна конца 19 века.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна первой половины 20 века.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна середины века.
  • Студенты изучают современный промышленный дизайн.
  • Студенты изучают историю видеоарта и основные периоды его развития Студенты знакомятся с ключевыми видеохудожниками в истории современного искусства.
  • Студенты изучают основы теории игр.
  • Студенты углубляют свои знания теории игр.
  • Студенты изучают раннюю историю видеоигр.
  • Студенты изучают особенности современных видеоигр.
  • Студенты обучаются основам драматургии, основной акцент в первом блоке курса сделан на теорию.
  • Студенты обучаются основам драматургии, основной акцент в первом блоке курса сделан на практику.
  • Студенты получают системное представление об истории иллюстрации с момента ее появления до Нового времени.
  • Студенты получают системное представление об истории развития иллюстрации от Нового времени до наших дней
  • Студенты получают фундаментальные знания об эстетике визуальных эффектов в кино.
  • Студенты получают фундаментальные знания о технологиях создания визуальных эффектов в кино.
  • Студенты изучат историю Античного театра и театра Средних веков.
  • Студенты изучат историю театра Возрождения
  • Студенты изучат историю театра эпохи классицизма и эпохи Просвещения.
  • Студенты изучат историю театра эпохи романтизма, реализма и театр рубежа XIX и XX веков.
  • Студенты познакомятся с ранним периодом развития кино как технического новшества и развлекательного объекта, проанализируют немые картины.
  • Студенты познакомятся с европейским и голливудским кинематографом 1930-1940-х годов, развитием киноискусства в послевоенное время, японским кинематографом и французским кино периода "Новой волны"
  • Студенты познакомятся с европейским кинематографом 1950-1990-х годов, возникновением феномена авторского кино, кинематографом советской "оттепели".
  • Студенты получат системное представление о современном коммерческом и авторском кино.
  • Студенты научатся анализировать тексты, связанные с теорией современной культуры.
  • Студенты научатся высказывать аргументированное мнение по вопросам, связанным с современной культурой.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и теория дизайна
    Основные этапы развития современного искусства. Ключевые теоретические модели. Особенности различных медиа. Стилистические направления искусства. Эволюция искусства XX–XXI веков (начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня). История направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.). История направлений современного искусства: абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и др.
  • Сценарное мастерство (часть 1): сценарий социального комикса
    По заданной теме слушатели изучают проблему, формируют собственное мнение и пути решения конфликтной ситуации. Учатся четко формулировать проблему и пути ее решения, переводить ее в конкретную историю. Отработанный сценарий ложится в основу комикса.
  • Сценарное мастерство (часть 2): сценарий журнального комикса
    Работа на заданную тему, умение работать с научной информацией, четкое формулирование собственного мнения и его высказывания. Умение отсекать лишнее и брать информацию только по существу.
  • Сценарное мастерство (часть 3): командная работа
    Студенты учатся работать над комиксами в небольших группах, формируют умения работать в команде, готовность изменять свою идею, соразмерять ее с общим планом издания. Формирование единого стиля работы в команде. Использование полученных знаний, четкое и точное выполнение техзадания и написание сценария по заданному плану. Умение четко следовать прописанному сценарию
  • Сценарное мастерство (часть 4): детский комикс
    Краткий курс истории отечественной детской литературы, формирование интереса к предмету, формирование собственного отношения. Особенности сценария детского комикса – герои, история, финал. Написание сценария по оригинальному тексту или придумывание своей истории. Соотнесенность сценария и картинки, четкое следование прописанных сценарным ходам.
  • История промышленного дизайна
    Курс по истории промышленного дизайна и дизайна предметов интерьера с середины XIX века до наших дней включает в себя обзор национальных школ дизайна (английской, немецкой, нидерландской, советской, американской, скандинавской, французской, итальянской) на разных этапах их существования, знакомит с основными именами и произведениями, рассказывает о становлении профессии промышленного дизайнера и об институциях, оказавших заметное влияние на историю промышленного дизайна — школах, выставочных объединениях, музеях. В первой части курса студенты изучают историю прикладного искусства и промышленного дизайна второй половины XIX — 30-х гг. XX в. — Arts&Crafts, ар-нуво, творчество дизайнеров, входивших в немецкий Веркбунд. Во второй части курса студенты знакомятся с первым поколением модернистов — русскими дизайнерами конструктивистской школы и дизайнерами круга Баухауза. В третьей части курса студенты знакомятся с модернистским дизайном 1940-х — 1960-х годов в США, Дании, Финляндии, Франции и Италии. В четвертой части студенты знакомятся с радикальным итальянским дизайном 1960-х — 1970-х годов, с деятельностью групп Alchimia и Memphis в 1970-е — 1990-е годы, с постмодернистским нидерландским дизайном круга галереи Droog Design.
  • История видеоарта
    Курс посвящен изучению видеоарта, созданного в различных форматах: от однокадрового одноканального видео до сложнейших интерактивных инсталляций, полиэкранов и произведений в виртуальной реальности.
  • Теория игр
    Настоящий курс посвящен актуальным исследованиям видеоигр (как зарубежным, так и отечественным), на основании которых планируется рассмотрение и осмысление роли видеоигр в современной культуре, анализ особенностей существования и функционирования видеоигр как автономного исследовательского объекта, а также попытка вскрыть те новые видеоигровые аспекты и приемы, которые помогут не только лучше понимать сам медиум, но и эффективнее его развивать. В этом смысле задача курса заключается в том, чтобы, с одной стороны, слушатели получили обширное представление о том, как и что исследователи говорят о видеоиграх в университетах, а с другой – могли применить это на практике. Вторая часть курса заточена на практический анализ кейсов.
  • История видеоигр
    Курс лекций, посвященный развитию игровых концепций, включает экскурс в историю технических и художественных решений в области игровых и развлекательных медиа, а также теоретический блок, в котором будут проанализированы особенности эстетического восприятия, в частности, видеоигр. В ходе курса будут рассмотрены фундаментальные основы интерактивных медиа, художественные и технологические стратегии. В фокусе внимания современные видеоигры.
  • Основы драматургии
    Программа обучает базовым элементам сценарного искусства: построению сюжета, стратегиям вовлечения, созданию интриги и т.д. В ходе работы студенты овладевают инструментарием для создания образов героев, вербальных и невербальных диалогов, средствами сюжетной динамики и др. В обучении используются материалы из истории литературы, театральной драматургии, игрового и анимационного кино.
  • История иллюстрации
    Курс рассказывает об истории иллюстрированной книги и журнала с древнейших времён до нашего времени, c первых сохранившихся иллюстрированных манускриптов Древнего Востока и античности до современной периодики. Особое внимание в нём уделено технике создания книги и воспроизведения изображения, а также типологическим и жанровым разновидностям иллюстрации. Во второй части рассказывается о развитии печатных техник в Новое и Новейшее Время от гравюры на меди до цифровой печати, о типах иллюстрированных книг эпохи барокко (книга эмблем, альбом и т. д.), об иллюстрированной периодике XIX в., литографических книгах авангарда нач. XX в., о фотографии в иллюстрации и способах взаимодействия текста и изображения в авангардной периодике 1980-х — 1990-х гг. Особое внимание уделено традиции книжного дела в СССР.
  • Специальные и визуальные эффекты: история и технологии
    В рамках курса студенты изучают особенности ремесла дизайнеров по костюмам в кино, знакомятся с эволюцией моды на экране и наиболее репрезентативными кинематографическими образами, созданными мастерами индустрии. В рамках анализа большого количества киноматериалов, студенты смогут получить представление о том, каким образом разрабатывается концепция кино-образа, как через внешний облик и костюм раскрывается психология персонажей фильмов, и как экранные образы коррелируют с общими тенденциями моды XX-XXI века. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с развитием моды в кинематографе XX века.
  • История театра
    В рамках лекционного курса студенты изучают эволюцию костюма и моды с древних цивилизаций до начала XX века, формируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста. Студенты познакомятся с концепциями исторического костюма, получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов, изучат стилистическое своеобразие моды в процессе ее исторического становления. Первая часть курса охватывает темы, связанные с эволюцией моды от Древнего Египта и Античности до барочной эстетики в одежде XVII века.
  • История кино
    В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития анимации в России, США, Западной и Восточной Европе и Азии. Они познакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями анимационного языка, а также стилистическими направлениями в анимации. Студенты смогут получить комплексное представление об эволюции анимации от ее возникновения до современности, и будут иметь представление о знаковых анимационных фильмах и ключевых режиссерах мировой анимации.
  • Теория культуры
    Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Первая часть курса охватывает темы, связанные с изучением базовой модели психики и её применения для разработки коммуникаций, а также основными закономерностями зрительного восприятия в дизайне.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Промежуточный тест 1
    Промежуточный письменный тест состоит из четырех заданий, тематика которых охватывает изученный материал. Промежуточный тест 1 выполняется в аудитории в течение 80 минут. Пользоваться информационными источниками, в том числе электронной техникой во время написания теста запрещается. Тест выполняется самостоятельно.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится в форме устного экзамена. Выбор экзаменационного билета осуществляется в случайном порядке. Тематика вопросов билета охватывает пройденный материал курса. Экзаменационный билет содержит два вопроса из перечня вопросов к экзамену. На подготовку ответа выделяется 45 минут. Подготовка к ответу на вопрос производится в аудитории. Использование при подготовке к ответу письменных или электронных источников информации запрещено. На ответ по вопросам экзаменационного билета отводится 10-15 минут.
  • неблокирующий Промежуточный тест 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Промежуточный тест 1 + 0.4 * Работа на занятиях
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашнее задание + 0.25 * Итоговый экзамен + 0.3 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.1 * Промежуточный тест 2 + 0.2 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильина Т. В., Фомина М. С.-ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-330-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03311-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152
  • Кузвесова Н. Л.-ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА: ОТ ВИКТОРИАНСКОГО СТИЛЯ ДО АР-ДЕКО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-139-Профессиональное образование-978-5-534-11946-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-dizayna-ot-viktorianskogo-stilya-do-ar-deko-446480

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А., Куракина И. И., Дмитриева Л. В.-ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЭПОХИ И ОБРАЗЫ. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-538-Профессиональное образование-978-5-534-07165-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-iskusstv-epohi-i-obrazy-441304
  • Паниотова, Т.С. История искусств : учебное пособие / Паниотова Т.С., Драч Г.В. ред. и др. — Москва : КноРус, 2012. — 676 с. — ISBN 978-5-406-00926-0. — URL: https://book.ru/book/905281 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.