We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

«У меня всегда была мечта поучаствовать в программе академической мобильности»

Герой февральского интервью — Амаль Саидов, выпускник образовательной программы «Экономика» 2022 года. Во время учёбы Амаль активно использовал возможности Вышки: участвовал в программе академической мобильности, провёл год в Испании, перевёлся на бюджет, участвовал в кейс-чемпионатах и образовательных школах. Этот опыт помог ему начать карьеру в Big 4, поработать в нескольких странах и продолжить карьерный путь в компании Б1 на позиции старшего консультанта в департаменте Business Tax Advisory. Как международный опыт влияет на подход к профессиональной деятельности и решению задач? В чём ценность нетворкинга? И как сделать первый шаг в построении международной карьеры? Ответы на эти вопросы и многое другое читайте в статье.

«У меня всегда была мечта поучаствовать в программе академической мобильности»

— У вас очень интересный карьерный путь, который включает учебу в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, участие в программе мобильности, магистратуру в University of Navarra и работу в Big4. Как этот опыт повлиял на вашу карьеру и подготовил к текущей позиции в Business Tax Advisory компании Б1?

— Обучение в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стало для меня отличной базой. В 2021 году я проходил программу мобильности в Памплоне, University of Navarra, что значительно улучшило мои языковые навыки и умение общаться с людьми разных культур. Группа была очень международной, что обогатило мой опыт общения.

После этого я решил продолжить обучение в магистратуре по банковскому делу и финансовому регулированию в том же университете, но уже в Мадриде. Программа очень интенсивная: занятия длятся всего год, а дедлайны жесткие. Это помогло мне развить навыки работы с большим объемом информации в ограниченные сроки.

В ходе обучения я улучшил свои коммуникативные навыки, научился выступать на публике и защищать свою точку зрения.

— Какие ключевые навыки, которые вы приобрели как во время учёбы, так и за её пределами, помогают вам справляться с текущей должностью? Как выглядит ваш типичный рабочий день? 

— Работа в консалтинге отличается разнообразием и непредсказуемостью. У меня нет четкого рабочего дня. Бывает, что ты проводишь множество звонков и работаешь с девяти до шести, и в этом случае твой рабочий день заканчивается ровно в шесть вечера. Однако иногда приходится задерживаться в офисе, перерабатывать и заниматься проектами.

Что касается навыков, особенно ценным оказался опыт работы над проектами во время учебы. В университете мы много работали в командах, что подготовило меня к взаимодействию с коллегами и клиентами. Консалтинг — это командная работа, и умение договариваться, понимать потребности других, распределять задачи и аргументированно отстаивать свою точку зрения имеет огромное значение. Кроме того, важно уметь создавать отчеты и презентации для клиентов.

Отдельно хочу отметить участие в кейс-чемпионатах. На бакалавриате у нас была команда, которая активно участвовала в таких чемпионатах на протяжении второго и третьего курсов. Поначалу результаты были скромными, но постепенно мы начали занимать призовые места.  В одном из всероссийских чемпионатов мы заняли 13-е или 14-е место.

— Какой проект в вашей карьере вы считаете самым значимым?

— Одним из самых важных стал проект по налоговому структурированию крупной сделки в Узбекистане в 2022 году. Тогда я работал в EY, когда Б1 еще не присутствовали на этом рынке. Суть сделки заключалась в объединении одного из крупнейших частных банков с ведущей экосистемой региона. Проект длился два месяца и включал работу с несколькими юрисдикциями — Россией, Узбекистаном и арабскими странами.

Особенность проекта в том, что я взаимодействовал напрямую с директором, минуя стандартную иерархию. Это стало для меня признанием моих навыков и способности работать самостоятельно в узком формате.

Кроме того, я также участвовал в крупных налоговых аудитах нефтеперерабатывающих компаний. В ходе этих проектов мы выявляли существенные налоговые риски, которые оказывали значительное влияние на налоговые позиции наших клиентов.

— Вспоминая университетские годы, есть ли проект, который особенно запомнился вам или произвел сильное впечатление?

— Одним из запоминающихся, хотя и неудачных проектов был стартап, который я решил создать на втором курсе. Это было проявлением юношеского максимализма — желание попробовать что-то новое. Я обратился к представителю бизнес-инкубатора. Собрал команду из пяти ребят, включая меня: одного первокурсника с IT-направления и еще троих одногруппников с моего потока. Мы распределили задачи по созданию сайта, разработке макета и анализу рынка. Хотя сейчас мне кажется, что наши усилия были несколько нелепыми, в тот момент казалось, что мы создаем что-то значимое.

Проект длился с октября по май, и мы подготовили отчет для защиты перед нашим руководителем. Однако в 2020 году началась пандемия COVID-19, и реализовывать идеи уже не имело смысла. Тем не менее, этот опыт стал для меня первым шагом в управлении командой и научил важности коммуникации и сотрудничества.

— Вы работали в разных странах. Как международный опыт изменил ваш подход к профессиональной деятельности и решению задач ?

— На данный момент я работаю в консалтинге в Санкт-Петербурге и в Ташкенте. Между этими городами нет значительных культурных различий, так как большинство сотрудников ташкентских офисов — российские специалисты, переехавшие после ухода EY из России.

А вот опыт учебы в Мадриде отличался. Там совершенно другой подход к работе и жизни. Испанцы очень серьезно относятся к work-life balance: сиеста означает сиесту, а выходные — это время для отдыха. Люди более расслабленные и понимают, что работа или учеба не являются главными приоритетами в жизни.

Когда я познакомился со своими однокурсниками в 22 года и рассказал о своем опыте работы в EY и учебе по обмену, многие были удивлены моими достижениями в таком молодом возрасте. Это подчеркивает элемент достигаторства, присущего нашему менталитету. В Испании люди живут размеренной жизнью, что заметно проявляется во всех аспектах.

— Было ли вам комфортно в такой среде? Не возникало ли желания ускорить темп работы?

— Я чувствовал себя вполне комфортно в команде, поскольку понимал, что у каждого свой подход к работе, и не пытался кого-то переучивать. Если видел, что можно улучшить результат, брал на себя часть работы, но делал это осознанно.

Как я отметил ранее, им характерен расслабленный подход к жизни и учебе. Средний возраст студентов в группе составлял 26 лет и старше, некоторые были даже 32-33-х лет. После завершения магистратуры многие из них пошли работать стажерами в Big4 или другие компании в индустрии. 

Лично для меня было бы непростительно начать карьеру с позиции стажера в 26 лет и начинать всё с нуля. Для них это абсолютно нормально. Например, у меня была однокурсница из Эквадора, ей было 29 лет, и она уже имела восьмилетний опыт работы. Несмотря на это, она решила начать свою карьеру в небольшой консалтинговой фирме на позиции стажера и проработала там полгода, начиная свой путь заново. Таких примеров было много.

— Почему вы выбрали University of Navarra для мобильности, а затем и для магистратуры? С какими вызовами столкнулись? 

— У меня всегда была мечта поучаствовать в программе академической мобильности. Я понимал, что, будучи молодым, необходимо пробовать новые вещи: не только путешествовать как турист, но и пожить обычной жизнью в другой стране. Когда я подавал заявку на мобильность, был выбор между Веной, Мюнхеном и Памплоной. Я случайно пропустил дедлайн в другие вузы, поэтому оказался в Испании — и не пожалел.

Я был рад поступить в престижный университет в Испании, где учились представители королевской семьи и высокопоставленные чиновники. В рамках программы я изучал курсы, связанные с бизнес-анализом, под руководством преподавателей из Big4. Мы регулярно участвовали в кейс-чемпионатах внутри группы и готовили презентации на еженедельной основе. Одним из ключевых предметов был курс «Money, Banking and Digital Finance», который вел декан местной Школы Экономики и Бизнеса.

После мобильности я начал работать в EY в Петербурге, затем перевелся в офис в Ташкенте, позже задумался о магистратуре. Моя мечта заключалась в поступлении на программу по налогам в Тильбургском университете, известном своими сильными учебными дисциплинами. Однако, осознав выгорание от налоговой темы, я решил сменить направление и перешел из налогового департамента в финансовый в EY. Затем я поступил в Ливерпульский университет, но узнал о необходимости пройти предварительные курсы. Не желая откладывать обучение на год, я связался с University of Navarra и успешно поступил на магистратуру в Мадрид.

— Вы упомянули, что в Европе люди не боятся менять карьеру в 30, 40 и даже 50 лет. Как вы относитесь к этому?

— В Европе действительно отсутствует жесткая установка, что к 30 годам нужно достичь определенного статуса. Люди готовы учиться и начинать с нуля в любом возрасте.Но есть нюанс: многие из тех, кто получает вторую магистратуру, уже имеют опыт работы в смежной сфере. 

В отличие от тех, кто меняет сферу деятельности, например, медиков, которые решают перейти в экономику или финансы, мои однокурсники не сталкивались с такой кардинальной сменой направления. Они уже имели соответствующее образование и опыт работы в смежных областях. Поэтому мне непонятно, почему человек с хорошим бэкграундом и опытом должен начинать всё с нуля.

Грубо говоря, они продолжают работать в той же сфере, но при этом обнуляют все свои предыдущие достижения. Это кажется странным: как можно игнорировать накопленные знания и навыки?

— Как вам удавалось налаживать отношения с иностранными коллегами? Было ли сложно из-за разницы в менталитете?

— Мой опыт мобильности можно разделить на два периода: «до» и «после». Когда я участвовал в программе обмена в возрасте девятнадцати лет, это был 2021 год, и ситуация после COVID-19 была напряженной. Мне было сложно найти общий язык как с одногруппниками, так и с соседями по общежитию, где я жил. У меня не было друзей, и  отношения ограничивались только учебными делами. В основном свободное время я проводил один.

Под конец мобильности я случайно познакомился с одногруппницей из Казахстана. Мы подружились, но вскоре мобильность закончилась, и я вернулся в Петербург. Из всех знакомых у меня осталась только Аделия, с которой мы до сих пор общаемся.

В магистратуре, спустя два с половиной года, ситуация изменилась. Я тоже изменился за это время, и теперь мне было легче находить общий язык с однокурсниками. Я подружился с американцем Далтоном и мексиканцем Акселем. Мы вместе путешествовали по разным городам и работали над проектами, что нас очень сблизило.

Если говорить о местных испанцах, то они действительно открыты к туристам: если у вас возникнут проблемы, вам всегда помогут. Однако когда ты начинаешь жить в стране и сталкиваешься с бытом, испанцы могут оказаться довольно закрытыми. Чтобы завести настоящие дружеские отношения, нужно много усилий и времени для сближения с людьми. 

У меня не было цели завести друзей в Испании, но так получилось, что я нашел общий язык со многими ребятами. Некоторые даже приглашали меня в гости в свои деревни. Мы продолжаем общаться, узнаем друг о друге новости и планируем совместные путешествия.

Когда я был в Памплоне, люди казались более закрытыми. Я размышлял над этим и пришел к выводу, что главная причина — возраст. В Памплоне большинству студентов было 19-21 год; они все еще были «детьми», поэтому найти общий язык было сложнее.

— В 19-21 год многие активно заводят знакомства, но у вас был иной опыт. Почему так сложилось? Что изменилось к 24-26 годам, и как вы думаете, почему сейчас проще находить друзей?

— Это действительно интересный философский вопрос, который затрагивает технологии взаимодействия между людьми. Для меня это остается загадкой, но я считаю, что все сводится к жизненному опыту. Жизненный опыт действительно дает возможность находить темы для общения. Например, сейчас у меня есть о чем поговорить со своими одногруппниками, в то время как во время мобильности у нас были совершенно разные темы для обсуждения.

Общие проблемы и переживания как-то объединяют людей. В моей программе мобильности, которая длилась около четырех месяцев, я не успел так сильно сблизиться с однокурсниками. В отличие от этого, в магистратуре мы провели полноценный год вместе, проходя через различные испытания: сессии, совместные поездки и проекты.

У нас была учебная поездка в Париж после первой сессии, что также способствовало укреплению связей. Живя вместе в одном отеле и участвуя в учебных мероприятиях, мы становились ближе друг к другу.

Сейчас я понимаю, насколько важен хороший нетворкинг в жизни. Когда ты молод, это осознание приходит не сразу.

— Вы говорите о важности связей. В чем, на ваш взгляд, заключается главная ценность нетворкинга?

— В Испании, например, без нетворкинга трудно чего-то достичь. В магистратуре у нас преподавали специалисты из Big 4, центральных банков и крупных международных организаций. Это не просто обучение — это среда, где ты сразу оказываешься в профессиональном сообществе.

Возможности часто приходят не через стандартные собеседования, а благодаря рекомендациям. Если ты не в сети контактов, путь в индустрию может быть сложнее. Это касается не только консалтинга, но и других сфер — например, европейских надзорных органов, таких как EBA (European Banking Authority).

— Что для вас значит «нетворкинг»?

— Для меня нетворкинг — это, прежде всего, осознание того, что в любой момент ты можешь обратиться к человеку с любым вопросом. Это означает наличие открытых и доверительных отношений, где не возникает ситуации игнорирования. У вас есть хорошие деловые связи, и ваши интересы как в жизни, так и в карьере совпадают.

Нетворкинг также включает в себя возможность взаимопомощи. Это значит, что вы можете выручать друг друга по различным вопросам, будь то профессиональные советы или личные рекомендации.

— Оглядываясь назад, вы бы что-то изменили?

— Я бы ничего не менял. Если бы у меня была возможность дать себе совет, я бы сказал: «Действуй так, как чувствуешь, следуй за своим сердцем, и всё будет хорошо». Я убежден, что до 30 лет, пока мы молоды и не обременены обязательствами, у нас есть возможность делать множество ошибок и набираться жизненного опыта.

Цена ошибок сейчас гораздо ниже, чем она будет позже, когда мы станем более осознанными взрослыми с ответственностью перед собой и окружающими. Важно использовать этот период для экспериментов и пробовать разные вещи.

— Вы много путешествуете. Что именно вдохновляет вас в новых странах и культурах? Как эти впечатления влияют на ваше личное и профессиональное развитие?

— Путешествия — это ценный опыт. Они помогают понять, как устроены другие общества, как живут люди в разных уголках мира. В консалтинге ты работаешь с клиентами из разных стран, и знание их культурных особенностей может быть полезным в коммуникации.

Еще путешествия учат справляться с неожиданностями. Например, меня однажды ограбили в Барселоне — трое человек напали на меня. Или случай в Сеговии, когда мы с однокурсниками попали в снежную ловушку из-за неожиданного снегопада в марте — Испания оказалась не готова к снегопаду, движение встало.Также был случай в аэропорту Мадрида, когда из-за ливня закрыли три взлетно-посадочные полосы из четырех, и вылет задержали на полтора часа. Такие ситуации закаляют.

— Что бы вы посоветовали студентам, которые хотят строить международную карьеру, но боятся сделать первый шаг?

— Главное — не бояться перемен и пробовать новое. Чем больше экспериментируешь, тем лучше понимаешь, что тебе подходит.

Важно четко осознавать свои цели: вы хотите просто получить диплом или остаться работать за границей? В зависимости от ответа стоит выстраивать стратегию. У меня были однокурсники, которые четко знали, что хотят остаться в Европе, и они к этому шли. А были те, кто просто хотел завершить магистратуру и вернуться домой — у каждого своя мотивация.

Я рекомендую использовать методику «пять почему» — задавать себе вопросы, чтобы понять истинные мотивы и осознать, чего вы хотите добиться.

— О чем вы мечтаете сейчас?

— Это действительно хороший вопрос. Я заметил, что до завершения магистратуры многие из нас следуют заранее написанному сценарию: заканчивают школу, сдают экзамены, поступают в бакалавриат, сдают сессию, участвуют в активностях и, по возможности, проходят обмены. Затем они находят хорошую работу и стремятся получить степень магистра, если это им интересно. Но что происходит дальше?

После окончания учебы понимаешь, что никто не говорит тебе, что делать дальше. В этот момент ты сам должен начать придумывать свой путь и принимать решения.  Хочу отметить, что то, о чем я говорю, касается не только ближайших одного-двух лет, а более общего взгляда на будущее.

У меня есть желание получить докторскую степень - хотел бы развиваться не только в карьере, но и в академической сфере. Хотя я не знаю, когда и в каком формате это произойдет, эта мечта живет во мне. Возможно, она возникла благодаря Вышке, где мы много работали над научными проектами и привыкли к академической среде с первого курса.

Еще одна моя мечта — путешествовать еще больше, чем раньше, и делать это разными способами. Я бы хотел осуществить автопутешествие. Кроме того, стремлюсь развиваться в своей карьере и выполнять как можно больше интересных проектов, особенно в области международного налогообложения. Эта сфера мне очень нравится — она всегда интересна и полна возможностей.

Таким образом, мои три основные мечты — это получение докторской степени, расширение горизонтов путешествий и развитие карьеры в международном налогообложении. 

— И последний вопрос: назовите три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка?

— Это мои друзья. Многие из тех, с кем я учился в Питерской Вышке, стали важной частью моего окружения. Мы продолжаем поддерживать друг друга и оставаться на связи, даже находясь в разных странах.

 


 

Have you spotted a typo?
Highlight it, click Ctrl+Enter and send us a message. Thank you for your help!