• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как достигнуть своих целей? Советы бизнес-коуча



Сергей, сегодня во всех сферах жизни очень быстро растёт конкуренция, и многие из нас стремятся достигнуть большего, ставят себе цели на будущее. 
Как Вам кажется, что является движущим фактором достижения успеха?

Сформулировать один фактор очень трудно. Скорее речь может идти о комплексе факторов, и чем больше элементов, необходимых для достижения успеха, удается собрать, тем больше шансов достигнуть цели.

 

Что это за факторы? Можете их перечислить?

Боюсь, что покажусь банальным, но, прежде всего, нужно заниматься любимым делом. Наверняка вы замечали, что некоторые задачи, которые требуют от окружающих значительных усилий, даются вам легко и непринужденно? И наоборот, иногда вы чувствуете себя измотанным, выполнив небольшую задачу.

Альберт Эйнштейн утверждал, что всё вокруг нас - энергия, и все элементы Вселенной осуществляют непрерывный энергообмен. Человек тоже имеет определенный запас энергии, который способен превратить в работу, и этот уровень конечен.

Выполняя нелюбимую работу, мы расходуем энергию на поддержку концентрации, мотивации, подавление негативных эмоций. В результате достижения незначительны, а ощущение измотанности и опустошённости - на лицо. Но если заниматься тем, что нравится, она возвратится вновь. В виде удовлетворения от процесса, полученного результата, повышения самооценки или признания.

Вообще правильнее говорить не о любви к виду деятельности, а об уровне соответствия между выполняемой работой и целями, предпочтениями и компетенциями. Если я могу применить свой потенциал и навыки, то чувствую от этого гордость и прилив сил. Именно поэтому нас так «заряжает» хобби, и было бы здорово получать такой же заряд на работе.

К сожалению, мы не всегда выбираем такую работу, и нас часто ведут по жизни привычки, социальные стереотипы или нежелание нести ответственность за свою судьбу. Во время коучинга я, например, часто сталкиваюсь с руководителями, чувствующими себя несчастными и потерявшими эффективность. При этом они были вполне довольны собой на должности простого специалиста.

Замечу, что амбиции – это не плохо. Ни в коем случае. Просто в новой работе нужно искать источник энергии, перестраивать систему ценностей «на новые рельсы», искать новое соответствие.

 

Например, мы поняли, чего хотим, и нашли дело, которое заряжает нас энергией. Что ещё необходимо для достижения успеха?

Нужно четко сформулировать цель и создать план действий. Мы уже обсуждали, что каждый человек обладает конечным запасом энергии на данный момент времени, поэтому важно, чтобы эта энергия была сфокусирована в одной или нескольких конкретных точках. Если мы постоянно меняем приоритеты, занимаемся одновременно десятком дел, то тратим силы и время совершенно безрезультатно.

Давайте посмотрим, у кого есть четкий, прописанный план на ближайшие полгода? На следующий год? 5 лет?

В моей практике коуча был интересный пример. Я проводил тренинг для региональных директоров дочернего банка Сбербанка в Казахстане, и на сессии коучинга ко мне подошёл руководитель одного из филиалов. На мой вопрос, какие у вас карьерные планы, он ответил: «Я буду премьер-министром Казахстана». А потом показал тетрадь, в которой был расписан его детальный план на 25 лет: какие должности в каких компаниях и государственных организациях он должен занимать. Возможно, он и не статен премьер-министром, но, без сомнения, сделает головокружительную карьеру. У него есть цель, которая заряжает энергией, и промежуточные результаты, которые ещё больше укрепляют мотивацию.

Наличие долгосрочного плана, который соответствует нашим ценностям и желаниям, является своеобразным фильтром, который упрощает и ускоряет процесс принятия решений. Повышает самооценку и позволяет почувствовать, что мы всё делаем правильно.

 

Это, наверное, уникальный случай, потому что планировать на долгую перспективу часто тяжело. Всё ведь меняется...

Всё действительно меняется, и единственное, чем мы реально можем управлять в этом нестабильном мире - мы сами. При этом совершенно нормально пересматривать свои планы, адаптировать их к внешним обстоятельствам.

К сожалению, большинство людей не делают даже этого и предпочитают оставаться в зависимости от внешней ситуации. Они ждут, когда «сойдутся» звёзды, повернётся колесо сансары, изменится муж/жена и т. д. А по сути, просто отдают свою жизнь в чьи-то руки.

 

А из чего должен состоять план? Есть какие-то конкретные пункты или формулировки?

Работающий план начинается с постановки цели, то есть указания результата, который вы хотели бы обрести. Его необходимо описать на бумаге теми словами и индикаторами, которые были бы понятными именно для вас. Например, какую должность вы хотели бы занимать через 3 года? Какое ваше желаемое состояние?

Важно помнить, что правильно сформулированная цель соответствует пяти критериям метода SMART: конкретность, измеримость, достижимость, релевантность (соответствие) и ограниченность во времени.

С первым понятно - здесь нужно чётко описать, что вы желаете достигнуть. Например: «Хочу стать руководителем отдела продаж». Измерить желание можно в деньгах, статусе, должности, степени собственного удовлетворения и т. д.

Цель должна быть реально достижимой. При этом нельзя забывать, что наши ресурсы могут меняться, их можно приобрести. В противном случае, можно загнать себя в рамки «сегодня» и никогда не выйти в «завтра». Цель должна быть амбициозной, от неё должно захватывать дух! Только тогда мы становимся по-настоящему мотивированными и можем воплотить мечты в реальность. Иными словами, сначала нужно решить, чего вы хотите, и только потом искать возможности для осуществления желаний.

Кроме того, цель должна соответствовать внутренним ценностям. У каждого из нас есть некое ощущение себя, своей миссии. Какой я, зачем я пришел на этот свет, какие вещи я считаю значимыми? Для одних важна семья, для других – карьера, и если цель этому противоречит, скорее всего, мы её не достигнем. Например, если дом и дети являются для вас главным приоритетом, но вы хотите стать партнёром большой четверки и работать 18 часов в сутки, то ценности и цель будут входить в конфликт. Изменить их возможно, но это достаточно болезненный процесс. Поэтому важно, чтобы цели соответствовали вашему внутреннему «Я».

И последнее – желание должно быть определено во времени, то есть вы должны знать, когда хотите достичь той или иной точки. Например: «Хочу построить собственный дом через два года» или «Хочу заработать миллион рублей ровно через год». Это даст дополнительную энергию для действий.

Важно, чтобы план был визуализирован. Худший вариант – план, записанный в личный дневник, случайно обнаруженный при разборе хлама.

Планирование – это живой, динамичный процесс. Мы должны работать над своими задачами, оценивать эффективность собственных усилий, радоваться достигнутым результатам. Мой план достижения успеха висит на видном месте, и с ним очень удобно работать. Кроме того, визуализация постоянно даёт мозгу сигнал: «Есть важная задача, над которой надо поработать!». Происходит некое самопрограммирование. 

 

Сергей, а существуют ли какие-то техники, которые могут облегчить путь достижения цели?

Есть замечательный инструмент, разработанный психологом Робертом Дилтсом – «Пирамида логических уровней» или «Пирамида Дилтса». Она схематически показывает, над чем нам сейчас важно работать, где должен находиться фокус приложения усилий.

В основе самовосприятия человека находится окружение и среда. Так, рассказывая о себе, мы приводим в пример положение в семье или компании; оцениваем, насколько у нас престижная работа или модная машина. И одна из главных ошибок личностного развития – концентрироваться на этом уровне, не двигаясь дальше, к оценке своего поведения.

Ошибочно думать, что изменив что-то в своём окружении, мы поменяемся сами и станем успешнее. Так, люди часто переезжают в другой город или страну, будучи уверенными, что перемена места принесёт им счастье. Но, как правило, на новом месте они занимают ту же социальную ячейку и имеют схожий уровень дохода. Всё остаётся на своих местах. Конечно, есть исключения, но их очень немного.

Чтобы добиться более высокого дохода или другой должности, необходимо поменяться внутри. Начинать следует с изменения привычек. Например, полезно последовательно заниматься саморазвитием, читать книги. А еще очень важно регулярно планировать и анализировать успех в достижении своего плана. 

Следующий уровень работы над собой - развитие компетенций, которые будут необходимы на будущей должности или в новом статусе (например, предпринимателя). Неправильно думать, что когда вы станете руководителем, тогда и начнёте развивать управленческие навыки. Скорее, наоборот - развивая и демонстрируя навыки руководителя, можно быстрее получить желаемую должность.

И наконец, очень важный вопрос работы над собой - изменение системы ценностей и приоритетов. Если для специалиста ценностью являются его навыки и профессионализм, то для руководителя - потенциал и эффективность команды. Но это тема для отдельного разговора.

 

Спасибо!


Узнайте подробнее о программах:

Master in Strategy and Management - Стратегическое развитие компании

Emerging Leaders Program - Оперативный менеджмент: траектория роста

Управленческие навыки руководителя