Итоги международной деловой конференции "Восточная перспектива Северо-Западного региона"

21 февраля состоялась международная деловая конференция «Восточная перспектива Северо-Западного региона», организованная НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург при поддержке Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга, Генерального консульства Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге и Ассоциации «Китайский деловой центр». Мероприятие стало площадкой для обсуждения проблем и перспектив развития взаимоотношений между СЗФО и Китайской Народной Республикой, расширения между ними экономических, культурных и туристических связей.

В работе конференции приняли участие более 120 человек: представители администрации Санкт-Петербурга, Генерального консульства КНР в Санкт-Петербурге, российско-китайских объединений и ассоциаций, банков, руководителей и специалистов компаний, осуществляющих внешнеэкономическую и консалтинговую деятельность. Открыл конференцию директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург С. М. Кадочников. С приветственным словом к собравшимся обратились первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга  С. Л. Марков и консул по экономическим вопросам Генерального консульства КНР в Санкт-Петербурге Ван Фэнтай.

Руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Александрович Маслов выступил с докладом «Современная экономика Китая: тренды, оказывающие влияние на российский бизнес». Он отметил, что наши представления о Китае остаются на уровне представлений десятилетней давности, а для успешного сотрудничества необходимо учитывать те изменения, которые происходят в КНР сегодня. Экономика страны в последние годы неизменно росла, и потому постоянно привлекала инвесторов, а власти всегда поддерживали представления о Китае как о месте, где можно быстро и легко заработать. На самом деле китайский рынок является очень рискованным и опасным для иностранцев. Статистика показывает, что больше половины иностранных предприятий в Китае либо разоряется, либо весьма быстро прекращает свое существование. Если в 90-е годы китайские власти рады были любым инвесторам, то теперь, накопив ресурсы и опыт, они потеряли интерес к иностранным вложениям, кроме самых крупных.

Нынешний Китай стоит на пороге серьезных демографических проблем. В конце 70-начале 80-х гг. КНР была сельской страной  (80 % населения), к 2016 г. городское население составило 53-54 %, а к 2060 г. уровень урбанизации достигнет 90 %. Эти перемены ведут к изменению потребностей и стиля жизни. Политика «одна семья — один ребенок» привела к тому, что к 2030 году в стране будет 300 миллионов неработающих пожилых людей. Чтобы их всех прокормить, необходимо увеличить производительность труда, но она сейчас, наоборот, неуклонно падает из-за постоянного удорожания жизни. Все это во многом связано со стремительным ростом среднего класса (270 млн. чел.), а, следовательно, и уровня внутреннего потребления. Например, самым быстрорастущим товаром китайского импорта и экспорта стали предметы роскоши, в том числе предметы искусства и драгоценности.

Китай стал терять свое главное конкурентное преимущество, обеспечивавшее ему неизменный экономический рост за последние сорок лет — дешевую рабочую силу. Увеличение социальных выплат и рост благосостояния населения привел к повышению себестоимости китайских товаров и, соответственно, их удорожанию. Нынешние пекинские власти пытаются сократить себестоимость своих товаров путем уменьшения транспортных издержек, то есть удешевить перевозки из Китая в другие страны. Кроме того, китайцы стремятся обеспечить контроль над добычей поставляемых в страну ресурсов. С этой целью Пекин выдвинул концепцию экономического пояса «Шелкового пути», согласно которой он готов вложить 40 миллиардов долларов в строительство объектов транспортной инфраструктуры в сопредельных странах (в том числе в России, Центральной Азии и Африке) — для транзита потребляемых природных ресурсов и вывозимых на экспорт товаров. Успех этой концепции для Китая жизненно важен. Если он сумеет реализовать эти амбициозные инфраструктурные проекты — его экономика сможет выжить.

О Китае часто говорят как о новом стратегическом партнере России, но надо понимать, что бескорыстная помощь нашей стране и участие в решении ее проблем совершенно не входит в планы китайских руководителей. В этом и состоит главная особенность современной российской политической рефлексии: у нас принято приписывать Китаю такие модели поведения, которые нам хотелось бы видеть, но которых на самом деле не существует. Тут кроется главное противоречие взаимоотношений между нашими странами на ближайшие годы: решение российских проблем не совпадает с решением проблем Китая. Например, России жизненно необходимо избавиться от сырьевой зависимости и развивать собственную промышленность, но у Китая совершенно противоположные интересы — ему выгодно получать из нашей страны природные ресурсы и продавать взамен свои товары. Расширяя контакты с Китаем, мы также должны понимать, что общаемся с совершенно иной цивилизацией, которая серьезно отличается от нашей как по ценностям, так и по культуре. По мнению профессора Маслова, для того чтобы экономическое сотрудничество между нашими странами укреплялось, нам необходимо преодолеть ряд серьезных проблем: неадекватность предложений  России и Китая относительно друг друга; большое количество посредников без серьезного лоббизма; отсутствие серьезной экспертной поддержки и профессиональной аналитики; неэффективность деловых ассоциаций и устаревшие формы развития контактов; отсутствие опыта представителей малого и среднего бизнеса при работе со странами Азии.

Выводы доклада поддержала г-жа Су Цзин, директор представительства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в Шанхае. По её мнению, формы современной торговли между Россией и Китаем должны быть изменены. Так, концепция «Один пояс - один путь» отражает новую внешнеэкономическую стратегию Китая и призывает к координации политических усилий, коммерческой интеграции, свободной торговле, развитию инфраструктуры и увеличению коммуникаций. При условии успешного воплощения данной программы сможет улучшиться экономика многих стран, в том числе и России. Она открывает возможности для реализации любых совместных проектов, способствует формированию новой инфраструктуры и рынков сбыта. Г-жаСу Цзин считает, что для роста товарооборота между странами необходимо применять иные подходы в маркетинге, логистике и менеджменте, используя, например, электронную коммерцию и новые схемы в системе поставок продукции. Также важно обучать культурной специфике ведения бизнеса в Китае и поощрять вхождение на рынок российского малого и среднего бизнеса.

Сергей Колесниченко, глава представительства ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в Китае отметил, что Санкт-Петербург и СЗФО в целом могут стать ключевым звеном в системе российско-китайских отношений. Это возможно благодаря их географическому положению, интеллектуальному капиталу, научно-технической базе и культурно-образовательной среде. Кроме того, туристы отмечают для себя приемлемую стоимость поездки, недорогой шопинг и даже наличие информационных табличек на китайском языке в аэропорту Пулково. При этом туристический поток может увеличиться, если Санкт-Петербург будет активнее себя рекламировать, используя, например, предстоящий чемпионат мира по футболу. Более того, для развития бизнеса можно привлечь в регион крупную производственную китайскую компанию, известный бренд, и потом потянутся другие. Решить эти задачи призваны российские информационные и деловые центры, открывшиеся в Шанхае.

Главный редактор сайта  «Южный Китай» Николай Вавилов отметил, что большинство россиян ощущает недостаток достоверной информации о Китае. По его мнению, для преодоления значительных отличий в культурно-деловой этике, образе мышления, скорости принятия решений и понимания законодательства двух стран необходимо повышать уровень подготовки специалистов, работающих на китайском рынке. Важной задачей является создание базы знаний, которую они смогут использовать самостоятельно.

Денис Мечев, коммерческий директор АО «ПУЛ транс» (АО «Порт Усть-Луга транспортная компания») отметил подчеркнул, что бизнес Северо-Западного региона России может и хочет работать с транзитными контейнерными грузопотоками из Китая. Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга не загружены в полном объеме, а в это время грузы идут из Китая через Казахстан, затем транзитом по России и потом через Республику Беларусь в Европу. Прибалтийские государства также рапортуют о приёме контейнерных поездов из Китая. Г-н Мечев поддержал необходимость создания рабочей группы для проведения оценки эффективности переключения евроазиатского транзитного грузопотока на порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области и создания логистического хаба в регионе. «В условиях недозагруженности мощностей портов Северо-Запада это актуально и целесообразно. Идея правильная и своевременная. Мы полностью поддерживаем её и готовы принять участие в работе такой группы в качестве экспертов», - заметил спикер. По предварительным расчетам, запуск новых транспортных коридоров через российские порты на Балтике позволит китайским грузоотправителям добиться существенного сокращения затрат на доставку товаров.

По итогам обсуждений участниками было принято решение о создании в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург аналитической структуры для вывода проектов российских участников ВЭД на перспективные рынки Восточной Азии, Южной Азии и Ближнего Востока. Этому будут способствовать Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и информационно-аналитические ресурсы российских вузов. В целях подготовки квалифицированных специалистов по работе с Китаем решено включать в систему образования специализированные обучающие программы и организовывать зарубежные стажировки студентов. Участники отметили практическую ценность мероприятия и договорились организовать следующую деловую конференцию не позднее осени 2017 года.

Выражаем глубокую благодарность всем участникам и с нетерпением ждём снова!


Материалы по теме:
"Интервью с руководителем о программе "Развитие бизнеса: восточная переспектива"

Узнайте подробнее о программе "Развитие бизнеса: восточная перспектива".