Кайдзен – учимся на практике
14 июня в Высшей школе экономики Санкт-Петербург состоялся семинар на тему кайдзен. Господин Кодзи Ё, консультант-эксперт в области малого и среднего бизнеса, член Ассоциации консультантов в области малого и среднего бизнеса, Токийское отделение, эксперт Ассоциации развития внешней торговли, автор нескольких научных работ и многочисленных статей рассказал слушателям основные принципы кайдзен и его применение в производстве.
Кайдзен - японская философия, заключающаяся в непрерывном совершенствовании процессов всех аспектов жизни. В бизнес-процессах под кайдзеном обычно понимают деятельность на производственной площадке, когда люди с использованием определенных знаний перестраивают работу, и благодаря этому повышается качество изделий, эффективность и безопасность самой работы.
Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний, включая Toyota, в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру.
Кайдзен является неотъемлемой частью концепции бережливого производства, основанной на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.
Тайити Оно, один из главных создателей производственной системы компании Toyota, выделил 7 видов потерь:
- потери из-за перепроизводства;
- потери времени из-за ожидания;
- потери при ненужной транспортировке;
- потери из-за лишних этапов обработки;
- потери из-за лишних запасов;
- потери из-за ненужных перемещений;
- потери из-за выпуска дефектной продукции.
В качестве синонима понятия потерь используется термин из производственной системы Toyota —муда, означающий всевозможные затраты, потери.
Философия кайдзен направлена на поиск и устранения муда. По словам господина Кодзи Ё самое сложное - это увидеть в чем именно заключена муда. И для работы по кайдзену недостаточно только знаний, необходимо своими глазами видеть производственный процесс и площадку; поэтому не будет преувеличением сказать, что первый шаг кайдзена – это умение видеть.
Господин Ё предложил участникам семинара попробовать на практике определить муда в производственных процессах.
В качестве практического примера использовалась традиционная японская игра оригами. Участники семинара на примере сборки оригами смогли потренироваться в поисках узких мест в рабочих операциях, разработке мер по улучшениям, смоделировать процесс выбора шагов по кайдзену, и понять, как нужно смотреть, чтобы верно определить муда.
В завершении семинара господин Кодзи Ё задал, по его словам, самый главный вопрос «Кто должен инициировать кайдзен на предприятии?» Ответить на него смогли все гости: кайдзен должны инициировать все участники процесса, весь персонал должен учувствовать в улучшении, без этого невозможно достигнуть успеха.
Узнайте подробнее о программах обучения:
Master in Strategy and Management -Стратегическое развитие компании
Экономика и управление предприятием
Стратегическое развитие компании