Кайдзен – учимся на практике

«Самое  главное - это персонал, работникам должно быть хорошо, безопасно, комфортно работать, только тогда они будут заинтересованы в кайдзен, что  обеспечит  успех и прибыль компании» - сказал на своей лекции по кайдзен  господин  Кодзи Ё.

14 июня в Высшей школе экономики Санкт-Петербург состоялся семинар на тему кайдзен.  Господин Кодзи Ё, консультант-эксперт в области малого и среднего бизнеса, член  Ассоциации консультантов в области малого и среднего бизнеса, Токийское отделение, эксперт Ассоциации развития внешней торговли, автор нескольких научных работ и многочисленных статей рассказал слушателям основные принципы кайдзен и его применение в производстве.

Кайдзен - японская философия, заключающаяся в непрерывном совершенствовании процессов всех аспектов жизни. В бизнес-процессах под кайдзеном обычно понимают деятельность на производственной площадке, когда люди с использованием определенных знаний перестраивают работу, и благодаря этому повышается качество изделий, эффективность и безопасность самой работы.

Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний, включая Toyota, в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру. 

Кайдзен является неотъемлемой частью концепции бережливого производства, основанной на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. 

Тайити Оно, один из главных создателей производственной системы компании Toyota, выделил 7 видов потерь:

  •  потери из-за перепроизводства;
  •  потери времени из-за ожидания;
  •  потери при ненужной транспортировке;
  •  потери из-за лишних этапов обработки;
  •  потери из-за лишних запасов;
  •  потери из-за ненужных перемещений;
  •  потери из-за выпуска дефектной продукции.

В качестве синонима понятия потерь используется термин из производственной системы Toyota —муда, означающий всевозможные затраты, потери.

Философия кайдзен направлена на поиск и устранения муда. По словам господина Кодзи Ё самое сложное - это увидеть в чем именно заключена муда. И для работы по кайдзену недостаточно только знаний, необходимо своими глазами видеть производственный процесс и площадку; поэтому не будет преувеличением сказать, что первый шаг кайдзена – это умение видеть.

Господин Ё предложил участникам семинара попробовать на практике определить муда в производственных процессах.

В качестве практического примера использовалась традиционная японская игра оригами. Участники семинара на примере сборки оригами смогли потренироваться в поисках узких мест в рабочих операциях, разработке мер по улучшениям, смоделировать процесс выбора шагов по кайдзену, и понять, как нужно смотреть, чтобы верно определить муда.

В завершении семинара господин Кодзи Ё задал, по его словам, самый главный вопрос «Кто должен инициировать кайдзен на предприятии?» Ответить на него смогли все гости: кайдзен должны инициировать все участники процесса, весь персонал должен учувствовать в улучшении, без этого невозможно достигнуть успеха. 





Узнайте подробнее о программах обучения:

Master in Strategy and Management -Стратегическое развитие компании

Экономика и управление предприятием

Стратегическое развитие компании