Управление по компетенциям - "must have" современной компании
Руководитель управления персоналом НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Наталья Владимировна Волкова, рассказывает о такой важной теме из области управления персоналом, как управление по компетенциям в период организационных изменений.
Что же такое управление по компетенциям и для чего оно необходимо? Управление по компетенциями – это подход к управлению персоналом, который сосредоточен на определении личностного потенциала сотрудников и направлен на стратегическое развитие компании, актуален при решении таких задач, как управление карьерой, перспективное обучение и развитие, оценка персонала, отбор персонала, организационные изменения, стимулирование персонала.
В середине прошлого века в США персонал отбирали на основании академической успеваемости студентов и тестов на интеллект, которые не отражали всех важных для успешной деятельности характеристик. В подтверждение этому Наталья Владимировна приводит притчу о двух приказчиках:
«Барин нанял двух приказчиков – Петра и Василия. И по результатам их работ выдает им заработную плату: Петру – 1 рубль, а Василию – 5 рублей. Петр решает получить обратную связь, выяснить, почему ему заплатили всего лишь рубль, а другому – 5. Петр удивляется: «Как же так? Я молод, быстро бегаю, все действия выполняю очень даже хорошо. Почему такое неравенство в заработной плате?». На что барин ему говорит: «Видишь вот тот обоз? Узнай, что это за обоз». Петр прибегает и говорит: «Этот обоз едет из Саратова». Барин просит узнать, куда идет обоз. Петр убегает, возвращается и говорит, что обоз идет в Рязань. Барин просит узнать, что везет обоз. Петр снова убегает, возвращается и докладывает барину, что обоз везет пшеницу. Барин вызывает Василия и просит его узнать, что это за обоз. Василий через какое-то время возвращается и говорит: «Этот обоз идет из Рязани в Саратов, везет пшеницу, которую собираются там продавать по 5 рублей. Я договорился по 3 рубля. Будем брать пшеницу или пусть дальше идет?»
«Эта притча хороша тем, что действительно отражает, что есть те знания и навыки, которые лежат на поверхности, и которые мы можем оценить по резюме, по диплому об образовании. А есть мотивы и индивидуальные особенности, которые на поверхности не лежат. Это те поведенческие характеристики, которые показывают эффективность работы сотрудника» – делает акцент Наталья Владимировна.
Для характеристики деятельности сотрудника и оценки ее эффективности используется такое понятие, как компетенции, или набор характеристик и способностей человека, которые позволяют ему выполнить действия, приводящие к эффективному результату (Boyatzis). Набор определенных компетенций показывает компетентность того или иного специалиста. Компетентность – это способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы (Уиддент & Холлифорд).
Исследователи, чьи определения приводит Наталья Владимировна, для удобства предлагают объединять компетенции в кластеры, чтобы охватить разные сферы бизнеса. Так появилась модель компетенций, которая представляет собой полный набор компетенций и индикаторов поведения, необходимых для успешного выполнения сотрудником его функций, и проявляемых в соответствующих ситуациях и времени для конкретной организации.
Первое, с чего необходимо начинать при анализе компетентности, это насколько человек профессионален в той или иной сфере деятельности (профессиональные компетенции). В последнее время все более актуальными становятся также кросс-функциональные компетенции (финансы не для финансистов, логистика не для логистов и т.д.), которые играют важную роль в эффективности деятельности сотрудника.
Вторая составляющая модели компетенций – это корпоративные компетенции, или умение работать в бизнес-среде. Они показывают, насколько сотрудник готов принять ценности, установки и цели компании.
Третий блок компетенций – управленческие, применяемые в отношении должностей всех уровней управления и обеспечивающие эффективность деятельности руководителей. Управленческие компетенции направлены, как правило, на выполнение стратегических задач.
Далее возникает планомерный вопрос, как эту модель компетенций можно внедрить в бизнес? «Существует мнение, что управление по компетенциям внедрять очень тяжело, что эта процедура нереальная. На самом деле нет ничего нереального» – отмечает Наталья Владимировна. Приведенная ниже схема является тому подтверждением.
Эта схема отражает процесс разработки и внедрения модели компетенций. С одной стороны, это этапы внедрения управления по компетенциям, а с другой стороны модель говорит о том, что надо не просто вводить какое-то действие и смотреть, что получится, но и получать обратную связь.
Далее необходимо определиться со стратегией внедрения управления по компетенциям, определить целевую группу сотрудников, для которой необходимо разработать требования к компетенциям и наметить стратегию внедрения. Если у компании есть стратегические задачи, то важно выделить две группы компетенций сотрудников, необходимых для их достижения: 1) компетенции, необходимые для проведения организационных изменений и 2) компетенции, необходимые для достижения поставленных целей в будущем.
Важным этапом внедрения управления по компетенциям является проведение анализа потребностей в наличии тех или иных компетенций у сотрудников, принадлежащих к разным группам должностей (руководителей высшего и среднего звена, специалистов, стажеров-консультантов). Здесь по степени важности для каждой должности могут быть оценены такие компетенции, как коммуникативные способности, IT навыки, ориентация на потребности клиента, управление конфликтами, трансформационное лидерство, самостоятельность и ответственность.
Эту оценку проводит группа экспертов, которая визуализирует всю информацию, представляя ее в качестве профиля для конкретного специалиста, как, например, для профиля должности «специалист по продажам»:
Следующий этап – собственно подбор сотрудников, удовлетворяющих требованию профилей. Здесь необходимо понимать важность использования нескольких методик при оценке компетенций, т.е. использовать мультиметодный подход. Среди методов можно выделить следующие:
• Интервью с владельцами и топ-менеджментом
• Анализ деятельности подразделений через интервью с руководителями ключевых направлений
• Анализ деятельности подразделения через интервью по критическим инцидентам с сотрудниками
• Групповое интервью
• Анализ отчетов о качестве
• Сортировка карт универсальных компетенций
• Другие HR источники (опросы, результаты оценки персонала и др.)
Далее начинается разработка программы обучения персонала, составление карты развития компетенций, учебного плана занятий, выбирается форма обучения (внутреннее или внешнее) и оценивается, что получилось в итоге. При этом, важно проводить не только оценку результатов деятельности участников обучения (сдал\не сдал экзамен), но и узнать у самого сотрудника и у руководителя, насколько эффективным было обучение.
Обучение и развитие персонала – циклический процесс, который не заканчивается оценкой результатов обучения сотрудников. Его необходимо повторять снова и снова для того, чтобы непрерывно развивать компетенции сотрудников. «Знания быстро устаревают, теряются, если их не использовать, их нужно поддерживать, и с ними постоянно работать» – подчеркивает Наталья Владимировна.