Об особенностях Президенсткой программы

Романовская Евгения Валериевна, к.э.н., руководитель программ подготовки управленческих кадров

Евгения Валериевна, расскажите об истории возникновения Президентской программы? В чем ее основная идея?

Президентская программа существует с 1997 года. Именно тогда появился формат целенаправленной подготовки грамотных российских управленцев. За 18 лет менялись миссия, цели, задачи и даже форматы программы, но основная идея оставалась неизменной – России нужны квалифицированные руководители во всех сферах экономики.

Высшая школа экономики пятый год реализует Президентскую программу. Сначала мы сфокусировались на 2 направлениях: менеджмент в образовании и развитие малого предпринимательства. В прошлом году портфель продуктов пополнился. Слушатели могут поступить не только на те программы, о которых я уже сказала, но и на курсы: «Стратегическое развитие компании», «Финансовый менеджмент в условиях риска и неопределенности», «Управление персоналом в турбулентном мире». В 2015 году мы выпустили 98 специалистов и получили много положительных откликов слушателей.

Все программы ВШЭ содержательно учитывают те социально-экономические условия, в которых мы находимся. Преподаватели будут делать акцент на анализе явлений, которые сейчас происходят в мире и дополнительно привлекать специалистов, которые будут интересны слушателям.

Важная особенность Президентской программы – постоянная тесная работа с выпускниками после окончания обучения и стажировки. Это обязательный формат взаимодействия, который предполагает наблюдение за результатами, достигнутыми в процессе занятий и стажировок. Это проведение круглых столов и конференций в стенах вуза, на городских и федеральных площадках, в том числе, организованных Министерством экономического развития и странами-донорами, которые участвуют в финансировании зарубежных стажировок.

Кто может стать участником Президентской программы? Какие требования предъявляют к кандидатам?

Во-первых, вы должны быть руководителем высшего или среднего звена, предпочтительно до 40 лет. Во-вторых, вы должны обязательно иметь проектную идею или проектное задание от организации, которое в процессе занятий должны разработать и затем внедрить на своем предприятии. Наличие высшего образование – еще одно обязательное условие для поступления на Президентскую программу.

С чего начать человеку, который хочет учиться и подходит по тем критериям, о которых Вы упомянули?

Чтобы поступить на программу, необходимо заполнить регистрационную форму в федеральной системе Modeus и пройти три конкурсных испытания: профессиональное собеседование, тестирование по иностранному языку и информационным технологиям.

Расскажите, пожалуйста, о правилах заполнении регистрационной формы в системе Modeus. Насколько это сложно?

Заполнение формы в системе Modeus  процесс достаточно трудоемкий, но ничего сложного в нём нет. Нужно только запастись терпением и временем. Для регистрации вам потребуются: паспорт, ИНН, СНИЛС, данные о заграничном паспорте, информация о трудовой деятельности. Также понадобятся сведения, связанные с вашей организацией.

Наверное, самый трудоемкий этап заполнения регистрационной формы – это описание концепции развития вашей организации и идеи проектного задания.

После заполнения всех полей кандидатам необходимо написать мотивационное эссе, которое прикрепляется в системе Modeus. Мотивационное эссе должно показать, для чего именно вам необходимо пройти обучение по Президентской программе. В эссе необходимо подчеркнуть, какие управленческие компетенции вы хотели бы развить за время обучения и ваши профессиональные планы на будущее.

Каждую неделю мы в Высшей школе экономики проводим консультации для поступающих на Президентскую программу. Приходите, и мы вместе заполним все поля в системе Modeus. Я отвечу на вопросы и расскажу о «подводных камнях» работы с федеральной системой.

Президентская программа имеет разные типы программ. Чем они отличаются?

Президентская программа включает три типа программ: A, B и Q.  Программы Q – это  короткие курсы (120 часов) повышения квалификации, программы типа A и B – большие, продолжительностью 550 часов.

Тип В – это базовые программы, рассчитанные на людей с небольшим количеством знаний по менеджменту, финансам и экономике. На таких программах ведется преимущественно теоретическая подготовка.

Программы типа А построены по другому принципу. Слушатели получают большее количество ситуационных практических заданий. Участники имеют больше возможностей консультироваться с ведущими экспертами, отрабатывать с использованием нового инструментария задачи, связанные, в том числе, и со своим проектом.

Вы сказали о том, что уже при поступлении кандидат должен иметь представление о проекте, над которым будет работать во время обучения?  Насколько должна быть проработана проектная идея на этапе поступления?

В первую очередь, это должна быть именно идея. Подробное, развернутое проектное задание на этапе поступления не требуется. Проектная идея должна соотносится с задачами организации, в которой работает участник программы, а также с концепцией развития организации.

Проектное задание должно исходить из непосредственной проблемы вашей организации или подразделения, которую вы бы хотели понять, разработать решение и внедрить его в организацию.

Сколько длится обучение и в каком формате проходит?

Форма обучения на Президентской программе – вечерняя, без отрыва от основной работы. Программы типа А длятся 9 месяцев, и после обучения каждый выпускник имеет право пройти стажировку в любой стране ЕС, в Японии или США в зависимости от тематики стажировки и отраслевой специфики.

В течение какого времени после окончания программы выпускники могут пройти стажировку?

В основном выпускники программы отправляются на стажировку не ранее 6 месяцев после окончания обучения и прохождения отбора на стажировку.

Имеется ли информация о том, какие стажировки ждут выпускников 2015-2016 учебного года?

Про географию и тематику стажировок 2015-2016 учебного года пока сказать сложно, потому что каждый год страны выдвигают свои требования по отраслевой тематике. Это связано с тем, что у каждой страны есть свои пожелания к стажерам. Стажировка рассчитана не только на учебный процесс, но и на кооперацию между странами, развитие совместных бизнесов, поэтому страна будет, прежде всего, учитывать то, что ей интересно с точки зрения социально-экономического развития.