• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профориентационный Форум педагогов и учащихся в Высшей школе экономики

31 октября 2023 года в питерском кампусе Высшей школы экономики состоялся II профориентационный Форум «Социокультурные практики старшеклассников: возможности профессиональной ориентации».

Профориентационный Форум педагогов и учащихся в Высшей школе экономики

Партнерами Форума выступили Санкт-Петербургское учреждение культуры Музейно-выставочный Центр «Россия – моя история», Государственное бюджетное учреждение «Центр дополнительного образования Ладога», Центр детского (юношеского) технического творчества "Старт+"» Невского района Санкт-Петербурга.

Участниками Форума стали более 150 педагогов, администраторов образовательных учреждений, социальные педагогов, специалистов в области профессиональной ориентации. Для участия в Форуме были приглашены 17 команд учащихся школ, гимназий, лицеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

На открытии Форума начальник управления по организации приема и работе с абитуриентами НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Михаил Андреевич Компанец определил значимость ведения целенаправленной, содержательной работы с будущими абитуриентами, необходимость реализации проектов, раскрывающих возможности Университета по выявлению способностей школьников, их ориентации в его многообразных образовательных программах.

Плодотворность сотрудничества образовательных организаций и учреждения культуры в сфере образовательной, методической, просветительской деятельности оценила в своем выступлении заместитель генерального директора Музейно-выставочного Центра «Россия- моя история» Анастасия Кирилловна Сулимовская.

Представитель Центра «Ладога» - основного оператора и инициатора программ дополнительного образования для учащихся образовательных учреждений Ленинградской области, начальник социально-педагогического отдела Анна Дмитриевна Румянцева представила многообразные возможности Центра по развитию способностей детей и подростков, продемонстрировала перспективы сотрудничества с учреждениями Высшего профессионального образования, оценила возможность представления опыта в Высшей школе экономики.

Центральный посыл Форума к сотрудничеству и сотворчеству был поддержан и в выступлении заместителя директора Центра детского (юношеского) технического творчества "Старт+" Любовь Анатольевны Зыковой.

Деятельность Форума была организована по двум основным потокам – мастер классы по организации профессиональных проб для педагогов и специалистов от учреждений – партнеров Форума и конкурс стендовых докладов «Выбор вуза» для учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Ведущий модератор конкурса «Выбор вуза», эксперт Управления по работе с абитуриентами НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Наталья Геннадьевна Горбачева совместно с коллегами, членами жюри из образовательных учреждений -партнеров вовлекла команды учащихся 9-11 классов в участие в ярком, запоминающемся образовательном событии, в ходе которого школьникам предстояло решить важную, во многом определяющую их будущее задачу выбора жизненного пути, рассмотреть проблему определения будущей программы высшего профессионального образования. Важным условием конкурса для его участников стал анализ возможностей обучения в Высшей школе экономики.

По наблюдениям руководителя аналитической группы конкурса «Выбор вуза», начальника отдела сопровождения олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ Дарьи Романовны Белиной школьники продемонстрировали навыки SWOT анализа, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В ходе конкурса команды представили диапазон мнений, выбирая различные критерии сравнения вузов. Одним участникам были важны история и репутация учебных заведений, другим стипендиальные программы, изучение иностранных языков. Для некоторых важным критерием оказался комфорт обучения, образовательная среда учебных корпусов. Не остались без внимания участников рейтинги вузов, мнения студентов о качестве образовательных программ.

Конкурс позволил выявить наиболее подготовленных, компетентных, готовых к ответственному выбору вуза команды участников.

Первое место разделили команды школы №549 Красносельского района и учащиеся из Свердловского центра образования. Второе место заняли 2 команды из лицея № 7 города Тихвина. Третье место жюри присудило 2 командам из 246 школы Приморского района и школы № 1 города Волосово. Специальными номинациями в конкурсе были отмечены команды гимназии №524 Московского района («приз зрительских симпатий») и гимназии № 11 Василеостровского района Санкт-Петербурга («лучшее выступление»).

Участники конкурса – ученики старших классов, их педагоги, руководители команд высоко оценили организацию и проведение конкурса, выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с Высшей школой экономики, во включении в мероприятия для школьников.

Программу для педагогов составили 5 секций мастер-классов.

На секции 1 был представлен совместный проект Высшей школы экономики Исторического парка «Россия – Моя история», опыт подготовки экскурсоводов. В подготовке Мастер-классов приняли участие Наталия Юрьевна Конасова— канд. пед. н., ведущий эксперт управления по организации приема и работе с абитуриентами НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, Оксана Владимировна Хухрина — начальник отдела по научно-просветительской деятельности СПб ГБУК МВЦ «Россия — моя история», Кристина Федоровна Каткова, начальник отдела по экскурсионной деятельности, Дарья Владимировна Биткова — научный сотрудник отдела по научно-просветительской деятельности СПб ГБУК МВЦ «Россия — моя история»

Педагоги — участники обсуждения отметили их большую практическую значимость, возможность использования в образовательном процессе, актуальность разработки профессиональных проб для учащихся с кругом гуманитарных интересов (гимназия № 295, «Янинский Центр образования, Школа № 219).

Модератором секции № 2, на которой были представлены программы Высшей школы экономики, Анной Валерьевной Верховцевой, заместителем начальника Управления по работе с абитуриентами в резюме отмечено, что на «секции были представлены возможности, которые дает школьникам разных возрастов и интересов участие в офлайн и онлайн мероприятиях факультетов. Программы работы со учащимися представили Школа физико-математических и компьютерных наук, Школа экономики и менеджмента и Юридический факультет. Программы предлагаются школьникам с разными интересами: будущим программистам, экономистам, юристам, но объединяет их в первую очередь, желание университета, факультетов повысить уровень предпрофессиональной грамотности абитуриентов, дать инструменты для профессионального самоопределения.

Представители ОУ – участники секции вдохновились предложениями университета школьникам разных возрастов, и той открытостью, и заинтересованностью, которую демонстрировали преподаватели и сотрудники НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Анастасия Барышникова, Николай Телятников, Борислав Неупокоев, студенты 3 курса Юридического факультета Кирилл Морозов и Егор Лобанов – директор и преподаватель Открытой правовой школы.

На секции № 3 Центра дополнительного образования «Ладога», которую модерировала Анна Юрьевна Эльксне — педагог-организатор социально- педагогического были организованы матер-класс по финансовой грамотности (автор Ольга Владимировна Князева— методист Ленинградского областного института развития образования) ; практикум по формированию правовых компетенций (Аркадий Борисович Гутников — советник Центра юридической практики Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов «Невская», Илья Александрович Гурьянов— юрист, педагог-организатор ГБУ ДО «Центр «Ладога»).

Участники секции отметили интересную подачу материала, доступность его представления. Большой интерес вызвал интерактив по моделированию правовых ситуаций.

Секция № 4 была организована командой Старта + - давнего активного партнера Университета (модератор секции Любовь Анатольевна Зыкова, методист ГБУ ДО ЦД(Ю) «Старт+»)

На секции педагоги дополнительного образования представили профробы по трем направлениям: Илья Владимирович Пашилов выступил с мастер-классом «Видеосъёмка»;

Кирилл Дмитриевич Ярлыков провёл профпробу «Мобильная робототехника», Виктор Дмитриевич Сидоренко организовал для всех участников имитационную игру «Киберспорт –путь к победе».

 

На секции № 5 «Предпрофессиональные и профессиональные пробы старшеклассников в составе спецкурсов, факультативов и программ внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений (модератор секции Светлана Александровна Шагинян заместитель директора по УВР ГБОУ школа № 601 Приморского района Санкт-Петербурга) были представлены:

  • Мастер класс Анны Сергеевны Игнатовой, члена Союза писателей Санкт-Петербурга «Мастерская слова»
  • Профильные курсы для учащихся 10-11 классов на английском языке «Гиды-переводчики» и «Лингводидактика» (автор Светлана Игоревна Константинова— учитель английского языка, гимназии № 11, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена, Варвара Сергеевна Иванова — учитель английского языка гимназии № 11)
  • Мастер-класс «Нефонтанный Петергоф» (автор Татьяна Владимировна Захарова учитель ГБОУ Петергофской гимназии Императора Александра II.
  • Мастер -класс «Издание школьного журнал «Semper Felix» как профессиональная проба учащихся» (авторы Зайцева Ольга Владимировна — учитель словесности, Переверткин Василий Николаевич — педагог дополнительного образования ГБОУ Лицей № 64

Особый интерес участников секции вызвали мастер-классы педагогов Лицея № 64 и конечно же яркое, оригинальное, запоминающееся выступление Анны Сергеевны Игнатовой, бессменного председателя жюри литературного конкурса «Каждый пишет, как он слышит», организуемый вот уже несколько лет гимназией № 11 при поддержке Высшей школы экономики.

Наиболее полное, общее мнение о Форуме, проведенных мастер-классах высказали представители команды «Старт+».

 «Возможность администраторов и педагогов школ собраться вместе, обсудить актуальные тенденции в области профориентации, «примерить» на себя роль ученика в процессе проведения профпробы – все это уникальный опыт, который дает нам вдохновение идти дальше, стремиться к новым формам работы и деловому сотрудничеству».