• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мария Парамей о том, как начать академическую карьеру в университете

В 2017 году, выиграв 3 перечневых олимпиады и став абсолютным победителем региона по экономике, Маша поступила в ВШЭ, и сейчас она согласилась дать нам интервью о своих академических достижениях и работе в научно-исследовательской лаборатории

 

Привет, Маша! Скажи, как ты попала в Лабораторию? И что входит в твои обязанности как стажёра-исследователя? 

Моя научная карьера началась с того, что на первом курсе я подошла к Сергею Гелиевичу Коковину (https://www.hse.ru/org/persons/38617864), руководителю нашго Центра Теории Рынков и Пространственной Экономики (https://ces.hse.ru) с фразой «возьмите меня в лабу». Тогда он ответил, что рановато я такой целью задалась, и в лаборатории я впервые оказалась в начале 2-го курса. Тогда со мной толком не знали, что делать, так как основные курсы (Статистика, Эконометрика) мне только предстояло прослушать, а без них никакое исследование сделать не получится. Меня приставили к двум третьекурсникам (Максим Смирнов (https://vk.com/id157400364) и Вика Фролова (https://vk.com/vikki_squirrel)), которые исследовали продажи одной из сети булочных в Санкт-Петербурге, чтобы я хоть как-то была вовлечена в процесс. В конце того года я все-таки написала небольшую работу, которая была основана только на описательной статистике (больше я ничего не умела))), тем не менее, защитила ее перед комиссией, и это стало моим первым небольшим исследованием. Однако, только спустя полгода после этого я была туда принята официально на должность стажера-исследователя.

Вообще, процесс отбора в нашу лабораторию (как и в другие экономические лаборатории, я думаю) зависит в основном от ее руководителя. Например, Сергею Гелиевичу было важно видеть, что я всерьез заинтересована в науке, собираюсь довести научную работу до публикации и как-то продолжить академическую карьеру после бакалавриата. Также, было важно иметь научного руководителя из числа сотрудников лаборатории. В моем случае это был Вячеслав Якубенко, (https://vk.com/just_bjorn) с которым я познакомилась еще в середине второго курса, и уже сразу поняла, что он «тот самый» руководитель, с которым у нас совпадало все – от научных интересов до видения всего процесса написания работы в целом. И третий важный фактор – хорошая успеваемость. Для руководителя лаборатории важно, чтобы студент достойно проявлял себя по ключевым дисциплинам.

 

Кто ещё работает в Лаборатории, и кто какие обязанности выполняет? Какая внутренняя структура Лаборатории? 

В целом, сотрудники в нашей лаборатории делятся на: научных руководителей, администрацию, научных сотрудников и стажеров-исследователей. 

Научных руководителей у нас двое: Кристиан Бехренс (https://www.hse.ru/en/org/persons/91936104) и Жак-Франсуа Тисс (https://www.hse.ru/en/org/persons/38478102). Это те люди, которые вместе с Сергеем Гелиевичем создавали лабораторию. Постоянно они проживают за пределами России, но очень часто (до 2020 года) приезжали на конференции или давали гостевые лекции. 

Администрация состоит из Сергея Гелиевича Коковина (https://www.hse.ru/en/org/persons/38617864), который руководит лабораторией, и Анны Ким (https://www.hse.ru/org/persons/218734639), менеджера.

Большинство людей занимает должность научных сотрудников. Многие из них живут в Санкт-Петербурге, ведут пары в университете и работают над своими исследованиями. Каждый год они берут студентов под руководство курсовыми и дипломами, а еще очень часто их можно было встретить в здании нашей лаборатории, попить чай с печенькаим на кухне, обсудить свой рисеч и не только☺ Остальная часть сотрудников работает из разных городов/стран, и раньше они тоже приезжали во время конференций или с командировками. Сейчас из-за пандемии, конечно, уже вряд ли будет возможность встретиться со многими из них вживую в ближайший год. Тем не менее, они ведут пары в нашем университете и руководят курсовыми/ВКР дистанционно.

Наконец, стажеры-исследователи, основной обязанностью которых является написание исследования. Как правило, свои исследования стажеры презентуют в качестве курсовых/дипломов, но главная наша цель – написать достойный рисеч, который потом будет опубликован в журналах. Также раньше в наши обязанности входила помощь в проведении конференций, больше всех мне запомнилась Июньская Конференция 2019 (https://iose.hse.ru/en/2019?fbclid=IwAR0npi_5nZXi_kZpB9vn3lMvaN3aRkUONVT2bjISIcjBN9xn7Yk4BIuNM2w), которую мы сами организовывали полностью. Все наши конференции в этом году были, к сожалению, отменены или перенесены в дистанционный формат. 

 

Расскажи, что тебе нравится больше всего в твоей работе стажёра-исследователя? 

До 2020 года очень нравилось физически находиться в нашем здании с очень уютной кухней. Можно было прийти туда, встретить несколько сотрудников и стажеров, которые работают, и это помогало настроиться на работу самому. Всегда было с кем обсудить свой проект или просто поговорить о жизни за ланчем. В целом, была очень приятная атмосфера замотивированного комьюнити. Сейчас из-за пандемии здание практически всегда пустует, почти все мои знакомые стажеры уже выпустились и разъехались по разным странам. Однако, контакты с людьми все равно остались, иногда мы делимся новостями, многие из них помогли мне с поступлением, рассказали много полезной информации, которую не так легко найти в открытом доступе.

Расскажи немного о своей научной карьере. Принимала ли ты участие в конференциях? Хотела ли бы ты опубликовать своё исследование или другую работу? (Может у тебя уже есть публикации, расскажи нам) 

На данный момент я работаю над исследованием “Angels in the Dust: Education Outcomes of Orphans in Africa”, начало которой я защитила в качестве курсовой работы, и сейчас ее продолжаю. Мы с руководителем изначально планировали довести ее до публикации, поэтому постараемся сделать для этого все возможное. Но, к сожалению, публикация исследования – очень долгий процесс, поэтому если оно и будет опубликовано, то уже после моего выпуска из университета.

В конференциях, к сожалению, пока не удалось принять участие, чему посодействовал коронавирус. В России в целом не очень пока популярен филд Development Economics, чаще о проблемах развивающихся стран принято говорить на Западе. Например, Вячеслав единственный сотрудник Питерской Вышки, который на этом специализируется, но даже он живет в Германии сейчас и приезжает в вышку в свободное от работы время. Поэтому в нашей стране довольно сложно было найти конференции, которым бы соответствовала моя тема, но и те были отменены или перенесены в этом году.

 

Мы знаем, что у тебя есть опыт ведения онлайн-курсов. Расскажи об этом поподробнее. 

Действительно, в середине второго курса я попробовала себя в роли онлайн-лектора (пока это еще не стало мэйнстримом))) Тогда мой хороший знакомый, Коля Телятников (https://vk.com/tniks), решил снять онлайн курс по олимпиадной экономике для школьников. Я в школьное время активно принимала участие в экономических олимпиадах, даже выиграла некоторые из них (именно так и поступила в Вышку), потом на втором курсе стала ассистентом преподавателя по «Основам экономики» и вела консультации для первокурсников. Тогда Коля решил меня позвать в команду преподавателей – таких же студентов, как и я, дал мне две темы, по которым я сама придумывала лекции и презентации для них, семинары с задачами, потом лекции и семинары снимались на видео, и дополнительно к этому я придумывала задачи по каждой теме для самостоятельного решения школьниками. 

Это был нереально полезный опыт: начиная с его очевидной полезности для школьников, заканчивая прокачкой наших скиллов. Поначалу очень непросто было уверенно говорить на камеру, но ко второй теме я уже справлялась) Этот онлайн курс, кстати, до сих пор существует, и его до сих пор можно пройти: https://spb.hse.ru/ecourse
 

Помогает ли (и как помогает) твоим академическим достижениям участие в деятельности Лаборатории? 

Больше всего моим академическим достижениям помогает моя цель. Я планирую поступать в магистратуру после окончания университета, поэтому за все время обучения не могла себе позволить учиться не в полную силу. Тем не менее, иногда чувствовалось влияние лаборатории. Например, многие из сотрудников, с которыми я общалась там, потом становились моими преподавателями. Конечно, просто так оценки не ставит никто, но факт знакомства сильно упрощал процесс общения с преподавателями. Или, например, был психологический фактор в виде Сергея Гелиевича. Конечно, он никогда не следил за моей успеваемостью и вряд ли уволил бы из-за плохих оценок. Тем не менее, я знаю, как для него важно, чтобы стажеры всегда держали планку как в учебе, так и в науке, поэтому очень часто старалась его не разочаровать.

 

Планируешь ли ты и дальше заниматься наукой? Почему? 

Да, как я уже сказала, в этом году я подаю документы в магистратуру. Я рассматриваю европейские университеты с чисто экономическими программами и надеюсь успешно поступить. «Почему?» - вопрос, которым я сама задалась недавно. На протяжении всего процесса обучения я была очень тесно связана с академической средой: постоянное общение с преподавателями, учебные ассистенства, работа в лаборатории. Большинство моих друзей сейчас тоже продолжают академический путь, и я в этой среде очень комфортно себя чувствую. Не знаю, как сложится моя жизнь после магистратуры, но на данный момент с уверенностью могу сказать: нигде мне не будет так комфортно, как в стенах университета, пусть даже и не Высшей Школы Экономики.

 

Что ты посоветуешь студентам, которые хотят избрать для себя научную карьеру, но пока только думают об этом, и студентам, которые стоят в начале своего академического пути?

Тем, кому только предстоит сделать свой выбор, я бы посоветовала попробовать как можно больше. Вышка дает возможности попробовать себя во всех сферах. Можно познакомиться с индустрией через кейс-чемпионаты и стажировки. Можно влиться в академическую среду, пообщаться с преподавателями, попробовать преподавать самим, будучи учебным ассистентом. Наконец, понять свои научные интересы и попробовать написать научную работу. После этого уже почувствовать, к чему больше лежит душа. Наш университет дает хороший старт в любом из треков, которые выбирают студенты, главное – по-максимуму использовать все возможности, которые вышка предоставляет.

 

У Маши очень насыщенная жизнь как в стенах Питерской Вышки, так и за её пределами. Вот вам ещё несколько интересных фактов о ней:

  • В 2018 году, параллельно с ведением онлайн-курса, Мария занималась журналом Nota Bene, но потом ушла из-за нехватки времени.

  • Летом 2019 года Маша была частью команды организаторов международной олимпиады школьников по экономике, которую проводит Московская Вышка.

  • Зимой 2020 года Маше пришлось прервать мобильность в Италии из-за коронавируса.

  • Летом 2020 года Маша была ассистенкткой Летней Экономической Школы, которую также проводим Московская Вышка.

  • За всё время обучения в Питерской Вышке Маша была учебной ассистенткой 4 раза.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.