Бакалаврская программа «Физика»: специализации
В конце второго курса студенты бакалаврской программы «Физика» выбирают специализацию: квантовую теорию поля или физику конденсированного состояния. Какие дисциплины входят в программу специализаций, как попасть на выбранное направление и изменится ли у третьекурсников учебный процесс, рассказывает академический руководитель программы Игорь Евгеньевич Шендерович.
— Игорь Евгеньевич, расскажите, какие специализации сейчас есть на программе?
—Сейчас специализации сформулированы довольно широко: квантовая теория поля и физика конденсированного состояния. Мы не думаем, что имеет смысл дробить это разделение как-то более мелко, потому что у студента второго курса ещё не до конца сформировано представление о том, как устроено разделение областей физики, как эти области связаны между собой и т.д. Есть какие-то спецкурсы, которые закреплены за специализацией (например, студент, который выбрал специализацию по квантовой теории поля не может обойти вниманием одноимённый курс на 3-4 курсе), но в целом всё равно остаётся возможность для «тонкой настройки» специальности. Так что если студент со своим научным руководителем решат, что курс из другой специализации в его конкретном случае будет полезнее, можно будет прослушать и зачесть другой предмет.
Дисциплины специализации «Квантовая теория поля»: - Дифференциальная геометрия и топология; - Квантовая теория поля (базовый курс; - Квантовая теория поля (продвинутый курс); - Теория групп; - Компьютерные методы в теоретической физике; - Общая теория относительности; - Функциональный интеграл. |
Дисциплины специализации «Физика твердого тела»: - Введение в нанотехнологии; - Квантовая теория поля (базовый курс); - Теория групп; - Электроника и схемотехника; - Оптика полупроводников; - Оптика твёрдого тела; - Практикум по наноэлектронике; - Физика полупроводников и приборов; - Электроника и схемотехника. |
— Как студенты выбирают специализацию? Достаточно просто изъявить желание или есть какие-то формальные критерии для распределения?
— Студенты выбирают специализацию путём простого изъявления желания, но есть и особенности. Дело в том, что выбор специализации не так сложен, как выбор конкретной лаборатории или научного руководителя — и вот здесь возникают тонкости. В каких-то лабораториях предложат сдать экзамен — пусть неформальный, но тем не менее. Некоторые из научных руководителей, возможно, предложат сначала сделать какое-то простое вычисление на «игрушечной» задаче. А где-то не требуют от пришедшего студента ничего, кроме желания заниматься физикой и энтузиазма в этом отношении. Тут, как и в жизни, всё устроено по-разному.
— Изменится ли у ребят-третьекурсников учебный процесс? Они продолжат учиться на Кантемировской или часть дисциплин будут читать непосредственно в научных институтах?
— Учебный процесс чуть-чуть изменится: какие-то курсы будут общими для всего потока, но какие-то уже нет. Общие курсы останутся на Кантемировской, а какие-то специальные курсы будут читаться на наших базовых кафедрах. Лабораторная практика, соответственно, будет проходить уже непосредственно в лаборатории (у тех, кто выберет соответствующую специализацию).
— А ещё с 3-го курса у студентов начинается научно-исследовательская работа, верно? Как это будет организовано?
— Да, с третьего курса у студента появляется ещё и научно-исследовательская нагрузка: под руководством своего научного руководителя студент должен освоить материал, который ляжет в основу его бакалаврского диплома. Так что НИР в данном случае — это чтение научных статей, общение со своим руководителем, посещение семинаров лабораторий и первые самостоятельные шаги в исследовательской работе.
Максим Грицков, студент второго курса бакалаврской программы «Физика»
Для углубленного изучения на 3-4 курсе я выбрал специализацию КТП — квантовую теорию поля. Я достаточно давно решил, что хочу заниматься именно КТП, так как это фундаментальная область физики со множеством приложений в физике элементарных частиц, твердого тела и т.д., я нахожу ее очень интересной. Выбор я сделал давно, поэтому сложно судить, что на него повлияло. Пожалуй, это лекции Алексея Александровича Владимирова, которые я смотрел в школе в свободное время.
Я хочу поработать под руководством Сергея Эдуардовича Деркачева, который является ведущим научным сотрудником лаборатории математических проблем физики ПОМИ РАН и заведующим базовой кафедры ПОМИ в Питерской Вышке. Тема, которая меня сейчас интересует, — это вычисление многопетлевых диаграмм в безмассовых теориях поля. Так что ориентировочно в рамках НИР я буду заниматься именно этим.
Деркачев Сергей Эдуардович
Базовая кафедра Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А. Стеклова РАН: Заведующий кафедрой
Шендерович Игорь Евгеньевич
Академический руководитель образовательной программы "Физика"