Советы абитуриентам: олимпиады по физике
В 2022 году победители и призеры олимпиад по физике смогут поступить на любую из программ бакалавриата Школы физико-математических и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург: «Физика», «Прикладная математика и информатика» и «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект». Мы поговорили с нынешними первокурсниками программы «Физика» о том, в каких олимпиадах они участвовали и как к ним готовились.
Опубликован перечень олимпиад, победители и призеры которых будут иметь особое право при поступлении на программы Школы физико-математических и компьютерных наук в 2022 году.
Андрей Ситников, студент 1 курса бакалаврской программы «Физика», победитель олимпиады «Физтех», призер Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады школьников по физике.
– Чем отличаются Всерос по физике от олимпиады «Физтех»?
– Олимпиады на самом деле очень разные. «Физтех» включает в себя достаточно базовые вещи, а задания год от года очень похожи друг на друга. В целом они, конечно, не школьного уровня, но по большей части решаются без дополнительной подготовки. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады уровень совершенно другой: несмотря на то, что идеи иногда повторяются, познакомиться с ними можно только на сборах или при дополнительной подготовке, на самой олимпиаде догадаться будет очень сложно. Например, здесь обязательно нужно на хорошем уровне уметь работать с интегрально-дифференциальным исчислением.
– На какие типы заданий или темы нужно обратить особое внимание? Что было самым сложным для тебя?
– Я бы посоветовал обращать внимание на те темы, с которыми тяжело. Учитель плохо объяснил, ты сам проболел, просто не до конца понял. Если такая тема попадется на олимпиаде, то вместо решения задач время будет потрачено на ее понимание. Нужно уметь отвечать на простые вопросы или «парадоксы», которые могут возникнуть при решении задач. Ну и, конечно, смотреть на темы олимпиады, на которую идешь.
Например, я в свое время пропустил почти весь блок по идеальным газам, пришлось изучать его самостоятельно. Это было давно, но отголоски проявлялись на первых этапах олимпиад, в том числе на «Физтехе» (где я, кстати, из-за этого потерял весомое количество баллов).
В механике и кинематике нужно разбираться очень хорошо, они могут проявляться в более «поздних» разделах, например, электродинамике или оптике. Остальные темы более «самозамкнутые», но так или иначе, любая недопонятая заберет баллы и время.
– Дай несколько советов десяти- и одиннадцатиклассникам по подготовке к олимпиадам.
Сам я к олимпиадам не готовился, и с моей точки зрения, хорошая подготовка — писать их побольше. Умение решать даже простые задачи помогает не ошибиться в сложных. Большое количество олимпиад за спиной помогает не испугаться в решающий момент.
Если темы и задания повторяются год от года, имеет смысл ознакомиться с вариантами прошлых лет. Но это может сыграть злую шутку: если что-то существенно поменяется, вы можете растеряться и занервничать, а это сильно уменьшает шансы победить на олимпиаде.
Никита Афанасьев, студент 1 курса бакалаврской программы «Физика», призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике и астрономии, Московской олимпиады школьников по физике, олимпиады «Физтех» и городской олимпиады.
– Чем отличаются все эти олимпиады?
– По физике олимпиады отличаются достаточно сильно. Московская олимпиада школьников включает в себя сложные задачи. По сути, это единственная олимпиада, на которой сделать половину задач – уже очень хороший результат. «Физтех» наоборот: задачи достаточно простые, темы повторяются. Городская олимпиада – где-то посередине, часть задач – «гробы», часть – вполне решаемые, есть экспериментальный тур. Региональный этап Всеросса очень нестабильный: в одном году все задачи были элементарные, в следующем – простых было одна-две, здесь тоже проходит экспериментальный тур.
– На какие типы заданий или темы нужно обратить особое внимание? Что было самым сложным для тебя?
– Все зависит от человека, но по опыту других людей – на оптику. Обычно задачи там достаточно простые, но ошибиться в них очень легко. Для меня самыми неприятными были задачи с конденсаторами: несмотря на то, что они не очень сложные, я регулярно делал в них арифметические ошибки. Экспериментальный тур – вообще вещь изменчивая, пожалуй единственная часть олимпиад которую не взять с наскока. Для получения высокого количества баллов нужен навык написания качественного отчета, без него вы не получите высокий балл даже при правильных измерениях, методике и результатах. Лучшая подготовка к нему – это прорешивание экспериментов предыдущих лет, написание отчетов по ним с самостоятельной проверкой по выложенным критериям.
– Что бы ты посоветовал тем, кто только собирается участвовать в олимпиадах?
– Если вы не в 11 классе, то советую участвовать в нескольких олимпиадах по одному предмету, чтобы самостоятельно определить, какие темы идут хорошо, а какие стоит подтянуть. Не пишите олимпиады третьего уровня, только если они дают вам БВИ в хороший университет. Если вы в 11 классе то стоит сконцентрироваться на олимпиадах первого уровня и тех, что дают БВИ в то место, куда вы хотите поступить.
Диана Симонян, студентка 1 курса бакалаврской программы «Физика», призер олимпиад «Физтех» и Росатом.
– Чем отличаются олимпиады «Физтех» и Росатом?
– Олимпиады, в которых я участвовала имеют много общего. Например, и для «Физтеха», и для Росатома достаточно знать школьную программу по физике на отлично, чтобы научиться решать задачи из этих олимпиад. В заданиях олимпиады «Физтех» всегда очень четко прописаны условия, а при оценке учитывается не задание целиком, а отдельные его части, также можно получить балл за задачу, если вы случайно допустили незначительную арифметическую ошибку в расчетах. На олимпиаде Росатома иногда бывают неполные условия задач, поэтому приходиться сначала потратить время на понимание того, что же все-таки дано. Если вы интересуетесь похожими олимпиадами, то порекомендую вам еще Ломоносов.
– Дай несколько советов десяти- и одиннадцатиклассникам по подготовке к олимпиадам.
– Совет могу дать один: занимайтесь столько сколько сможете. Если чувствуете, что перегорели, отдохните день–два и снова продолжайте работать. Поверьте, приложенные усилия того стоят: если не получиться победить в олимпиаде, то ваших знаний будет хватать с головой, чтобы хорошо написать ЕГЭ.
– Какие ресурсы для подготовки ты можешь порекомендовать?
– Я в основном занималась на курсах Фоксфорда. Курс для подготовки к перечневым олимпиадам от Михаила Пенкина и Бориса Трушина мне очень понравился: преподаватели хорошие и умеют доходчиво объяснять материал. Делала домашние задания и читала дополнительные источники, которые давали преподаватели с курсов. У них также есть бесплатные YouTube-каналы, где можно найти много полезностей. Для подготовки к Олимпиаде «Физтех» по физике очень хорошо подойдёт Юрий Чешев.
– На какие типы заданий или темы нужно обратить особое внимание? Что было самым сложным для тебя?
– На мой взгляд, особое внимание, конечно же, нужно уделять механике, так как она составляет 80% всех задач по физике. Самым сложным для меня в подготовке было отсутствие свободного времени, в какой-то момент я даже перестала ходить в школу, потому что занималась 12 часов в день и просто не успевала. Несмотря на то, что я не смогла стать победителем, я рада, что подтянула свои знания по физике и математике, сейчас это определенно помогает мне в обучении уже в университете.
Игорь Шендерович, академический руководитель бакалаврской программы «Физика».
– Как лучше готовиться к олимпиаде и что нужно обязательно учесть?
– Самая лучшая подготовка к любой олимпиаде — самостоятельное решение задач прошлых лет. Как правило, это дает хорошее понимание о стиле задач, наиболее часто используемых приемах в их решении и об их сложности. Обычно архив задач, вместе с их решениями, можно найти на сайте олимпиады.
Еще одна важная деталь, которую многие недооценивают — тайминг. Нравится нам это или нет, но школьная олимпиада — это почти всегда соревнование на время. Если вы его не чувствуете, то запросто может получиться так, что оно закончилось, а вы ещё даже не приступали к какой-то задаче. Чтобы избежать такой неприятной ситуации, надо тренировать «внутренние часы», не сидеть над одной задачей бесконечно долго, особенно если она не получается. Я советую пробовать писать тренировочные олимпиады на время— выделить 3-4 часа и посвятить их решению соответствующего числа задач из архива олимпиады. Так тренироваться можно, например, один-два раза в месяц, после этого, разумеется, анализируя свои ошибки.
– На какие темы нужно обратить особое внимание?
– Для олимпиадной физики в 11 классе важны все темы, пройденные в рамках школьной программы. По моим наблюдениям, одной из самых трудных является оптика — при всей кажущейся простоте, там много геометрии, иногда даже встречаются задачи на построение. Кроме этого, требуется умение быстро и аккуратно выполнить чертеж (или чертежи, если вариантов расположения объектов несколько), и ничего при этом не потерять.