«Ничего страшного, "предприниматель" от слова "предпринимать"»
— Как ваш выбор пал на «Экономику» Питерской Вышки?
— Изначально в школе я выиграл всероссийскую олимпиаду по физике и планировал идти на ракетостроение. Однако, вся моя семья — экономисты и предприниматели, поэтому мне, доходчиво объяснили, что нужно идти на экономику или что-то такое, где объясняют, как работает современный мир. Для поступления я рассматривал только Вышку и ВШМ СПбГУ, но после дня открытых дверей понял, что Вышка мне гораздо больше нравится. Уже потом, в процессе учёбы, я понял, что не ошибся и что мне очень интересны корпоративные и личные финансы, менеджмент и бизнес. Изначальный выбор был продиктован больше мнением родителей, думаю, как и у многих ребят в 17–18 лет, но в моём случае это совершенно не было ошибкой, я до сих пор получаю большое удовольствие от своей деятельности.
— Почему вы решили продолжить обучение в магистратуре, а после этого и в аспирантуре?
— Решил пойти в магистратуру, потому что было какое-то фундаментальное убеждение, что это важно для карьеры. Я мониторил вакансии, и в крупных компаниях требуется иметь полное высшее, а на тот момент законченный бакалавриат не считался полным высшим.
К концу магистратуры у меня впервые появилось ощущение, что у меня есть научные интересы, это повлекло за собой желание пойти в аспирантуру. Я столкнулся с тем, что моей эрудиции в менеджменте не хватает. Операционные задачи я спокойно выполняю, но стратегическое развитие своего собственного бизнеса или чужого в качестве финансового директора уже сложнее. Мне не хватает понимания современных исследований в менеджменте, в финансах, как эти все вещи между собой взаимосвязаны. Особенно интересует корпоративное управление.
У меня ещё впервые появилось самостоятельное желание писать статьи. До этого как-то курсовые воспринимались как просто учебная обязанность, а теперь мне это нужно для того, чтобы понимать мир.
— О чём была первая научная статья, которую вы написали?
— Она была про влияние отдельных характеристик корпоративного управления на премии при сделках слияния и поглощения. При таких сделках, если обе компании публичные, мы можем узнать рыночную капитализацию, оценку стоимости рынком. Тем не менее сделки часто проводятся по стоимости, отличающейся от рыночной - в положительную или отрицательную сторону. Это объясняется различными более или менее очевидными причинами, которые я и изучал.
— Почему, как вам кажется, выпускники Вышки особенно ценятся на рынке труда?
— Проводя собеседования, я выделил для себя два фактора. Первый - в целом про человека, имеющего высшее образование. Такого человека сразу видно, он имеет определенный набор качеств, который включает в себя эрудицию, разные типы интеллекта, находчивость, дальновидность, лидерство. Эта комбинация должна быть не меньше какого-то уровня, чтобы суметь закончить университет, особенно такой, как Вышка.
Второй фактор — это здоровое сочетание амбиций и понимания мира. Люди без высшего образования очень часто сталкиваются с такой ситуацией, когда у них рождаются какие-то бизнес-идеи, большие надежды на карьерный рост, и они оказываются в ловушке неинформированного оптимизма.
Вот вы думаете, что всё легко и просто, а потом начинаете этим заниматься и оказываетесь на следующей стадии — неинформированный пессимизм. Вы не понимаете, почему всё идёт не так, ваших знаний по финансам и маркетингу не хватает, чтобы разобраться в том, как по-настоящему мир устроен. В Вышке действительно этому учат, по крайней мере экономике, менеджменту и всему, что с этим связано. На выходе ребята гораздо больше подготовлены к быстрой карьере, к бизнесу.
— Удается ли поддерживать связь с одногруппниками? Можно ли сказать, что из Вышки у вас появились близкие друзья?
— С бакалавриата я держу контакт лишь с несколькими людьми из группы. Мы подписаны друг на друга в соцсетях, что-то там лайкаем, иногда переписываемся, очень редко видимся. С магистратуры примерно четверть группы - мои хорошие друзья, мы часто видимся. Наверное, это связано с тем, что решение о поступлении в магистратуру принимается уже взрослыми людьми с четко сформированными ценностями. Я считаю, что у меня очень сильное окружение, и почти все они — выпускники Вышки. У нас все либо занимаются бизнесом, либо занимают какие-то интересные должности в быстрорастущих компаниях.
Ещё забавная история: в текущем году среди аспирантов Вышки, которых всего человек 10–12, шестеро, включая меня, когда-то 7 лет назад учились в одной группе на бакалавриате.
— Ваша первая работа — что это была за деятельность?
— Я работал в Вышке. Это был 2018 год, на втором курсе бакалавриата я пошёл работать в департамент менеджмента в центр инновационного предпринимательства менеджером по работе со студентами. Я занимался вопросами, связанными с организацией мероприятий, приглашением сюда интересных спикеров и т. д. Из выпускников Вышки самое запоминающееся выступление, — Павел Калинский, основатель «Слоя». Из не-выпускников Вышки был Андрей Дороничев — человек, который стал директором по продукту в компании Google и создал мобильную версию Youtube.
В итоге там я проработал примерно полгода. Мои приоритеты были не в пользу этой работы, но она была очень хорошая на самом деле. На втором курсе всё ещё тяжело было совмещать работу с учёбой, также у меня были альтернативные идеи по работе, которые было чуть проще совмещать.
— Насколько я знаю, вы пробовали открыть агентский бизнес, а сейчас у вас бренд сумок из эко-кожи. Почему вы сменили сферу бизнеса?
— За последние годы произошло два крупных фейла, которые привели меня туда, где я сейчас. Первый фейл был в попытке сделать бизнес в сфере услуг для бизнеса. У меня к тому времени был опыт работы финансовым консультантом и аналитиком, и мы с двумя товарищами решили сделать консалтинговую компанию. Для простоты понимания -бизнес бывает для клиентов - обычных людей и для клиентов - юридических лиц. Можно продавать либо товары, либо услуги/информацию. С людьми мне работать проще, чем с компаниями, а с товарами работать проще, чем с услугами. Мы выбрали самое сложное: услуги для юридических лиц. Быстро об этом пожалели, потому что оказалось, что никто нам просто так деньги не заплатит, если мы в интернете разместим лендинг. Нужно лично в костюме ездить и по всяким офисам и пытаться продать свои услуги не просто генеральному директору бизнеса, а куче отделов в крупном бизнесе. Если кому-то из них что-то не понравится, то сделка срывается. Мы отбили расходы, чуть-чуть заработали, но этого не хватит на жизнь. После этого я для себя решил, что хочу работать с физлицами и лучше не с услугами, а с товарами.
Второй фейл, уже поменьше, был, когда мы с новым партнёром 50 на 50 решили делать новый бизнес — бренд женских сумок из эко-кожи. Мы почему-то изначально решили идти в совсем массовый сегмент на маркетплейсе, при этом производство у нас в России, отменное качество. Мы ошиблись с пониманием рынка, потеряли много денег на этом. Понижали цену, снижая собственную маржу, лишь бы угодить покупателю, просто сливали кучу денег на рекламу. Выяснилось, что главный решающий фактор — всё равно цена, а у того, что импортируется из других стран с более дешёвым трудом, цена меньше. Какой бы у вас ни был качественный контент, продукт, как бы красиво ни писали копирайтинг — ничего это не поможет, если у вас цена заметно выше.
Ничего страшного, предприниматель от слова «предпринимать». Предприняли одну попытку — не получилось, вторую — плохо получилось, сейчас предпринимаем третью. Мы пошли в сегмент выше, рекламируемся у стилистов, наши изделия подходят под базовый гардероб, у них классический и нестареющий дизайн.И сейчас мой бизнес в лучшей форме за всё время, сколько я им занимаюсь. И кажется, что в данный момент мы понимаем, какие конкретно шаги нужно сделать, чтобы наша маржинальность стала очень хорошей. Как минимум не хуже, чем у брендов, которые оперируют в более дешёвых сегментах.
— Какие стратегии или методы вы используете для поддержания здорового баланса между работой и личной жизнью?
— У меня будет непопулярный ответ, я не верю в work-life balance. Или как минимум принципиально не согласен, что нужно искать какой-то там баланс, противопоставляя работу остальной жизни, как следует из названия термина. Мне кажется, что единственный способ вдолгую оставаться устойчивым — это научиться любить свою работу и любить её настолько, чтобы видеть в этом мотивацию на всю свою жизнь. Если вы сформулируете, чего хотите от всей жизни, как вы хотите проживать её и не жалеть потом - появляется ощущение, что вас подключили к электросети и работать можно бесконечно.
При этом, конечно, нельзя забывать об отдыхе. Это важно, у человека есть ежедневные, еженедельные и трёхмесячные циклы отдыха, стоит их соблюдать. Спать не меньше чем по 7–8 часов. Также я минимум один день в неделю отдыхаю от всего и всех. В остальные свободные моменты стараюсь быть поактивнее, ходить куда-нибудь.
— Есть ли у вас хобби?
— Я на любительском уровне занимаюсь кросс-кантри велоспортом. Это когда на велосипеде катаешься не по асфальтированным дорогам, но и не в горах, чаще в лесу. У меня для этого карбоновый велосипед, такой сейчас стоит больше 400 тысяч рублей. Это, кстати, ещё относительно бюджетный вариант для кросс-кантри, на мировых гонках участвуют на велосипедах примерно в 4-5 раз дороже. Когда ты его поднимаешь, ощущаешь лёгкий диссонанс потому что не можешь поверить, что такая большая вещь может быть такой лёгкой.
Ещё я люблю с друзьями ходить на спортивные матчи. В жизни я принципиально тихий, спокойный, уравновешенный человек, но иногда нужно отходить от подобных принципов. Вот вчера мы с моим бизнес-партнером ходили на хоккей, в Питере открылся самый большой хоккейный стадион в мире на Парке Победы, и мы сходили заценить. Бываю на футболе, баскетболе, дважды ездил на Формулу-1 в Сочи, на теннисных турнирах. С близкими ходим в театры, из недавнего — очень яркое событие — ходили на Щелкунчика в Мариинский театр 31-го декабря вечером.
— Какие напутственные слова вы бы дали студентам НИУ ВШЭ СПб, мечтающим открыть свой бизнес?
— Я хочу, с одной стороны, поделиться своим опытом, но с другой, предостеречь молодых людей. Изначально у людей большая мотивация и низкая квалификация, с течением времени и накоплением опыта квалификация растёт, а мотивация потихоньку падает. В том месте, где они пересекаются, уже можно начинать чем-то заниматься. Если у вас нет фундаментальных знаний в бизнесе, не бойтесь отложить его старт на некоторое время и вначале сосредоточьтесь на обучении.С другой стороны, не нужно сильно оттягивать этот момент, пытаться снизить для себя риск. Большой доход — это вознаграждение за риск, а не за то, что вы будете откладывать старт и пытаться составить для себя безрисковую инструкцию к бизнесу. Лучше прямо сейчас посмотрите, что нужно купить, сделать, откуда взять деньги, как зарегистрировать ИП, ООО или какая там вам нужна организационно-правовая форма, посчитайте, какая вам нужна система налогообложения. Возьмите и сделайте, даже если не получится, это будет в 10 раз лучше, чем если бы вы в ближайший год продолжали бы оттягивать этот момент и пытались что-то там ещё больше чуть-чуть понять.
Важно ещё ответить на вопрос: «А для чего вы занимаетесь бизнесом?». Если для большого дохода, хорошо — «А зачем вам большой доход?». Много тратить? А для чего?И так до того момента, пока вы не найдёте глубинную ценность. Отвечая на эти вопросы, вы поймёте, что без бизнеса тогда вы жить не сможете и не захотите откладывать работу. Чем раньше вы начнёте, тем больше времени у вас на достижение своих целей.
— 3 слова, с которыми ассоциируется Питерская Вышка
— Интеллект, нетворкинг, жизнь
Карташов Денис Андреевич
Департамент финансов: Приглашенный преподаватель