Синдром упущенных возможностей и будущее онлайн-образования

Наталья Гросс, выпускница бакалавриата Питерской Вышки по направлению «Экономика» 2015 года, магистратуры — «Маркетинговые технологии» 2017 года, делится своим взглядом на онлайн-образование и рассказывает, почему так необходим опыт участия во внеакадемической деятельности.

Синдром упущенных возможностей и будущее онлайн-образования

Из архива Питерской Вышки

Наталья является основательницей образовательного проекта-агрегатора «Eduaid» для активной молодежи, который позволяет искать бесплатные мероприятия, научные конференции, форумы, стипендии, выигрывать гранты, а также оказывает бесплатную помощь в профессиональном развитии студентов и молодёжи. В рамках проекта каждый может получить бесплатную консультацию по поиску образовательной или профессиональной возможности, подготовке резюме или написанию мотивационного письма. Кроме этого, проект проводит цикл открытых вебинаров для молодежи России и очные мастер-классы для молодежи Санкт-Петербурга. Мы поговорили с Натальей о важности внеакадемической деятельности на любом уровне образования, а также о будущем онлайн-образования.

— Почему студентам и молодежи в целом так важно брать от обучения как можно больше: принимать участие в стажировках, выигрывать гранты?

— Студенчество — это время уникальных возможностей. Чем больше вы будете пользоваться разными студенческими опциями, тем выше будут ваши шансы на успех в будущем. Когда участвуешь в университетских внеакдемических активностях и получаешь первые положительные результаты, это благоприятно сказывается на самооценке и внутреннем чувстве уверенности в себе. Отсюда вытекает чувство причастности к университету и удовлетворенность своей студенческой жизнью.

Организация студенческих мероприятий, стажировки, обмены сталкивают вас с различными людьми из академических, профессиональных и некоммерческих сообществ и к окончанию университета накапливается социальный капитал в виде связей и контактов. Также такого рода мероприятия могут помочь развить свои «надпрофессиональные» навыки (soft skills), которые сейчас важны наравне с профессиональными навыками при приёме на работу в компании. Выступая на конференциях, выигрывая гранты, вы можете развить навыки командной работы и лидерства, коммуникативные навыки, критическое мышление и аналитические способности. В совокупности это всё влияет на мотивацию, а значит и повышает образовательные результаты, а хорошая успеваемость очень часто является точкой входа для стипендиальных программ. Если подвести итог — вся эта активность вносит вклад в формирование стартовой оплаты труда и уровня компании, позиции на которую вы можете претендовать сразу после окончания университета.

Несколько моих знакомых спустя пять лет после окончания университета поделились тем, что испытывают «синдром упущенных возможностей» из-за того, что в студенческое время не принимали участие во внеучебных мероприятиях. Кто-то совсем не знал о них, кто-то боялся попробовать или же испытывал проблемы с общением, будучи замкнутым человеком или же считал это совсем ненужным.

 


— Многие считают, что сейчас высшее образование не так важно в жизни, больше ценится наработанный опыт. Так ли это, по Вашему мнению? Как Вы думаете, чем это обусловлено?

— Это очень категоричное высказывание. Здесь нужно понимать, что мы все разные и у каждого есть свой жизненный путь, сильные и слабые стороны, амбиции, возможности, цели и задачи в жизни.

К сожалению, если рассматривать на большой выборке: ни в каждом случае высшее образование равно знания, и не всегда годы наработанного опыта (то есть сам критерий времени) делает из человека блестящего специалиста своего дела. Бывает, встречаешь людей без высшего образования и восхищаешься их мудростью, навыками и тем, как они смогли развиться, а бывает и наоборот.

Проходя собеседования в компании, я тоже слышала подобного рода высказывания. Что касается лично моего мнения, я считаю, что высшее образование (подразумеваю при этом глубинные знания в той или иной сфере) — это необходимая и обязательная база, которая будет служить катализатором при освоении того или иного опыта. И всё-таки, на мой взгляд, знания важнее. Я ни в коем случае не отрицаю важность и ценность опыта работы в формировании специалиста. В идеале знания и опыт — это две важные и обязательные составляющие профессионального развития.

Несколько раз наблюдала ситуации уже в компаниях, когда требовалось освоить те или иные прикладные программы для работы, имеющие 4-5 программ аналогов или же вообще внутренние разработки компании, которые решают похожие задачи. Наблюдала за ребятами, которые до этого изучали 2 года углубленно статистику и эконометрику в ВШЭ, на освоение такой программы для работы им требовалась максимум 1 – 2 недели. Если нужно было освоить аналог, они легко переключались, так как при хорошей базе знаний нажимать на кнопочки в разных интерфейсах становится не так уж и сложно. И наблюдала за специалистами с опытом работы, которые осваивали похожие программы за 5-6 месяцев, так и не понимая до конца глубинную суть, ввиду отсутствия именно базовых знаний эконометрики и статистики. И когда «многие, кто считает, что высшее образование не важно в жизни, а ценится наработанный опыт,» осваивают одну программу на протяжении 6 месяцев, а затем рассказывают о том, как долго и мучительно они осваивали её и почему их опыт так ценен, они просто не могут отойти от своего примера-шаблона и начать мыслить критически и не загонять всех под один стандарт.

И, наверное, не только знания и опыт работы важны, но и рациональное и критическое мышление.

 


— Вы занимаетесь образовательными онлайн-проектами, а сейчас все школьники и студенты заканчивали учебный год на дистанционном обучении, как Вы считаете, в будущем онлайн-образование сможет заменить привычные всем походы в университет?

— Мне бы не хотелось, чтобы онлайн-образование полностью заменило походы в университет. Дистанционное обучение открывает широкие возможности, в том числе для людей с ограниченными возможностями и тех, кто живёт в отдалённых районах, а также позволяет вовлечь больше людей в образовательный процесс. Я, например, на протяжении учёбы в школе жила в маленьком городе. Мне хотелось изучать более углубленно ряд дисциплин, но в моём городе попросту не было альтернативы курсов и лекций, кроме соответствующих школьной программе. Мне кажется, прежде всего, онлайн-образование востребовано именно в таких случаях. Когда, находясь в любой точке мира, ты можешь присоединиться к лекциям ведущих университетов и специалистов. Или же для работающих людей, у которых нет времени лично посещать курсы, и они могут самообразовываться в свободное время.  Если говорить о профессиях, где важны практические навыки, — такое образование можно получить исключительно в традиционной системе. 

Ещё один огромный плюс традиционного образования — это социализация и личный контакт с преподавателями, однокурсниками, которые впоследствии становятся хорошими специалистами в смежных сферах и тем самым ты получаешь бонусом круг экспертов-коллег. По моему мнению, онлайн-образование ни в коем случае не должно быть заменой традиционному, а лишь бонусом и обязательным дополнением. В идеале, когда оффлайн- и онлайн-образование совмещено.

На данный момент есть огромное количество онлайн-курсов, созданных не только образовательными учреждениями и, подбирая себе курс, очень важно проверить качество знаний и квалификации специалистов.