• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Удовольствие от процесса и связь с реальностью

«Сейчас наступил период, когда мечты начинают обретать формы, кристаллизоваться во что-то конкретное, а вопросы к себе становятся более осязаемыми», – поделилась мыслями выпускница бакалаврской программы «История» Ксения Литвиненко. Осенью она начинает писать докторскую диссертацию по истории советской архитектуры в Университете Манчестера.

Удовольствие от процесса и связь с реальностью

После окончания бакалавриата НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Ксения поступила в магистратуру (Будапешт) на годичную магистерскую программу «Comparative History» и выиграла конкурс на стипендию, покрывавшую расходы на обучение и проживание. Потом стажировалась в группе по городской истории в Центре современной истории при Чешской Академии наук в Праге, где занималась анализом трансформации чехословацких городов во второй половине XX века. Сегодня Ксения регулярно участвует в международных проектах.
Она согласилась рассказать нам, о чем мечтала, поступая в университет, почему после бакалавриата решила продолжить учебу за рубежом и чего хотела бы сейчас.

– Вы помните, как поступали в Питерскую Вышку, о чем мечтали?

– Когда я поступала в Вышку, единственным моим желанием было узнавать новое. Мне нравится находиться в процессе обучения, делиться его результатами и думать о том, как этот процесс может быть улучшен. Например, как сделать образование доступным для большего количества людей или как сделать язык, на котором говорят ученые, более понятным. Изначально я не воспринимала поступление на бакалавриат по истории как выбор профессии. Для меня это скорее была возможность продолжать заниматься тем, что мне нравится. Спустя какое-то время нам помогли понять, что и в этом процессе есть карьерные возможности. Теперь я строю карьеру в сфере образования. Поэтому, ВШЭ скорее помогла мне сформулировать мечту.

– А что значит сформулировать мечту?

– Это значит понять, что действительно интересно тебе, а не навязано родителями или системой. И это очень важный шаг, на который у каждого человека должно быть время. Поэтому образование и возможности смотреть и анализировать мир, себя, историю, микробиологию или лингвистику – это, скорее, некий путь, а не самоцель.

Осенью я начинаю писать докторскую диссертацию по истории советской архитектуры в университете Манчестера. Сейчас наступил период, когда мечты начинают обретать формы, кристаллизоваться во что-то конкретное, а вопросы к себе становятся более осязаемыми. Например, теперь мне интересно не как я могу изменить мир, а как я могу работать над собой, чтобы стабильно выполнять свою работу в довольно узкой сфере честно и качественно. Поэтому моя мечта сейчас – это найти баланс с самой собой, понять, в каком темпе и форме я готова двигаться дальше, чтобы одновременно получать удовольствие от процесса и не терять связь с реальностью.

– После бакалавриата вы поступили в магистратуру в Будапеште. Почему вам захотелось продолжить образование за границей?

– При поступлении в магистратуру я руководствовалась тем, что хочу стать профессионалом в том поле, где я уже сделала довольно много. Обучение за рубежом дает больше конкуренции, а, следовательно, и стимулов к реализации собственного потенциала. Оно также помещает тебя в среду, где действуют другие медиумы – язык, повседневные практики,  материальное и символическое окружение. Действие как будто происходит в вымышленных условиях. Это позволяет критически посмотреть на себя и декорации, которые тебя сформировали и незаметно стали твоей привычкой, обоями на стене. Пребывание в другой среде позволяет немного отодрать эти обои – посмотреть, что там под ними, возможно, приклеить на место или, наоборот, пойти искать новые.