• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будущее уже наступило

Каков он – новый ландшафт образования, и какие требования к специалистам выдвигает современный  цифровой мир? Свой ответ на этот вопрос предложил заместитель Председателя Банка России Руслан Вестеровcкий в рамках организованной НИУ ВШЭ –Пятой международной конференции «Образование и мировые города: новые технологии развития».

Обучение и развитие

В последние десятилетия наблюдается разрыв между возрастающим потоком информации и знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности. Преодоление этого разрыва предполагает не только  все возрастающее использование информационных технологий, но и овладение методами поиска, извлечения, переработки, генерирования и применения  полученной информации.  Такие потребности   невозможно удовлетворить без  изменения будущего ландшафта системы образования.

Мир становится все более неопределенность, сложным и турбулентным. Скорость изменений возрастает, особенно это относится к образованию. В условиях, когда обучение занимает 4-6 лет, возникает ситуация, когда знания выпускников устаревают к моменту окончания ВУЗа. В этом смысле новое значение приобретают динамичные образовательные продукты скорость запуска которых 2-3 месяца. Такие продукты, например, все активнее внедряются корпоративными университетами.

На смену старым моделям обучения приходят новые. Если раньше корпоративная учеба могла длиться неделю, две, месяц, то сейчас популярность приобретает микроформат – 2-3 минуты.   Однако в более широком плане процесс обучения теперь будет занимать всю жизнь. Также заметно доминирование игровых форматов в обучении и активное формирование образовательного пространства с помощью Интернет-сообществ, социальных сетей.

Все это своеобразный вызов для организаций, которые заботятся о развитии своего персонала, и учебных заведений.

Будущая система образования должна учитывать сразу несколько новых требований. Во-первых, обучение становится все более кастомизированным, то есть адаптированным под конкретного обучающегося. Это означает, что возрастает необходимость тщательно отслеживать актуальный контент и форматы обучения, востребованные бизнесом, а также формировать индивидуальные образовательные траектории. Во-вторых, усиливается взаимодействие между всеми уровнями образовательных учреждений и работодателей, широкое распространение приобретают стартап-акселераторы с образовательным компонентом.  В-третьих, обучение должно предполагать не только получение конкретных знаний, но и развитие личностных качеств, например, таких, как системное и критическое мышление, стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию, готовность к изменениям вокруг и готовность меняться самому.

Человек, обладающий системным и критическим мышлением, может анализировать информацию, формировать к ней собственное отношение и принимать взвешенные решения в рамках контекста и с учетом всех обстоятельств. Неопределенность становится естественной характеристикой современной среды, и навыки работы в этих условиях особенно важны. Они выражаются в скорости принятия решений, адекватных вызовам внешней среды.

Эмоциональный интеллект поможет человеку понимать свои чувства, проявлять эмпатию и взаимодействовать с другими людьми в условиях разных субкультур и поколений.

Практически в любом виде деятельности все больше проявляется необходимости мыслить нестандартно и создавать новое, поэтому важный навык будущего - это креативность и инновационность.

Последняя по порядку, но не последняя по значимости - digital-компетенция. Digital-компетенция - это глубокое понимание цифровых сред, способность интуитивно адаптироваться к новым условиям и создавать новый контент. На сегодняшний день данная компетенция объединяет в себе способность личности создать и поддерживать здоровую индивидуальность как в виртуальном мире, так и офлайн, навыки в сфере кибербезопасности – то есть способность защитить свои персональные данные, нейтрализовать разные кибератаки,  «фильтровать» информацию, цифровую грамотность - способность безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы Интернет. Все это черты современной digital-личности.

Образование также должно учитывать, что одной из важнейших особенностей современного лидера является наличие у него способности быстро ориентироваться в разных сферах. Сейчас все больше задач, которые не ограничены одной сферой, это может быть стык экономики, IT, философии, юриспруденции и т.д. Все чаще только в комплексе можно предложить решение, которое соответствует вызовам рынка, требуются так называемые метакомпетенции.  

Ответ Банка России на вызовы

Банк России сейчас также трансформируется, чтобы адекватно реагировать на внешние вызовы.

Работу по внутреннему преобразованию Банка России мы начали с выработки стратегии, включающей миссию, видение, ценности и цели организации. Главное для любой структуры – это высокопрофессиональный персонал, поэтому мы понимаем: наши сотрудники тоже должны постоянно совершенствоваться, учиться. В структуре Банка России создан Корпоративный университет. Для регулятора это инструмент, который позволяет трансформировать стратегию в действие и интегрировать новации в подразделения. При  обучении  сотрудников  мы развиваем дистанционное обучение и внедряем другие новые форматы.  

В настоящее время мы также проводим трансформацию и реинжиниринг всех бизнес-процессов. Изменения касаются и структуры организации. За последние два года в Банке России появился целый ряд новых департаментов – департамент по управлению данными, департамент информационной безопасности, департамент финансовых технологий, департамент проектов и процессов.   Это показывает, куда мы движемся, каким хотим видеть свое будущее. В направлении диджитализации Банку России предстоит полностью отказаться от бумажного документооборота при взаимодействии с участниками рынка -  переход на электронное взаимодействие является одной из ключевых задач регулятора.

В сфере развития финансовых технологий Банк России внедряет механизм удаленной идентификации, разрабатывает и внедряет системы мгновенных розничных платежей,развивает открытые интерфейсы (Open API). Мы также разрабатываем и внедряем системы управления данными с использованием технологий Big Data, создаем пилоты на основе технологии распределенных реестров и условия для тестирования финансовых технологий (Sandbox).

Комплексный и основательный подход к преобразованиям в Банке России позволяет нам двигаться в ногу со временем, а может быть даже где-то и чуть-чуть опережать его.