Как цифровая трансформация одновременно снижает и увеличивает неравенство?
Панельная сессия Digital Divide and Digital Transformation состоится 13 ноября (суббота), 17:05 - 19:00 (рабочий язык: английский). С программой IDC - 2021 можно ознакомиться по ссылке.
Слушатели могут получить сертификат участника: для этого необходимо зарегистрироваться и посетить не менее трех мероприятий.
– Цифровая трансформация – одно из самых актуальных направлений исследований в современных управленческих дисциплинах. Это также основная тема Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении, в которой я работаю с февраля этого года. Поле для изучения весьма широко, поскольку процесс цифровой трансформации затрагивает множество сфер государственного управления. Предпринимаются попытки переконфигурировать способы взаимодействия в социальной и транспортной сферах, в области благоустройства и обеспечения безопасности. Реализация цифровых проектов позволяет повысить эффективность работы чиновников и качество предоставления государственных услуг, а использование таких современных технологий, как большие данные, Интернет вещей и искусственный интеллект позволяют собирать и обрабатывать информацию с большей точностью, и на ее основе своевременно принимать ключевые решения.
И, безусловно, одна из ключевых задач всех этих процессов – это нивелирование социального и экономического неравенства и обеспечение равного доступа к таким ресурсам, как доход, образование, медицина, информация, человеческий капитал. Этому способствует телемедицина и электронное образование, сокращение временных, материальных и финансовых затрат на получение государственных услуг как для граждан, так и для бизнеса.
Но не всё, конечно, так однозначно радостно: цифровая трансформация, позитивно влияя на преодоление социально-экономического неравенства, в то же время создаёт условия для расширения этого неравенства. Это связано с тем, что государства не успевают внедрять технологии равномерно и происходят так называемые «цифровые разрывы», маркирующие исключение человека из цифровой среды, что в современном мире значит практически исключение из нормальной жизни, сокращение возможности живого контакта с обществом, распространение интернет-буллинга и другие негативные явления.
– Какие доклады и спикеры будут представлены в рамках панельной сессии?
– В панельной сессии будут представлены четыре доклада. Али Фаразманд, профессор Florida Atlantic University, расскажет об основных теоретических тенденциях в осмыслении неравенства в контексте цифровизации, о роли социальной политики и тех политических установок, которые транслируются через процессы изменения отношений государства и общества в современном мире на базе цифровых технологий.
Раффаэле Гарери, до недавнего времени – вице-мэр Рима по цифровой трансформации, а также сооснователь международной Ассоциации Умных Городов, готовит очень проблемный доклад, посвященный цифровизации городской среды и тем сложностям, которые при этом возникают.
Заведующий Международной лабораторией цифровой трансформации в государственном управлении Евгений Стырин совместно с нашим коллегой Эдуардом Титовым расскажут о методах оценки цифровой готовности, которые существуют сегодня, и поразмышляют об их возможностях использования в России. Наконец, мы с Евгенией Кутергиной, выпускницей НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, а ныне директором Центра университетских исследований и мониторинга университета ИТМО, и студенткой программы УАГС Дарьей Пикаловой расскажем непосредственно о текущем исследовании цифровой трансформации государственного управления – первых результатах интервью и опроса, проведенного этой осенью.
– Это Ваше первое участие в конференции IDC. Чем, на ваш взгляд, может быть ценен формат конференции для обсуждения вашей темы?
– Несмотря на огромное количество кейсов цифровой трансформации, её границы до сих пор являются размытыми, а определение спорным. Одной из основных задач Лаборатории – и в частности, моей задачей как сотрудника Лаборатории – сейчас является уточнение данного понятия не только в российском, но и в международном контексте. Если понимать цифровую трансформацию государственного управления как принципиально новый этап взаимодействия власти и общества (что, кстати, может в итоге и не оказаться столь глобальной переменой, каковой она кажется сейчас), то становится интересным и важным, какие смыслы и практические действия вкладывают в слова «цифровая трансформация» чиновники из разных стран мира, и как на это влияют национальные и культурные особенности тех стран, в которых цифровая трансформация активно реализуется.
– Каковы ваши ожидания и пожелания на предстоящую дискуссию и конференцию в целом?
– Наша секция объединяет и теоретиков, и практиков цифровой трансформации в государственном управлении. Поэтому мне кажется, дискуссия должна быть крайне интересной.