Неравенство в образовании: всегда ли это плохо?

В рамках Санкт-Петербургской конференции по неравенству и многообразию состоится панельная дискуссия «Неравенство и образование: pro et contra». Наталья Заиченко, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием» и организатор дискуссии, поделилась с нами подробностями предстоящего мероприятия.

Из архива Натальи Заиченко

Из архива Натальи Заиченко

Панельная сессия «Неравенство в образовании: pro et contra» пройдет 12 ноября (пятница) 12:05 - 14:00. С программой IDC - 2021 можно ознакомиться по ссылке.

Слушатели могут получить сертификат участника: для этого необходимо 
зарегистрироваться и посетить не менее трех мероприятий.

– Наталья Алексеевна, расскажите, пожалуйста, чему будет посвящено обсуждение?

– Мы порассуждаем о том, что такое «неравенство» в образовании, кто и в каких случаях является инициатором этого неравенства, т.е. по сути – «обеспечивает» его. Интересны дискуссии и на тему того, почему, как правило, феномен неравенства звучит в негативной коннотации. Во время дискуссии мы попробуем перевернуть негатив неравенства и рассмотреть этот феномен с точки зрения его позитивного влияния на образование.

– Чем сейчас актуальна тема неравенства в образовании?

– Эта тема актуальна всегда, как и любая тема, которая так или иначе касается справедливого распределения активов. Спецификация этого феномена всегда связана с субъектом мнения – это может быть учитель, родитель, ученик, чиновник или исследователь, и у каждого собственное представление об оптимальном распределении такого блага как образование. Интерес к теме вызван как раз наличием разности суждений.

 – Какие доклады будут представлены в панельной сессии?


– Мы включаем в дискуссию широкую палитру мнений. Целевая установка для каждого выступления – это ответ на какой-либо вопрос в рамках темы «Неравенство в образовании».     

Так, например, профессор НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Олег Ермолаевич Лебедев планирует ответить на вопрос «Как образовательные результаты "обеспечивают" неравенство участников?». Профессор Таллинского университета Мати Хейдмец представит результаты сравнительного исследования по школам Эстонии и Санкт-Петербурга в части разнообразия представлений учителей о границах свободы ученика и учителя в школе. Наша гостья из Великобритании – профессор Наталья Керш из Лондонского университета планирует выступление с ответом на вопрос «Как взрослые через образование преодолевают неравенство возможностей?». Педагог и психолог, исследователь из Санкт-Петербургского университета – Ирина Писаренко, одна из ключевых исследователей по теме ответственного родительства, расскажет, что думают родители о неравенстве возможностей в цифровом школьном образовании. Дмитрий Рубашкин, директор Инновационного центра «Технологии современного образования» выбрал тему «Как проявлять субъектность, не теряя объективности?».

Планируем завершить сессию дискуссией о том, когда устойчивое неравенство в образовании может являться благом для участников образовательных отношений.

– Это Ваше первое участие в IDC с панельной сессией. Чем, на ваш взгляд, может быть ценен формат конференции для обсуждения Вашей темы?

– Нас как программу «Управление образованием» пригласили к участию в этой конференции в первый раз, и у нас самые позитивные ожидания от разговора на эту тему. Конференц-формат обсуждения не является уникальным. Это стандартный регламент, но суждения, высказанные в стандартном регламенте, могут быть сильно не стандартными. Формат не имеет значения. Важно, кто будет дискуссантами и участниками события.  

– Каковы Ваши ожидания и пожелания на предстоящую дискуссию и конференцию в целом?

– Ожидания исключительно позитивные. Возможны неожиданные суждения и, значит, появляется предмет для очередных исследований. Именно это и может быть целью нашей встречи на конференции – с одной стороны, сборка ответов на поставленные вопросы, с другой – новые идеи для исследований и проектов.